Принципы, отражающие специфические закономерности построения физического воспитания

В основе процесса физического воспитания лежат принципы (лат. Principium=закономерность, руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. ) трех групп: социальные, общепедагогические и специфические.

Социальные принципы - требования государства и общества к процессу физического воспитания и к его результату (физическая культура – личностно-общественная деятельность). Сюда относятся: идеологическая направленность (гуманистическая направленность деятельности), воспитывающее обучения (единство обучения и воспитания), гармоническое, всестороннее физическое воспитание, оздоровительная направленность физической культуры.

К общепедагогическим принципам относят принципы сознательности и активности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип наглядности.

Специфические принципы – совокупность специфических закономерностей физического воспитания и правила его системного построения.

1.Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Данный принцип предусматривает оптимизацию чередования тренировочных воздействий, недопустимость чрезмерных перерывов между занятиями, регулирование нагрузки и отдыха

В основе упорядочения чередования нагрузки и отдыха лежат следовые закономерность упражнения – соответственно оптимального наложения эффекта последующего упражнения на предыдущее. Выделяют четыре основных вариантов построения занятий: 1) выполнение упражнений в фазе недовосстановления - достижение кумулятивного эффекта. (число таких занятий – до 20 и более в неделю, особенно при развитии выносливости); 2) проведение занятий в период полного восстановления – до 10-12 занятий в неделю – особенно при развитии скоростно-силовых способностей; 3) использование интервалов отдыха суперкомпенсаторного типа; 4) проведение занятий через длительные интервалы отдыха – поддержание физической формы

При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным. Это образует следующую единую схему: физическая нагрузка срочный (кумулятивный) тренировочный эффект величина и качество отдыха.

2. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает постоянное повышение требований к двигательной активности (по объему и интенсивности), что сохраняет постоянство ответных реакций адаптивных систем индивида на всё возрастающие воздействия. Это обуславливает переход объекта педагогического воздействия на более высокий уровень, улучшения тренированности. Такой процесс связан с последовательным смещением границы пороговых нагрузок в сторону ослабления их воздействия. Данный принцип обуславливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения числа или качества упражнений.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

3. Принцип циклического построения занятий. Процесс физического воспитания – это замкнутый круговорот определенных занятий по этапам, периодам, что образует определенные циклы:

а)микроциклы от 4 до 14 дней как правило - недельные, характеризующиеся повторностью применения упражнений определенной направленности, чередованием нагрузки и отдыха;

б)мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести и более микроциклов, в которых сохраняется целевая направленность содержания, порядок чередования и соотношение средств, как правило – это месячные мезоциклы;

в)макроциклы (годичные или многолетние циклы), в которых отражается характер процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Построение системы занятий должно осуществляться с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.

6.Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Принцип предусматривает последовательное изменение направленности физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями становления организма. Это соблюдение соответствия средств и методов физической культуры возрастным особенностям различных групп населения (дошкольников, младших школьников и т. д.).

В спортивной практике программированно установлены следующие этапы занятий спортом юных: оздоровительно-спортивный этап тренировки (4-16 лет), подготовительный этап (9-12 лет), этап начальной спортивной специализации (13-14 лет), этап углубленной спортивной специализации (14-15 лет), этап спортивного совершенствования (16-21 год)

Этот принцип является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями юными спортсменами.

Специфические принципы физического воспитания – это единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесплодным большой труд преподавателя и его учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: