Двигательные умения, навыки и умения высшего порядка как результат обучения; закономерности их формирования

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает физическое образование – «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983).

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в способность выполнять точно и уверенно, и, наконец, находить эффективные решения даже в необычных условиях — т. е. выполнять двигательные навыки и умение высшего порядка.

Различают три уровня владения двигательными действиями — умения, навыки, умения высшего порядка.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, при кротором движение выполняется неуверенно, в замедленном темпе, с самыми непредсказуемыми нарушениями. Выполнение движений на этом уровне характеризуется сознательным управлением движениями, жесткой программой действий, неспособностью справиться с действием сбивающих факторов и, как следствие, крайняя нестабильностью итогов — упражнение (особенно необычное) то выполняется, то — нет. Характерными признаками двигательного умения являются:

- управление движениеяи происходит неавтоматически;

- сознание загружено контролем за каждым элементом движения;

- движение выполняется замедленно;

- действие незкономно и неэффективно, утомительно дляисполнения;

- относительная расчлененность движения;

- нестабильность действий;

- непрочность запоминания движений.

В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык

В то же время, двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку они пополняют запас памяти необычных движений, являются основой творческого мышления, направленного на анализ и синтез движений.

В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, которая характеризуется определенной степенью автоматизированности, когда контроль со стороны сознания сводится к определению т. н. опорных точек упражнения, а конроль за выполнением двигательных действий сводится к сверке по этим ориентирам управлением целостным движением. Двигетельный навык — относительно высоко прочное и надежное исполнени двигательных заданий.

Характерные признаки навыка являются:

- Автоматизированное управление движениями: сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением; автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий - сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи.

- Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.

- Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

- Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием ряда сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).

- Прочность воспроизведения двигательных действий.

Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

В основе двигательного навыка лежит «динамический стериотип» - относительно устойчивое повторение набора взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, определенная программа, которая работает, следуя четкому алгоритму. Например: перемещение центра тяжести приводит к сокращению икроножной мышцы — результат — восстановление положения тела. В своем развитии динамический стериотип прохоит стадии становления, упрочнения, а так же — разрушения (И.Павлов).

Умение высшего порядка – это выполнение выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, легко и свободно при включении только тех групп мышц, которые обеспечивают заданное двигательное действие. Это такое выполнение упражнений, про которое говорят, что оно выполняется по строгой схеме несмотря на разнообразные сбивающие факторы.

Умения высшего порядка связаны также с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Они формируется в течение всей спортивной жизни занимающихся.

Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, оно не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач при обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: