Ар Зонго

ШЕСТАЯ СКАЗКА А.С. ПУШКИНА - "ПИКОВАЯ ДАМА"

Пять сказок Пушкина. Не случайно, наверное, они стоят особняком и, вместе с тем, гармонично вписываются в творчество поэта. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В каждой сказке говорится о нас с нами. По ним можно учиться жизни, так как и них описаны оспенные тины взаимоотношений между людьми. А гак как у людей есть мысли, не всегда, высказываемые вслух, и поступки, совершаемые в жизни, то и в отношениях персонажей различают внутренние мотивы и их внешнюю реализацию.

В "Сказке о рыбаке и рыбке" персонажи внутренне ко всему безразличны (пока это не касается их самих). Внешне же они стремятся подмять под себя, если им дают такую возможность.

В "Сказке о царе Салтане" мы видим внутренне тонких, ровных, легких и деловых людей. Внешне же они часто неуравновешенны, зависят от чужого мнения, а потому могут навязывать свое и не слушать других.

В "Сказке о Мертвой царевне и семи богатырях" внутренне персонажи замкнуты на себя, на свои проблемы. Но внешне они способны откликнуться на чужой призыв и поддержать другого человека,

В "Сказке о Золотом петушке" герои внутренне способны идти на договоренности ради сохранения целостности своей и того, что их окружает. Внешне же они обособленны от других и не допускают никого внутрь своих границ.

В "Сказке о ноне и работнике его Балде" внутренне четко выдерживаются условия соглашений, достигнутые во внешних "игровых" ситуациях. Хорошо, если соглашения оказываются взаимовыгодны, но этого не происходит из-за необдуманности решений одной из сторон.

Остается еще один тип людей: внутренне страстный и стремящийся к действиям, внешне же не подпускающий к себе, холодный и расчетливый.

В сказках такого типа персонажей нет. Возникает вопрос: неужели же этого типа не существует в творчестве Пушкина? Говорят, что в недописанной шестой сказке поэт хотел описать его, но не успел... Это не совсем так, и убедиться в этом можно, прочитав "Пиковую даму".

Действие начинается в квартире конногвардейца Нарумова, где играют в карты. На самом же деле это не играла важное дело, в которое играют люди. Перед нами почти что "Сказка о паре Сатане". Однако не все персонажи подходят под ее закономерности. Из общества себе подобных выделяется один - инженер Германн.

Внешне он спокоен, замкнут, в карты с другими не играет, чтобы, "рискуя ради приобретения излишнего, не потерять необходимого". Внутренне же он, не отрываясь, следит за игрой. По словам Пушкина, он энергичен и очень честолюбив.

Откуда данный персонаж? В пять известных сказок он не укладывается. К шестому же типу поведения очень близок. Посмотрим на него поближе.

Пушкин сразу дает Германну испытание, которое тот по сути своей пройти не может. Томский рассказывает историю о своей бабушке-графине. Суть истории - чудо, которым она владеет: три выигрышные карты. Всем интересно, что это за карты. Но чудо остается чудом, только если ключ неизвестен. Реакция представителей "Сказки о царе Салтане" - подивились и разошлись, забыв об этой истории. Реакция Германца в корне другая: "Сказка!" - говорит он. Сказка в том смысле, что, если бы это произошло с ним, у него была бы беспроигрышная возможность увеличить свое состояние. Уж он нашел бы, как им воспользоваться! А дорога есть: узнать у старухи, тем более, что одном) человеку она уже открыла свою тайну.

Графиня и Чаплицкий, которому она доверила тайну трех карт, были похожи уже тем, что они играли. Выигрывали и проигрывали, рисковали. И, проиграв, могли воспользоваться чудом, по сути им не чуждым, но только единожды, чтобы исправить безвыходное положение. Германн не таков. Он не играет, не рискует. Но, действуя наверняка, готов воспользоваться чуждой ему возможностью, чтобы упрочить свое положение.

Яркое воображение мгновенно стало рисовать Германну картины того, как он сможет этого добиться. Внутренняя страстность начинает одолевать его. Лишь с большим трудом ему удается подавлять ее трезвыми внешними холодными рассуждениями. Чем не спор между фрейдовскими "Я" и "Оно". И как у Фрейда спор выигрывает подсознательное "Оно", так и у Пушкина внутренняя суть приводит Германна к дому графини, ловит его, показывая ему милое личико в окне этого дома. К такому повороту событий Германн не был готов, и это решило его участь.

В повествование плавно втекает новая фигура - Лиза, воспитанница графини. Внешне миловидное, покорно переносящее все прихоти графини создание. Внутренне же Лиза не лишена честолюбия. Ее очень угнетает жалкая роль, которую она играет в свете, и то, что кавалеры на балах практически не приглашают на танцы ее, такую доступную и готовую к ответу Лизу, а увиваются за гордыми и холодными девицами. Лиза сдерживала себя при общении с графиней, вида не показывала, о чем она думает, не уходила от старухи, но мечтала, чтобы что-нибудь случилось, чтобы нашелся какой-нибудь рыцарь-избавитель и вытащил ее из этого состояния. Она могла бы играть в "Сказке о царе Салтане" роль одной из трех девиц. Вместе с тем, она в какой-то мере вписывается и в шестую схему.

Итак, у нас мужчина и женщина - Германн и Лиза, и их взаимоотношения. По желанию Германна эти взаимоотношения начали стремительно развиваться. Германн шел напролом, а Лиза не успевала адекватно реагировать, да и опыта у нее еще не было. Упрекая себя в неосторожном поведении, она не знала, что делать дальше. Желание встретить избавителя привело к тому, что она стала отвечать на письма Германна, пытаясь в ответах удержать его в должных рамках. Не тут-то было. Германн не ограничивал себя. Непреклонность его желаний и беспорядок необузданного воображения, которые проявлялись в письмах, воспламенили Лизу, увлекли ее до такой степени, что она открыла ему путь в свою комнату, а значит, и в дом графини.

Проникнув к графине, Германн попадает в обстановку, окружающую героев "Сказки о Мертвой царевне" и "Сказки о царе Салтане": кивот с образами, старые кресла и диваны, портреты хозяев и множество разнообразных пастушек, часов, мелочей и дамских игрушек с чудесами. Германн не обращает на это внимания, а сразу изучает расположение помещений. При этом он не идет в комнату воспитанницы графини, - его задача совсем другая, и изменить ее он не в силах. Лиза оказалась ступенькой, которая позволила ему приблизиться к осуществлению его замыслов. Внутренняя суть отозвалась на появление Лизы чем-то похожим на угрызения совести, но Германн сумел задавить это чувство силой воли.

Решившись на разговор с графиней ради того, чтобы получить у нее три карты, Германн уже не видит ничего другого. Его не интересует состояние, в котором находится старая женщина. Он не допускает возможности отказа. Идет постоянное впадание в крайности. Германн пытается уговорить графиню, надеясь на ее добрые воспоминания, но у него не хватает силы дождаться ответа. Не дождавшись, он решает силой заставить ее отвечать. Прояви он немного терпения и меньше напористости, старуха осталась бы жива и, возможно, все бы ему рассказала. Германн же в своем желании достигнуть поставленной цели ломает все преграды и, в конце концов, ломает и саму женщину, от которой зависит его будущее.

Замысел не удался. Абсолютно не думая о Лизе, полностью погруженный в свою неудачу, Германн входит без стука в ее комнату и с порога начинает вес си рассказывать. Ему нет дела до того, как она воспримет его рассказ. Он не понимает её запоздалого раскаяния. Единственное, что его мучит, - это потеря тайны, от которой он ждал обогащения. В этом состоянии он уходит от Лизы, даже не пытаясь поддержать ее.

Только мысли о собственном спокойствии привели Германна на похороны графини. Он считал, что, если не испросит у нее прощения, ее смерть может в дальнейшем отрицательно сказаться на его судьбе. Это, вроде бы, предрассудок, однако вера в него соответствует сути Германна. Интересно, что эта вера имеет сходство с ритуальностью жизни в "Сказке о Мертвой царевне" и с внешней обрядностью в "Сказке о царе Салтане".

Останови Пушкин здесь свое повествование, и Германн остался бы жить таким же инженером, вспоминая старуху-графиню и не доставшиеся ему три карты. Возможно, изредка его посещали бы мысли о собственной причастности к смерти графини, но особого неудобства они бы ему не доставляли. Но Пушкин предлагает Германцу совсем другой поворот событий. Он получает от призрака графини то, чего хотел. Цель опять захватывает его, и он забывает и о графине, и об условии жениться на ее воспитаннице.

Поставленное же Германну условие вполне могло стать для него непреодолимой преградой. Ведь Лиза стала свободной, а ночной разговор мог надолго отбить у нее желание встречаться с тем, кого она прежде считала рыцарем-избавителем. Германцу пришлось бы приложить много усилий, а то и переделать себя в представителя "Сказки о царе Салтане" или "Сказки о Мертвой царевне", чтобы вновь завоевать внимание девушки. Лишь пройдя через это, он смог бы по достоинству оценить подарок графини. Но он не стал проходить предложенное испытание и потому потерял вес, ничего не приобретя, кроме места в палате в сумасшедшего дома.

Вот и вся шестая сказка. Почему она не в чистом виде? Может быть, потому, что во времена Пушкина ее персонажи были связаны с персонажами "Сказки о царе Салтане" и "Сказки о Мертвой царевне" и отдельно не проявляли себя в жизни? А может быть потому, что Пушкин хотел проследить взаимосвязи между людьми и более ярко показать различие их отношения к разным вещам? Ведь от Германна до Томского и Чекалинского один шаг. Один шаг длиною в "Пиковую даму".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: