Контроль — одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых УР [12, с. 273],
Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.
|
Удовлетворительная
|
|
| |||
|
|
|
Рис. 6.3. Схема процесса контроля по результатам
Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки, или реализацииУР. Он применим к любой организации и характеризует высокий профессионализм управленческого ремесла.
Развитие теории, и практики контроля привело к созданию нового направления в. менеджменте — контроллингу. Он включает административный и технологический контроль, ревизию, аудит (рис. 6.4). Объектами контроллинга являются конечная продукция, технологические и управленческие решения. Для УР составляющие контроллинга имеют следующие толкования [19, с. 226-227]:
Рис. 6.4. Технология контроля УР
1) административный контроль — проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения;
2) технологический контроль — проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР;
3) ревизия — документальная фискальная проверка результатов разработки или реализации УР;
4) аудит — документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.
Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала работ [12, с. 275]. Основная его задача, — разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля.
|
|
Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.
Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции [14, с. 130-131].
1. Создание, или пополнение базы данных по следующим направлениям:
— наименование целей и составляющих их задач;
— начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации;
— перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения;
— набор решений о корректировках в контрольной деятельности: сроки разработки и выполнения;
— побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации;
— набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.
Эта база данных позволит руководству организации расширить спектр типовых заданий, средств и методов их эффективного выполнения, что необходимо при дальнейшем выполнении аналогичных работ.
2. Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.
3. Выявление инновационных технологий (производственных и (или) управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность.
Юридическую основу для проведения контроля составляют учредительные документы и решения вышестоящих органов, а для внеплановой — Уголовно-процессуальный кодекс, постановления вышестоящих органов управления, в том числе постановления собрания акционеров организации.
Среди ранее рассмотренных все процессорные технологии РУР включают контроль, приоритет контроля над другими средствами и методами РУР имеют технология постоянных проверок и указаний и технология управления по результатам.
Контроль должен быть своевременен, понятен, прост и экономичен [19, с. 28].