Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений. Насчитывается более 100 предложенных разными авторами различных вариантов классификации упражнений. В практике физической культуры чаще всего применяются следующие виды:
1. По целевому назначению упражнений в процессе занятий физической культуры, особенно при организации тренировочного процесса. Этот подход предусматривает разделение специфических средств на три группы: основные (соревновательные), специальные и общеразвивающие.
Основне — это упражнения, к выступлению в соревнованиях по которым готовится занимающийся. (пример — бегун на короткие дистанции тренируется к участию в соревнованиях в беге на 100 м. 100 м — основное упражнение).
Специальные — это части основного упражнения (В нашем примере с бегом на 100 м. - старт, или бег на финиш и пр.). Их разделяют на специально-подготовительные — формирующие более основательно двигательный навык основного упражнения, и на специально-развивающие — направленные на совершенствование специальных физических качеств (на скоростно-силовые качества).
|
|
Общеразвивающие — это упражнение обеспечивающие всестороннее гармоническое развитие. Они бывают на совершенствование различных физических качест и двигательных навыков. Целевое назначение этих упражнений — создание базы более эффективного становления основного упражнения, дополение в физической подготовленности большей гармоничности в развитии, оздоровление занимающихся, создание условий активного отдыха.
2. По внешнему признаку упражнений. Такой вид классификации начал формироваться ещё в Древней Греции. Это:
▪ месту занятий: на местности, форме одежды, в зале, на стадионе и пр.
▪ на снарядах, с предметами, с мячами и пр.
▪ циклические, ациклические, смешанные и др.
3. П о исторически сложившейся классификации физических упражнений. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.
4. По их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, утренняя и оздоровительная гимнастика и т. п.).
|
|
5. По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств — на силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость. Это могут быть:
а) скоростно-силовые виды упражнений, характеризйещиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания т.п.);
б) циклические упражнения на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);
в) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках т.п.);
г) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, срортивные игры, борьба, бокс, фехтование) и пр.
6. По признаку физиологических зон относительной интенсивности:
а) максимальной интенсивности (в беге — от 100 до 400 м),
б) субмаксимальной интенсивности (от 400 до 2 км бега),
в) большой интенсивности (от 2 км бега до 8 км),
г) умеренной интенсивности (от 25 мин. бега до 4-6 часов)
д) переменной интенсивности (лыжные гонки, спортивные игры).
7. По характеру энергообеспечения мышечной деятельности:
а) аэробное;
б) анаэробное;
в) смешанное и др. виды классификации
Виды классификации предполагают разделение многочисленных упражнений на группы, классы, виды, подвиды по каким либо постоянным признакам, в том числе — трудности выполнения двигательных действий, скрости их освоения и пр., что было показано выше.