О.И. Овсянникова

ОПЕРА П.И. ЧАЙКОВСКОГО "ПИКОВАЯ ДАМА"

Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама" была написана в последний период творчества композитора в 1890 г. Таким образом, повесть Пушкина и оперу Чайковского разделяет целая культурная эпоха. Поначалу сюжет пушкинской повести не вдохновил Чайковского в силу внешней сдержанности, преобладания повествовательности над драматургичностью. Однако позднее композитор почувствовал возможность развить этот сюжет в духе, характерном для его времени, и работа увлекла его настолько, что опера была написана за 44 дня.

Автором либретто был брат композитора М.И. Чайковский. Композитор и либреттист значительно переосмыслили содержание повести. Дело в том, что для позднего творчества Чайковского характерно преобладание трагедийной темы. Поэтому переработка сюжета была направлена на заострение трагизма и на раскрытие социально-психологического подтекста. В отличие от версии Пушкина, у Чайковского гибнут главные герои: Лиза и Германн. Они становятся жертвами злых сил, олицетворенных в опере в образе старой графини и связанной с ней "темой трех карт" - символом страсти Германна к карточной игре. У Пушкина ничего подобного нет, он не занимается социальной стороной вопроса.

Самые большие изменения произошли с образом Германна. Если у Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, то у Чайковского это типично романтический герой. Он одинок и противостоит всему окружению таким образом, что как бы возвышается над ним. Этот образ сочетает в себе огромную силу, страстность натуры и робкую неуверенность, с самого начала демонстрируя страстный порыв к счастью и трагическую надломленность. В результате же - безумие и гибель.

Вначале оперы Германном владеет лишь одна страсть - любовь к Лизе, что противоречит замыслу Пушкина. "Я имени ее не знаю", - поет он, обращаясь к Томскому, ставшему в опере его другом. И в этом ариозо звучит безмерно глубокое чувство, на которое способны лишь сильные натуры. Такие образы были достаточно характерны для литературы второй половины XIX века, и Чайковский остался верен современным ему тенденциям. Иным представлен Германн в комнате Лизы (2-я картина): он обращается к любимой с тихой горестной мольбой: "Прости, небесное созданье..." Этой самозабвенной любовью Германн губит Лизу и самого себя.

За право любить Лизу Германн вступает в конфликт с обществом. Этот процесс перерождения благородного, влюбленного героя в азартного бессердечного игрока воплощен в музыке с помощью двух лейтмотивов. Это - "тема любви" и "тема трех карт" как тема рока. Это - образы-антиподы, несовместимые, казалось бы, темы. Однако Чайковский музыкально совмещает их: тема трех карт вырастает из любовного ариозо Германна "Я имени ее не знаю". По мере развития в опере темы денег - темы трех карт, - постепенно гаснет тема любви. В последней картине оперы, в игорном доме Германн предстает человеком, окончательно разуверившимся, человеком, для которого нет ничего святого. Его новое кредо отражено в ариозо "Что наша жизнь? - Игра". И лишь перед смертью Германн прозревает. Светлым озарением снисходит к нему, умирающему, тема любви - словно все недоброе, что было в его жизни, исчезает как злое наваждение. Но ненадолго: меркнет музыка, и вот уже хор отпевает погибшего героя. Так тихо и просветленно завершается эта опера.

Таким образом, идеологически повесть Пушкина и опера Чайковского абсолютно различны. К сожалению, в массовом сознании либретто М.И. Чайковского заслонило изначальный сюжет Пушкина и отраженные в нем законы. Благодаря гениальной музыке опера Чайковского продолжает жить на современной сцене, однако читатель конца XX века, возвращаясь к сюжету и идеям великого поэта, не может не видеть различия в содержании повести и оперы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: