Типология управленческих решений. Многообразие решений представляет собой некоторый комп­лекс, понимание которого облегчается на основе системного подхо­да

Многообразие решений представляет собой некоторый комп­лекс, понимание которого облегчается на основе системного подхо­да, позволяющего раскрыть строгую систему решений. В такой си­стеме решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. Существует несколько взглядов на классификацию управлен­ческих решений.

Полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков: по со­держанию решения разделяют на политические, социальные, эконо­мические, организационные, технические и т.д.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические, стратегические; по виду лица, принимающего решение, – индивидуальные и коллективные (организационные); по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие; по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной опре­деленности) и в условиях неопределенности [9].

Следует отметить, что, выдвигая все новые и новые критерии, можно выделить массу видов решений, но мы остановимся на том, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его приня­тия) напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обсто­ятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. С точки зрения технологии принятия решения нам необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.

При существующем в настоящее время разнообразии проце­дур и моделей принятия решений возможны различные классифи­кации. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой[1].

Важность проблемы для организации. Важная проблема требу­ет большей четкости, организованности в подготовке к принятию решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.

Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопреде­ленности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.

Предварительная оценка эффективности решения проблемы, Если изначально известен незначительный эффект, то целесообраз­но не производить большие затраты на поиск информации, оценку) возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эф­фекта процедуру принятия решений необходимо продумывать осо­бенно тщательно.

Условия принятия решений, определяемые состоянием внеш­ней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.

Характер (уровень) принятия решений: индивидуальный или коллективный (организационный). Решение, принимаемое на инди­видуальном уровне, характеризуется наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового. Организационное решение характеризуется созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом [1].

Характер модели проблемной ситуации: точная или прибли­женная. Как правило, проблемная ситуация описывается прибли­женной моделью, достаточно простой, чтобы ею можно было вос­пользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилуч­шим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в мо­дели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.

Уровень формализации процесса принятия решения. При при­нятии решений немаловажную роль играют такие не поддающиеся формализации факторы, как компетентность, объективность, авто­ритетность источника информации, психологическое состояние, влияние традиций, моральные нормы.

Кратность принятия решения: однократная или многократ­ная процедура. Однократные решения, как правило, проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия од­нократных решений. Многократные решения в свою очередь делят­ся на периодические и непериодические.

Вид принимаемых решений: запрограммированные и незапро­граммированные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются стандартные правила, ин­струкции.

Самой обобщающей классификацией проблем является клас­сификация, предложенная Г. Саймоном, согласно которой все про­блемы подразделяются на три класса:

1) хорошо структуризованные или количественно сформули­рованные проблемы, в которых существенные зависимости выясне­ны настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих, в конце концов, численные оценки;

2) неструктуризованные или качественно выраженные пробле­мы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми со­вершенно неизвестны;

3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, кото­рые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать [15].

Другой вариант возможной классификации представлен в табл. 1.1.

Таблица 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: