Ар Залт

СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА КАК ЗЕРКАЛО СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ [4]

Сказки А.С. Пушкина могут быть использованы как источник эзотерических знаний. Заложенная в них информация показывает, что гениальный поэт прекрасно представлял себе те энергетические процессы, которые составляют суть взаимодействия людей в обществе, и законы человеческого поведения, соблюдение которых позволяет обеспечить благоприятную цепь развития событий, а несоблюдение влечет за собой растрату сил впустую, неудачи и даже гибель. Заметим, что уровень знаний поэта, его духовный статус для сведущего, понимающего сказки, ясны и без публикаций материалов из нашумевшего таганрогского архива А.С. Пушкина. Для того, чтобы с разных сторон показать, о чем говорится в этих скачках, придется достаточно пространно углубиться в философские рассуждения с риском утомить нашего читателя.

ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕННУЮ ЖЕНЩИНУ

К СОВЕРШЕННОМУ МУЖЧИНЕ И НАОБОРОТ

Можно сказать, что в сказках описано взаимодействие мужского и женского начал в природе, то взаимодействие энергий, которое только и может дать рождение новому, независимо от того, рождение ли это целой вселенной или акт человеческого познания. Каким законам должно подчиняться действие этих начал для получения нужного результата, независимо от того, каким образом они представлены: людьми в виде отдельных мужчины и женщины или мужской и женской половинами одного и того же человека? Каждое из этих начал имеет сильные и слабые стороны. Женщины хорошо все чувствуют в сфере конкретного, в реальных деталях, больше мужчин подвержены желаниям, располагают большим количеством энергии, необходимой для достижения результата, наконец, именно они творят материальные формы. С другой стороны, в некоторых случаях они слишком привязаны к конкретному, хуже, чем мужчины, умеют отвлекаться от частностей, абстрагироваться, чтобы получить представление о ситуации в целом, а также в большей степени подвержены эмоциям и порою руководствуются ими в ущерб делу. Поэтому женщины объективно слабее мужчин гам, где требуется открывать новое, при поиске правильных решений, учитывающих контекст событий и интересы других людей, сил, которые могут быть полезны или опасны.

Учет своих сильных и слабых сторон, заданных природой, умение удержать свое поведение в рамках природных особенностей пола составляет человеческую мудрость и обеспечивает успех в делах. Объективно делом мужчин является поиск решений, мыслительная работа, изобретательство, необходимость брать на себя ответственность, а дело женщин - претворение этих решений в жизнь, свобода в материальном творчестве, помощь и подсказка мужчине в необходимых случаях, но в целом женщина должна стоять за мужчиной, слушаться его, так как он отвечает и за ее ошибки. Известно, конечно, что некоторые женщины руководят лучше иных мужчин, а некоторые мужчины эмоциональнее женщины, но это уже случаи, когда по своему воспитанию, развитию они имеют в своем организме излишек энергии противоположного пола. Это - утрата гармонии, и она будет влиять на окружение данного человека, ибо все в мире взаимосвязано. Гармоничное соотношение мужского и женского в организме соответствует 70% от своего пола и 30% - от противоположного. Например, если мужчина не умеет сдерживать эмоции, им помыкает его женская половина, наподобие того, как в семье жена помыкает подкаблучником-мужем. То же самое происходит, если мужчина беспомощен в какой-либо ситуации и спрашивает, что делать, у женщины, перекладывая на нее принятие решения. За такую ошибку мужчина может даже поплатиться головой, поскольку она у него не работает.

Сказки Пушкина показывают нам шесть вариантов неправильного, то есть отклоняющегося от природного, поведения мужчин и женщин по отношению друг к другу. Иногда поведение героев разных сказок сходно, однако все-таки каждая сказка рассказывает о чем-то своем. Сказочные персонажи демонстрируют, как живут в обществе люди с разным уровнем умений, притязаний, возможностей влияния на жизненные ситуации, на окружающих. На каждом уровне мужское и женское взаимодействуют по разным законам. Персонажи постоянно чего-то добиваются друг от друга, обращаются друг к другу за помощью, просят о чем-то, заставляют других что-то делать, потому что не умеют, не могут достичь желаемого самостоятельно. При этом они совершают ошибки. Все эти ситуации являются моделями поведения, которые следует хорошо усвоить, следует научиться осознать и избегать, изображенных автором ошибок, двигаясь по пути совершенствования, по пути превращения себя в настоящую женщину, в настоящего мужчину, то есть по пути наработок гармоничного соотношения в себе мужского и женского начал. Пары героев сказок не имеют этого гармоничного энергетического соотношения: мужчины в чем-то ведут себя по-женски, женщины - по-мужски, но во многих случаях это сходит им с рук. Живут же старик со старухой у синего моря тридцать три года, все это время старуха распоряжается стариком как собственностью, и природа не наказывает ее ни болезнью, ни гибелью. Так в чем же дело? В том, что стоило ей попробовать вести себя так же по отношению к Золотой рыбке, как она потеряла все. В каждой сказке описаны допустимые для героев варианты отклонения от природного поведения, за которые их не наказывают, и недопустимые отклонения, за которые обязательно следует наказание: то комар их в глаз кусает, то петушок в темя клюет. По сути дела, все неблагоприятные повороты судьбы у героев сказок являются наказанием за то, что они отклоняются от природного поведения не так, как это разрешено в данной сказке. К рассмотрению взаимодействия мужского и женского начал мы еще вернемся.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧУВСТВА ЦИВИЛИЗУЮТ ЧЕЛОВЕКА

На какой сфере человеческих отношений акцентируют внимание сказки? В них описаны отношения между людьми, которые возникают по зову чувств, а люди становятся рабами этих чувств. Герои действуют по принципу симпатии или антипатии, либо же на основе нейтрального чувства. Без людей нет чувств. Все: стремление к власти, к богатству, к удовлетворению своих прихотей и тщеславия, - существует только при наличии людского окружения. (Кстати, к людям в сказках приравнены и сказочные персонажи: Золотая рыбка, черти и т.п. К чудо-зеркальцу царица по ходу сказки проявляет то положительную эмоцию, то отрицательную, совсем как завистливые ткачиха с поварихой - к своей сестре.) И важно то, что это отношения между людьми вообще, а не только между родственниками, хотя, конечно же, различные оттенки чувств накладываются и на родственные отношения. Одних родственников мы ценим, выделяем, они нам зачем-то нужны, с другими же нам дискомфортно, мы их терпим, - именно терпим, потому что родственников не выбирают. Родственные отношения - особые: родственников мы считаем "своими" независимо от того, являются ли они помощниками по жизни или обузой.

Все это - отношения на уровне отдельных личностей, а не отношения с группой людей, коллективом, ибо последние носят уже иной характер. В отношении коллектива не будешь вести себя так же, как в отношении конкретного человека. Коллектив состоит из разных людей. Суть коллектива в том, на какой основе эти разные люди в него объединились.

Рассматриваемые в сказках человеческие отношения, построенные на чувствах, возникают на определенном этапе развития человеческого общества, открывая как бы новую нишу общественного существования, и сопровождаются общественной трансформацией: переходом от родоплеменного строя к государственности. Или, другими словами, к цивилизации. При этом родственные отношения сохраняются, продолжая занимать в обществе определенное место. Но их уже, случается, пересиливают отношения, диктуемые желаниями.

Браки заключаются по чувству или из-за богатства, и не обязательно с отдаленными родственниками, как это было принято ранее внутри племени. Отныне устанавливаются масштабные человеческие контакты с не родственниками, т.е. с "не своими". Замкнутость родоплеменного мира нарушается. Социальные единицы строятся теперь по принципу территориальности: царство, провинция, во главе которых стоит власть, устраивающая твои жизненные дела. Власть (конкретный царь, наместник, чиновник) выступает объектом эмоционального отношения: любви, признательности, ненависти, зависти, вожделения. Исчезает табу на причинение вреда родственникам, исчезает социальный институт родового строя: борьба за интересы, конкуренция отныне могут делать родственников врагами. Вспомним многочисленные примеры борьбы за трон, за наследство, когда убивают именно ближайших родственников. Начинаются войны не ради жизненной необходимости, а просто ради грабежа, или для того, чтобы наказать "несимпатичного", так как отношения с "не своими" в головах людей уже возникли. Все это описано в пушкинских сказках. Поэтому это сказки о цивилизациях.

СПЛОШНЫЕ КАТАСТРОФЫ

Каждая пушкинская сказка (а их пять завершенных и одна недописанная) посвящена одной конкретной цивилизации. Эти цивилизации циклично возникали на Земле и погибали в катастрофах на протяжении последних 200 тысяч лет в такой последовательности: Арктида, или Гиперборея (существовала один космический цикл, равный 26 тысячам лет); Атлантида (существовала три полных цикла по 26 тысяч лет); Пацифида (один цикл, 26 тысяч лет); Хиттида (один цикл, 26 тысяч лет) и Азиатида (та цивилизация, в которой мы жили до 1982 года; она возникла после катастрофы, уничтожившей Атлантиду, при участии носителей атлантской культуры и просуществовала около 17 тысяч лет - остаток четвертого цикла Атлантиды. После 1982 года, избежав катастрофы, с началом нового космического цикла энергий Азиатида уступила место очередным цивилизациям: 6-ой и 7-ой, на этот раз внедряющимся на Землю одновременно. Таким образом, вот уже 18 лет мы живем в эпоху новых цивилизаций.

Ни одна из перечисленных погибших цивилизаций не расселялась по Земному шару так широко, как Азиатида, а теперь 6-ая и 7-ая цивилизации. Все предыдущие существовали весьма локально, предпочитая не вмешиваться в дела друг друга. Арктида существовала на землях архипелага, располагавшегося в районе нынешнего Северного Ледовитого океана, и на части территорий нынешней России. Атлантида - на суше, ушедшей под воду одноименного океана; она имела также колонии в Африке и, возможно, в Америке. Пережившие катастрофу атланты дали начало египетской культуре и, возможно, культурам Междуречья. Пацифида располагалась на землях, ушедших под воду Тихого океана, остатками которых является нынешний Японский архипелаг. Хиттида, которую помимо воли самих хиттидцев называют еще Лемурией, существовала на суше, поглощенной в результате катастрофы Индийским океаном, и на территориях полуострова Индостан. Перед гибелью этой цивилизации часть ее населения, спасаясь от катастрофы, переселилась в высокогорные районы Евразии. Эта высокогорная колония явилась истоком тибетской культуры.

ДЛИННЫЕ РУКИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Исчезнув в физическом мире, погибшие цивилизации продолжают существовать в ауре нашей планеты в виде энергетического облака, содержащего информацию об истории, культуре, образе жизни, социальном устройстве каждой цивилизации. Они по-прежнему оказывают влияние на людей Земли.

Цивилизации как энергетические образования создаются из энергии человеческих отношений. Чтобы продлить свое существование после гибели, цивилизации должны иметь энергетическую подпитку извне, от людей, продолжающих жить на Земле. Человек, живущий эмоциональной жизнью по законам данной цивилизации, то есть имеющий те же пристрастия, интересы, чувствующий и поступающий так, как люди этой цивилизации, будет резонировать в лад с ее энергетической структурой и подпитывать ее. Цивилизация как бы "подсела" на данного человека, а он, неосознанно выполняя ее законы и программы поведения, является ее "автоматом". Например, жадный человек предсказуем в определенных ситуациях - в этом и состоит автоматизм: "ему покажешь медный грош - и делай с ним что хошь".

Привычки, поведение, прививаемые ребенку воспитанием в семье, определяют, под какую структуру он встанет, или, напротив, создают возможность того, что он не будет стоять ни под одной цивилизацией. Родители, сами стоящие под цивилизацией, как правило, передают се своему воспитаннику. Выдающиеся люди, развитые личности, получившие независимое воспитание, обычно под цивилизациями не стоят.

С другой стороны, цивилизация защищает своего автомата-кормильца, являясь ему своеобразной "крышей". Поступая по программе цивилизации, автомат отклоняется от природного (то есть правильного, энергетически независимого) поведения. Он нарушает природный закон, например, везде сует свой нос, возмущая этим людей, за что должен был бы получить наказание: заболеть и т.п. Однако с ним ничего не происходит, потому что цивилизация "прикрывает" его и всю энергию раздражения, посланную людьми на автомата, забирает себе. Раздражая людей, автоматы поставляют через себя энергию в цивилизацию. Но цивилизация защищает своего человека от наказания только за нарушение того - природного закона, который предусмотрен ее программой. От наказания за нарушение других природных законов она не защищает. Переступив их рамки, автомат понесет наказание. Поэтому и герои сказок несут наказание.

Выйти из-под цивилизации означает перестать жить ее законами, прекратить выполнять ее программу поведения. Это - акт духовного развития, момент освобождения, шаг по пути единения с Природой.

Каждая цивилизация - это социум, имеющий свой неповторимый жизненный уклад, конкретные способы проживания, сложившиеся в данном обществе. Поэтому к законам цивилизации относятся не только те природные законы, от последствий нарушения которых она защищает, но и множество социальных, то есть изобретенных людьми, выросших из обычаев, из принятого в свое время видения мира. Таковым, например, является морской закон Атлантиды, согласно которому проплывающему мимо порта кораблю предписывалось выстрелить из пушки, запрашивая этим местную администрацию: "Можно ли проплыть мимо?" В ответ с берега тоже подавался сигнал в виде выстрелов, и, в зависимости от их количества, он означал либо: "Можно проплывать мимо", либо: "Вам следует пристать".

Замечательный пример ритуального поведения в виде обращения к силам природы, поведения, основанного на арктидских представлениях о трехчастном устройстве мира, содержится в тексте одной из пушкинских скачок. Королевич Елисей, желая узнать, жива ли его невеста, обращается сначала к Солнцу - владыке небесного мира богов - не взята ли она туда? Солнце отвечает, что нет, что ее, видимо, надо искать в царстве мертвых (или, другими словами, в мире предков, куда попадают после смерти обычные люди, не причисленные к рангу богов). Елисей обращается к владыке мира предков Месяцу и получает ответ, что в мире предков ее тоже пет (по более поздним представлениям, мир мертвых отождествлялся с подземным миром). Тогда Елисей обращается к Ветру, владыке мира людей (по более поздним представлениям - пространства между небом и землей, где существуют живые люди), и Ветер указывает, где находится царевна. Царевна лежала в гробу, как живая, только не дышала, поэтому ее не захоронили. А не захороненный еще относится к миру людей, он не может отлететь в мир предков, пока сохраняется тело. Данная арктидская картина мира, донесенная ариями до Индии, впоследствии была закреплена в Ведах.

Характерную для разных цивилизаций человеческую психологию Пушкин изложил в сжатом, можно сказать, "свернутом" виде. Возможно, это объясняется желанием сохранить изящество сюжетной линии и поэтического текста. Поэтому сказки требуют достаточно напряженного анализа и вдумчивого подхода при изучении поведения персонажей. Более развернутые психологические характеристики представителей тех же цивилизаций, выполненные в гротескном виде, с акцентом преимущественно на недостатках, даны Н.В. Гоголем в "Мертвых душах" при описании: Манилова, Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. Наконец, есть современный пример художественного отображения психологии цивилизаций (художники время от времени считывают информацию с энергетических полей Земли). В 1989 году вышел в прокат советский кинофильм "Спальный вагон" режиссера В.Хотиненко. Персонажи этого фильма: Добри Трифонович, Сидоров, Галина, Евгения, едущие в поезде в двух соседних купе, ведут себя как представители цивилизаций, соответственно: Хиттиды, Атлантиды, Пацифиды и Арктиды. Анализировать психологию цивилизаций легче, сопоставляя поведение персонажей произведений всех трех названных авторов.

НАКОНЕЦ-ТО ЧУТЬ БЛИЖЕ К СКАЗКАМ

Вернемся теперь вновь к рассмотрению взаимодействия мужского и женского начал в природном (то есть гармоничном, правильно построенном) варианте и в варианте цивилизаций, где у персонажей нет соотношения: 70% энергии своего пола и 30% энергии противоположного пола. Каждая из цивилизаций опирается на свою область взаимодействия мужчин и женщин, поэтому ценностной ориентацией, шкалой ценностей одна цивилизация отличается от другой.

Атлантида. "Сказка о царе Салтане"

Отношения в данной цивилизации вращаются вокруг того, как себя вести заказчику и исполнителю какого-либо замысла, например, архитектору и строителю. В природном варианте мужчина принимает решение, он - заказчик, знающий, что ему нужно. Женщина - исполнитель, обладающий талантами, возможностями материализовать замысел, претворить его в жизнь. Женщина не определяет заказ, если ей не говорят, она сама с предложениями не лезет.

В варианте данной цивилизации женская сторона-исполнитель сама себя предлагает: хочет оказать услугу, хочет, чтобы ее возможности непременно использовали, применили, чтобы выбрали именно ее. Она хочет вызвать у мужчины интерес, западение на ее возможности, оттеснить конкуренток. Плетутся интриги, чтобы обойти других. Так, три девицы расписывали вслух свои возможности, и их подслушал царь, а потом две из них попытались сжить со света третью, посадив ее в бочку. Так навязывал себя и свои развлечения гостям Ноздрев, у которого излишек женской энергии, из-за чего он постоянно пытается получить призвание мужчин.

В Атлантиде очень ценятся умения, возможности, мастерство, особенно такие, как чудеса, сверхъестественные способности, или сиддхи, как говорят йоги.

Хиттида. "Сказка о рыбаке и рыбке"

Отношения в этой цивилизации касаются прежде всего возможности властвовать над людьми, поучать их и быть в центре внимания.

В природном варианте у мужчины преобладает абстрактное, а не конкретное мышление. Он мыслит широко, но может не видеть деталей, больше витает в облаках, чем стоит па земле, то есть больше интересуется политикой, техникой, наукой, чем бытовыми, жизненными проблемами, он непрактичен. Женщина - исполнительница по натуре, поэтому она быстрее мужчины научается получать результат на практике. Она видит проблему конкретно, в деталях, она терпеливее и практичнее мужчины, быстрее мужчины набирает опыт и обучается. По природе все это дано женщине для того, чтобы подготовить к жизни подрастающее поколение. Она в этом смысле - учитель детям. Но своему мужчине - тоже, так как к нему она относится в практических вопросах, как к взрослому ребенку. Однако, обучая, женщина должна вести себя тактично, то есть обучать ненавязчиво, думая об обучаемом, а не о себе, обучать мужчину с его согласия, имея на то как бы его разрешение, иначе из нормальной женщины она превращается в "давилку" с непомерной гордыней, живущую только собственной правотой. Утрачивается природное положение женщины. Она встает впереди мужчины. Так ведет себя старуха в отношении старика. У нее избыток мужской энергии, у старика - недостаток, его все время нужно направлять и говорить ему, что делать, так как он не понимает. Ему нужны рецепты действия.

Гоголевский Плюшкин с избытком женского в поведении в молодости был нормальным помещиком и рачительным хозяином. Но по мере развития в нем тяги поучать всех, от членов семьи до своих крепостных, он превратился во властителя чужой жизни и принес в жертву этой страсти интересы хозяйства.

Арктида. "Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях"

Стержнем отношений в этой цивилизации являются вопросы принятия и служения чужому благу или только своему (себялюбие). Мужчина, в котором мужское начало представлено в норме, владеет своими эмоциями, то есть не подвержен острым симпатиям и антипатиям. Поэтому он способен принять все, что нужно по ситуации, и положительно отнестись к этому, сохранив спокойствие, или отвергнуть все, что потребуется, не идя на поводу своих чувств. Такой мужчина может спокойно встретить проблему, неудачу, опасность, чужое сопротивление. Это качества, необходимые воину и правителю, утверждающему и защищающему тот или иной порядок. При этом тот, кто принял порядок, считается "своим", и ему уже нельзя никоим образом мешать. Мужчина, свободный от антипатий, легко воспринимает природное, то есть то, что невозможно не признавать. Например, он может принять и взять под покровительство любую нуждающуюся в этом женщину, быть ей защитником. Он способен хладнокровно выдержать женские эмоции и, не обидевшись на них, остаться добродушным.

Женщина по природе своей сильнее мужчины подвержена симпатиям и антипатиям. Поэтому она должна подчиняться порядку, устанавливаемому мужчиной, и не стремиться утверждать свой, так как он изначально может оказаться необъективным, может строиться на себялюбии и кого-то ущемлять: женщина слишком держится за свое.

В варианте цивилизации, когда женщина имеет излишек мужского, она становится своенравной и строптивой, диктует свое. Во главе угла у нее собственные желания, она служит, прежде всего, им. Так поступает злая царица, утверждая свой желанный порядок, при котором милее всех - она.

Помещик Собакевич из "Мертвых душ", имеющий излишек женского, тоже преследует, прежде всего, свои интересы, оценивая всех людей через призму этих интересов. Он подчеркнуто демонстрирует людям свои симпатии и антипатии. За свое он готов перегрызть глотку любому, но союзника будет поддерживать. Собакевич единственный из всех уверял сомневающихся, что проданные им Чичикову крестьяне - живые.

Трудно удержаться от того, чтобы привести еще один пример женского, арктидского поведения из сказки "Двенадцать месяцев": попирая природный ход вещей, принцесса потребовала, чтобы подснежники расцветали в лесу к Новому году, и была готова для этого ввести в календарь 32, 33, 34 и т.д. декабря.

Азиатида. "Сказка о none и работнике его Балде"

В данной цивилизации отношения вращаются вокруг вопросов приобретения средств к материальному существованию и достатка. В норме мужчина - добытчик средств к существованию, он содержит семью. Поэтому его деятельность нацелена на сферы вне семьи, где только и можно заработать. Пусть это будет хотя бы и личным хозяйством, выпускающим продукты на продажу.

Семья - область приложения женских сил. Она создается для того, чтобы иметь возможность вырастить новое поколение, удовлетворять возникающие при этом потребности, просьбы, запросы домашних. Семья создается женщиной - хранительницей очага; для этого ей отпущено природой во много раз больше энергии, чем мужчине. Семья держится на женщине. Ее уход от этой функции (недостаток женского), перекладывание своих обязанностей на мужчину, приводит к тому, что не все потребности, просьбы, запросы домашних будут удовлетворены. Дети будут недоласканы, не получат необходимого домашнего уюта, не будут опрятно одеты, вовремя накормлены и т.д. Трата добытых мужем средств самостоятельно или с помощью прислуги: обустройство дома, обзаведение домашним имуществом, изготовление одежды, приготовление пищи, то есть ведение домашнего хозяйства - все это женская сфера деятельности.

Вариант цивилизации, когда у мужчины излишек женского и он демонстрирует увлеченность ведением домашнего хозяйства, то есть начинает жить женскими интересами, замещая женщину, имеет негативные последствия и для общества в целом. Во-первых, в общественной жизни (и в семье) главными интересами становятся хозяйственные, и они оттесняют все другие (например, вопросы экологии, а в варианте семьи - брак по расчету, а не по любви, или отказ дать детям образование, не связанное с достижением выгоды). Обретение достатка, прибыли становится самоценностью, что ведет к излишнему материальному накопительству. Во-вторых, интересы своего дома, своего хозяйства, своего достатка удовлетворяются где только можно, за счет общественных средств: продвижение на "теплые" должности своей родни, разворовывание, присвоение общественного достояния и т.д. Семьи становятся сильными, а государство, центральная власть - слабыми. Клановость интересов раздирает общество на части, страдают слабозащищенные слои населения. Мужчина, живя указанными женскими интересами, тоже не удовлетворяет насущные потребности, просьбы, запросы, но только общественные.

Хозяйственная деятельность попа, персонажа сказки, будет рассмотрена ниже. Из гоголевских типажей к данной цивилизации относится Коробочка. Имея излишек мужского (мужа похоронила, а хозяйство надо вести, не отдавать же его в чужие руки), она нацеливает свою деятельность вовне семьи, которой практически нет, торгует на рынке сельхозтоварами, изворачивается, чтобы получить при этом максимальные барыши, и демонстрирует устойчивую страсть к накопительству.

Пацифида. "Сказка о Золотом петушке"

Отношения в этой цивилизации направлены прежде всего на удовлетворение желания лично понравиться, вызвать к себе влечение у другого человека, завлечь его.

На женщину природой возложена функция продолжения рода, и для этого ей дано право выбрать необходимого мужчину (женщина выбирает мужчину, а не наоборот) и получить от него сексуальный контакт, вызвав в нем желание. Женщина всевозможными способами привлекает к себе внимание мужчины, берет его энергию, обещая сексуальный контакт. Если у мужчины желания не возникает, она выбирает другого мужчину.

Мужчина в природной норме, то есть управляющий своей сексуальной сферой, не отказывает женщине, испытывает к ней желание (мужчина способен желать всегда), действуя свободно и оставаясь свободным в своем поведении. Женщина - нуждающаяся сторона, берущая, мужчина - дающая. В норме мужчина - хозяин своих сексуальных желаний и влечений. Он может выдержать попытки женщины соблазнить его, не возжелать и остаться независимым. Тогда к нему нельзя предъявить никаких претензий. Если же он по собственному согласию идет на предлагаемый сексуальный контакт, то ему достает влечения и интереса к женщине, чтобы быть с ней ласковым, внимательным и удовлетворить все ее желания. Тогда к нему тоже нельзя предъявить никаких претензий.

В неприродном варианте цивилизации, когда у женщин в поведении есть некоторые мужские черты, а у мужчин, напротив, излишек женского и недостаток мужских качеств, женщина прельщает мужчину до такой степени, что он теряет свободу поведения, теряет голову. При этом сексуальная сфера может дать сбой, мужчина перестает быть хозяином сам себе в этих вопросах. Увлекшись, он способен забыть ради женщины свои дела, обязанности, доводы рассудка. Женщина управляет мужчиной, доставляя ему удовольствие своим обаянием, лаской, внимательностью, услужливостью. Из дающего мужчина сам превращается в берущего. Беря, становится должником. Теперь он несвободен и, чтобы расплатиться, обязательно должен удовлетворить женское желание, пойти на сексуальный контакт. Иначе он будет болеть или понесет иное наказание, вплоть до гибели, если женщина сильно возмутится.

Так погибли царь Дадон и оба его сына: каждый из них "запал" на прелести Шамаханской царицы и по восемь дней провел с ней наедине, к каждому она относилась ласково и услужливо, но каждый так и. оставил ее девицей. На этом "погорел" и мудрец-скопец. Ему не следовало требовать себе царицу: она и у него осталась бы в девичестве.

Пацифидка, превыше всего ценящая любовь и внимание к себе мужчин,:ради этого спокойно жертвует условностями, существующими в обществе: имеет в любовниках чужих мужей, живет сразу с несколькими, не боится, когда ее называют развратницей ("...хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха.").

Из гоголевских персонажей пацифидское поведение демонстрирует Манилов, имеющий излишек женского. Он с людьми любезен до приторности, всем своим видом обещает другому со своей стороны похвалы и услужливость, только бы в свой адрес слышать, какой он хороший и-приятный человек. Манилов до последней, возможности будет избегать положений, где нужно быть жестким с другими, противостоять, требовать дела, так как в этом случае он не получит любви и признательности. Поэтому с крестьян он потребовать порядка не может и хозяйство его в плохом состоянии.

Шестая цивилизация. "Сказка о медведихе"

В этой цивилизации стержневыми являются отношения, связанные с существованием, жизнью и здоровьем, предотвращением угрозы для жизни и здоровья.

Женщина, здоровье которой от природы имеет больший запас прочности по сравнению с мужчиной, опирается на земное начало, в то время как мужчина на 70% отрезан от земли. Все это делает женщину хранительницей жизни, исцеляющим началом. Она лечит своих заболевших детей, выхаживает при необходимости мужчину. Уход и забота о теле представлены у женщины лучше, чем у мужчины (женская косметика и т.д.),

Итак, и норме женщина выхаживает мужчину, если он беспомощен, помогает ему выйти из беспомощности, а мужчина слушается ее в этих вопросах. В варианте цивилизации, кола у мужчины нехватка мужского, а у женщины излишек мужского, женщина относится к мужчине как к беспомощному, неумехе, неприспособленному к жизни. Она делает дела за мужчину, хотя он должен делать их сам. Мужчина же проявляет инфантильность, пассивность. Женщина тянет лямку за двоих, но только ради того, чтобы получить от мужчины энергию для этой деятельности. Отношения между мужчиной и женщиной здесь нацелены не на устранение беспомощности мужчины, а на ее продление.

