Гениальность А. С. Пушкина как феномен культуры

Словосочетания "гений Пушкина", "гениальные произведения Пушкина" настолько привычны, что мы подчас не задумываемся, в чем же суть пушкинского гения, какие особые, отличительные черты имеет это явление. Человечество издавна волновала проблема гениальности. Этим вопросом занимаются философия, естественные науки, литературоведение. Открыв любой сборник афоризмов, мы утонем в потоке определений гениальности. Известно, что, с точки зрения йоги, у человека идеального заполнены шесть уровней отражения, заполнение пяти уровней соответствует понятию гениального человека[1].

Анализируя личность Пушкина на основе этих представлений, можно предположить, что первым, наиболее заполненным уровнем отражения у него, по-видимому, является эстетизм. Пушкин - величайшая творческая личность, провозвестник эзотерических, философских, научных, исторических, эстетических и других новых идей.

Его принято называть "солнцем русской поэзии". Он внес огромный вклад в формирование русского литературного языка и литературы. Пушкин много работал с эстетикой формы, причем стремление к этой деятельности пробудилось у него в раннем детстве. Глубокие и многоплановые произведения Пушкина являются источником познания |h сегодня.

Пушкин получил прекрасное аристократическое воспитание. Как аристократ он понимал значение традиций в обществе. Мы знаем его как знатока и тонкого ценителя истинно значимого в литературе и искусстве. Он также занимался изысканиями в области исторических традиций русского народа и знакомил читателей со своими открытиями.

Заполненность уровня абстрактного мышления проявляется во всех областях творческой деятельности Пушкина. Это один из способов его постижения мира на метауровне. Абстрактный уровень связан с научной стороной пушкинского творчества. Огромный интерес представляют, в частности, исторические выводы и обобщения Пушкина. Особое значение имеют архивы Пушкина.

Даже по тем отрывочным сведениям, которыми мы располагаем, можно судить о глубине и разносторонности научных интересов поэта.

Интуиция Пушкина проявляется в каждом его произведении. Тонкое психологическое проникновение в суть явлений, событий, взаимоотношений между людьми мы находим и в стихах, и в художественной прозе, и в статьях, заметках, набросках, письмах, мимолетных беглых замечаниях. Это не только отражается в словах, их точном и строгом отборе, но и воспринимается на уровне подсознания и сверхсознания. Многие прозрения и провидческие высказывания Пушкина актуальны и сегодня.

Альтруистическое начало в жизни и творчестве Пушкина связано прежде всего с абсолютными идеями человечности, нравственности, гуманистической просвещенности, уважения к личности. Поэт выступал против насилия и войн. Как человек своего времени он ратовал за воплощение евангельских заветов, в частности, он писал, что прекращение кавказской войны следует начать с проповедования Евангелия[2].

Интеллектуально он почитал Евангелие своим идеалом, но в художественных произведениях он во многом не следует христианским заповедям и традициям, а творит по природным, общечеловеческим законам. И в той универсальности, отнесенности ко всему человечеству независимо от религиозных представлений тоже проявляется гений Пушкина.

Однако мы не должны забывать о том, что Пушкин, прежде всего, - человек, из которого не следует делать кумира. Как у человека у него были свои недостатки, поэтому нельзя абсолютизировать все, что связано с именем великого поэта. Подчас в своих произведениях он стоит выше, чем в человеческих проявлениях. И здесь мы затрагиваем шестой уровень отражения - уровень социальной ориентации.

Пушкин был противоречив, поэтому необходимо отделять его жизнь от его произведений. В жизни он достаточно сильно критиковал, осуждал людей, общество, нравы, довольно едко, язвительно и обидно насмехался над людьми. Ярким примером этого являются его эпиграммы. Зачастую он проявлял изрядную гордыню: вспомним многократно повторенную мысль "презренная толпа", "поэт и толпа". В письме к М.П. Погодину в 1832 году он пишет: "Христос запретил метать бисер перед... публикой"[3].

Наверное, здесь речь идет о нарушении и природных, и социальных законов.

Наряду с этим вспоминаются другие строки Пушкина: "Хвалу и клевету приемли равнодушно..." Это уже высокая этическая позиция поэта, обретенная им в постоянном столкновении с цензурой, властями, так как он отстаивал право на свободу творчества и независимость творца. В одном наброске статьи у него есть строчка о неподсудности произведения и правах писателя.

Многие герои Пушкина являются воплощением дворянской чести, уважения к людям. У них отсутствуют презрение и сословные предрассудки (например, Гринев, Екатерина II). Гринев даже в борьбе со Швабриным проявляет достоинство и уважение к противнику. Таким образом, у многих героев Пушкина нет тех недостатков, которые были у самого поэта.

Всесторонне анализируя творчество и личность Пушкина, мы, пожалуй, можем сделать вывод о том, что у Пушкина не было полного заполнения уровня социальной ориентации. И если мы говорим о том, что мы учимся у Пушкина, то и этот пример может стать поучительным.

Вся трагедия Пушкина, его безвременная смерть и, возможно, не полностью осуществленная жизненная миссия связаны именно с недоработками в области социальной ориентации. Общество не прощает жесткого нонконформизма и высокомерия. Известно, что кроме формальных санкций существуют неформальные санкции со стороны общества: насмешки, клевета, анекдоты, обидные, оскорбительные сплетни, интриги, целью которых является спровоцировать, выбить из седла, ударить по больному месту. Ответ Пушкина на эти санкции был прямолинеен и ожидаем: вызов на дуэль и принципиальный отказ от примирения. С одной стороны, это по-человечески понятно, с другой же стороны, человек уровня Пушкина мог, наверное, выйти из подобной |ситуации по-другому, для него это была учеба, но он се так не воспринял. Давайте вспомним стихи М.Ю. Лермонтова и немного сместим акценты:

"Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит "

Известные с детства строки оказываются наполненными иным смыслом, иным пафосом. В памяти всплывают пушкинские слова: "Учитесь властвовать собою..." Поистине непреходяща мудрость древних: "Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой - высшая власть").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: