Петербург
Два облика
|
Прекрасный европейский город, «юный град, // Полнощных стран краса и диво». Автор-повествователь восхищен Петербургом: «Люблю тебя, Петра
творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид»,
«Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо как Россия»
| Искусственно созданный город, при строительстве которого погибло много людей. Он не для частного человека; в нем заведомо не учтена жизнь. Это город, где сходят с ума (как позже герои Достоевского).
Петербург — город-мираж на болотах — противопоставлен Москве, естественно возникшей, однако не столь пышной
|
Петербург является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта
|
Нева— вольная стихия, закованная человеком в «гранитные пределы», является частью города, практически действующим лицом, как и Петербург. Бунтуя, она открывает глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью и парадностью:
«Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты,
/ Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища…».
Бунт стихии порождает бунт человека. Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием.
Царь утверждает противоположность императорской и небесной логики: «С божией стихией // Царям не совладеть». Любое насилие влечет возмездие
|
- В поэме важную роль играет фантастика, помогающая раскрыть восприятие действительности героем, обостряющая конфликт до предела.
- Автор-повествователь открыто заявляет о себе в произведении, комментируя события, направляя читателя к нужному выводу и т. д.
|
«Медный всадник» — одно из центральных произведений «петербургского текста» русской литературы
|