В недописанной Пушкиным сказке медведиха по отношению к своему медведю-боярину была таким опекающим женским началом, везла его на себе. Вплоть до того, что она сама должна была заботиться о защите своей жизни и жизни медвежат. А инфантильный медведь, узнав о гибели супруги, вместо того, чтобы прийти в ярость и помышлять о мести, о наказании обидчика, вместо того, чтобы учинить разбор промеж лесных зверей, по чьему недосмотру погибла боярская жена и пропали дети, повесил голову, голосом завыл, стал укорять жену, на кого она его покинула, горемычного. Почуял медведь, что пет больше ему привычной защиты, каменной стены между ним и жизнью.

Медведиха погибла потому, что ее подвела привычка вести себя хозяйкой по отношению к мужчине. Она оказалась излишне уверенной в себе, забыла, что мужик с рогатиной ничего ей не должен и не будет ее слушаться, как тряпка-муж. Ей надо было не возмущаться сразу от одного вида рогатины, а пойти на переговоры, упросить охотника не трогать ее и детей, или попробовать уйти, убежать с детьми. Но не привыкла она просить или поворачивать восвояси.

В человеческой жизни мальчики, воспитанные в традициях иждивенчества, до старости идут по жизни с привычкой, что о них должны заботиться. Это раздражает окружающих. В армии это раздражение проявляется в дедовщине.

Гоголевского персонажа, относящегося к Шестой цивилизации, в "Мертвых душах" нет. Седьмая цивилизация пока не описана никем.

В рамках данной статьи рассмотрение сказок по тексту не предусмотрено, что, возможно, разочарует читателя, но пусть у него останется возможность сделать это самостоятельно. Однако для того, чтобы дать еще один пример трактовки пушкинского текста, способов выявления в нем скрытого смысла, приведем некоторые замечания к сказке, посвященной Азиатиде.

Образ жизни Азиатиды в тексте "Сказки о none и его работнике Балде"

Осмыслим поступки Балды по сказке с точки зрения их последствий для окружающих, то есть тех, кто живет вокруг него. Балда предпочитает не брать на себя никаких обязательств, ограничивающих его действия, кроме оговоренных с попом при найме на работу. Он не озабочен размышлениями над последствиями, то есть ценой, заплаченной за сиюминутный результат.

Балда поселился в семье у попа. Хотя сынишка попа к нему привязался и стал называть тятей, он оставил его без тяти. Балду не заботила также (по тексту этого нигде нет) необходимость прикинуть, какова сила его воздействия на море и его обитателей, когда он морщил веревкой воду. Может быть, применяемое им воздействие излишне по силе, может быть, можно было обойтись и более слабым? Однако же, напротив, в очередной раз "...Балда наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось". Что, если от этого кто-нибудь погиб или что-то разрушилось?

Балда очень энергичен, быстро, упорно, ловко умеет работать и приумножать достаток, способен ради этого наладить нужные отношения и обхитрить, если надо. Но этим его нацеленность и ограничивается. По отношению к остальному - его хата с краю. Это - безответственность хозяйственника, руководствующегося краткосрочной выгодой; безответственность человека, озабоченного выполнением, прежде всего, формальностей и прикрывающегося формальностями, каковыми является плата в виде трех щелчков по лбу. Это - плата, доведенная до голого принципа. Это - проявление подчеркнутой принципиальности, которую Балда будет демонстрировать, несмотря на все свои способности к лукавству и подменам. Поскольку весь мешок оброка Балда доставал для попа, а сам с попа берет только символическую плату (самому Балде ничего не надо), за разорение моря Балда ответственности не несет, вся она ложится на попа.

То, что подмечено в сказке в виде ведущих мотивов деятельности, программы поведения,. - поставленный в<т главу угла материальный достаток, жадность, безответственность., надежда на то, что проблемы будут решаться как-нибудь сами, "на авось", что за последствия никто не спросит -- все это характерные черты менталитета Азиатиды, законы, которыми Азиатида жила свои 17 тысяч лет. За это время ради хозяйственных интересов и наживы использовали и -продавали все, что только можно было взять у природы: полностью сводили леса, истощали недра и сельскохозяйственные угодья, истребляли cyxoпyтных и морских животных и т.д.; даже людей выставляли на пролажу, занимаясь работорговлей вплоть до XVIII - XIX вв., когда их отлавливали в джунглях Африки и перевозили -на Американский континент. Платой за это были серии местных экологических катастроф, начиная, но крайней мере, с мезолита, и угроза глобальной экологической катастрофы к концу существования цивилизации, Такого не были у других цивилизаций. На подобные "программы поведения" нет намека ни в одной другой сказке. Атлантида жила, гармонично вписываясь в природу, не истощая бездумно ее ресурсы в течение всего своего длительного существования. Она погибла (как и остальные цивилизации) не в экологической катастрофе, вызванной хозяйственной деятельностью, а в скоротечном природном катаклизме.

Другими характерными чертами поведения людей Азиатиды, подмеченными в сказке, являются тенденция к установлению почти родственных отношений с чужими людьми, не родственниками, и некоторая "задавленность" мужчин женщинами, их подчиненность им., когда мужчины, в конечном счете, должны делать то, чего добиваются женщины, чего они хотят, несмотря на бесправность женщины в обществе и ее внешнюю зависимость от мужчины.

Оба обстоятельства являются отклонениями от природного варианта человеческих отношений, но, тем не менее, представителям Азиатиды это сходит с рук, так как вину "берет на себя" цивилизация. "Задавленность" мужчин женщинами наблюдается не в одной только Азиатиде.

Что такое родственные отношения? Это такие отношения, когда, с одной стороны, люди помогают друг другу, принимают участие в чужих проблемах, считая интересы других своими, а с другой стороны, чужие права тоже считают своими, предъявляют претензии, требуют, обижаются, как будто другой человек им что-то должен. То есть налицо некоторое смягчение рамок природного поведения, когда за нарушение природного закона не предъявляют друг другу претензий, так как он - "свой".

В тексте сказки "родственность" между чужими обозначена мимоходом. Тем, как Балда на базаре, встретив попа, по-свойски и несколько бесцеремонно расспрашивал его, и тем, какие у Балды в дальнейшем установились отношения с членами семьи попа. (Сделав отступление, отметим, что "родственность" между чужими была показана и в кинофильме "Спальный вагон": в сценах в коммунальной квартире, живущей как бы одной семьей, когда "на люди" жильцы-соседи выходя т в трусах, в невообразимом после попойки виде, дают другим указания, как себя вести, предъявляют претензии, сочувствуют и т.д.).

"Задавленность" мужчин женщинами просматривается в положении попа в его собственной семье. Он не просто добытчик, содержащий семью (природная мужская функция), он не просто хозяйственник (в цивилизации хозяйственников - Азиатиде - даже поп в первую очередь хозяин, а потом священник, пастырь; именно так он выведен автором, и это не случайно); он в семье занимается тем, чем должна заниматься женщина: покупкой товаров, наймом слуг для домашних обязанностей. Другому мужчине - Балде - передана женская обязанность нянчиться с дитятей, заваривать ему кашку и т.д. Так себя в доме поставила женщина. И в самом конце сказки, когда настало время подставлять лоб, поп, увидев приближающегося Балду, прячется за спину своего начальника, то есть жены. (Параллели в "Спальном вагоне": обе героини, Евгения и Галина, хотя и являются представительницами других цивилизаций, но вместе с тем живут в Азиатиде и, следовательно, в какой-то степени живут и ее законами. Поэтому они, проявляя себя как азиатидки, начали с бурного возмущения тем, что каждую поместили в одно купе с незнакомым мужчиной, который может совершить насилие, быть источником неприятностей, а в дальнейшем, на самом деле, продемонстрировали себя полными хозяйками положения. Мужчины вели себя так, как было нужно женщинам, выполняли их указания. Часть мужских прав женщины прибрали к рукам. Этот слой азиатидского женского поведения наложен у героинь на поведение, соответствующее их цивилизациям).

В завершение статьи нужно отметить, что, если читатель смог обнаружить у себя или у своего ближнего некоторые привычки и особенности поведения, присущие и атланту, и хиттидцу, и арктидцу, и пацифидцу и т.д., и все одновременно, - не следует этому удивляться. Автоматы типа Ноздрева, относящиеся только к какой-то одной цивилизации, ярко проявляющие ее специфику, встречаются редко. Большинство людей имеют "вставки" сразу от нескольких цивилизаций, являются как бы немного "автоматами". И очень редко можно встретить свободных людей, сбросивших с себя зависимость от собственных эмоций. Такие люди отличаются универсальностью поведения; с хитгидцем могут себя вести по-хиттидски, с арктидцем - по-арктидски и т.д., подстраиваясь под интересы каждого, под их шкалуценностей. Для каждого они будут "своим" человеком, желанным и понятным. Пообщаться с такими людьми тянутся все "автоматы", так как чувствуют за ними умения, которыми не обладают сами. Чтобы стать свободным, нужно убрать у себя "вставки", чему и обучают на занятиях йогой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: