Параметры, влияющие на полноту проявления ответственности личностью

Параметр Подчиненный Руководитель
Ответственность За порученное дело За выданное задание
Возможность личности Выполнить задание Выдать задание
Текущая способность личности Понимать задание Формулировать задание
Полнота наличия у личности Ресурсов для выполнения задания Прав и ответственности на выдачу задания
Отношение к возмущающим (мешающим) воздействиям Способность личности справляться с воздействиями Способность личности предотвратить воздействия
Заданная степень ответственности личности (полная, частичная или полное освобождение от ответ­ственности) За результаты выполнения или невыполнения задания За условия выполнения или невыполнения задания

Социальная и экологическая ответственность реализуется в фор­ме замечаний, осуждений, изменения, выполнения предписанных действий, изменения общественного мнения о руководителе, вынесе­нии ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по общечеловеческим или экологическим соображениям.

Социальная ответственность возникает при выполнении слу­жебных, семейных, гражданских, общественных и личных обязан­ностей. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения. Примером может служить клятва Гиппократа — общепринятая норма социальной ответственности для врачей перед пациентами. Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она неразрывно свя­зана с реализацией социальных инициатив в рамках принятых со­циальных целей (рис. 6.2).


Рис. 6.2. Элементы, сопутствующие социальной ответственности

К социальным целям компании относятся: достижение соци­альной справедливости, охрана окружающей среды, создание поло­жительной мотивации труда, достойное пенсионное обеспечение, формирование условий для развития личности.

Социальная ответственность постепенно охватывает руково­дителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей думает прежде всего о реали­зации своих собственных интересов. Для этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков сырья и по­требителей своей продукции. Компания становится частью местно­го, регионального, или международного бизнеса. Многие руководи­тели новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает обрастать непроизводственными (институциональными) связями, или не придают этому большого значения. Так, местные политические лидеры и функционеры видятв работниках компании своих изби­рателей, служба занятости населения надеется на компанию как на источник снижения безработицы, благотворительные фонды рас­считывают на компанию как на потенциального спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шишки на живой сосне. Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе с другими шишками, корнями и листвой все дерево, то может засох­нуть сук или сучок, на котором висит эта шишка, и она в конце концов упадет раньше срока.

Осознание необходимой сопричастности компании с окружа­ющей средой является важнейшей составной частью профессиональ­ного управления. Эта сопричастность трактуется в управленческой литературе как социальная ответственность компании и руководи­теля. Социальная ответственность хорошо представляется извест­ным лозунгом: «Думай о себе и помни о России».

Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и мето­дах реализации решений.

Она реализуется в конкретных делах компании и руководите­ля, направленных в первую очередь на помощь в создании приемле­мого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения. Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде: В прямом виде по­мощь может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи то­варов по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием на работу безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде – это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т.п.

На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: «Сна­чала преуспевание, а потом благотворительность».

Социальная ответственность компании явно или неявно отра­жается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в мис­сии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и инте­ресов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение мак­симальной прибыли в интересах учредителей, то это означает мини­мальную социальную ответственность компании. При этом руково­дители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

Важными параметрами социальной ответственности являют­ся широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлечен­ность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управ­ления, по которым компания берет на себя социальную ответствен­ность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал – это период устойчивого внимания и кон­кретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапа­зоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение – это важность социальной ответствен­ности перед технологическими целями компании. Для этого в при­оритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важней­ших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило за­купить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили «заморозить».

Вовлеченность персонала – уровень участия персонала компа­нии в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

1) путем формирования отдельных коллективов в составе ком­пании;

2) путем участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.

Взаимодействие социальной и юридической ответственности. Процесс гармонизации общества и компании идет через реализа­цию социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть; социальных инициатив является предвестником юридических тре­бований, другие социальные инициативы признаются морально не­обходимыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юри­дическую и социальную (моральную) ответственность руководите­ля или компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают социальную ответственность руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.

Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более дей­ственными, чем юридическая ответственность.

Возложение на себя социальной ответственности может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие пре­имущества и какие трудности он будет ощущать. Вопросы активи­зации социальной ответственности рассматривались многими уче­ными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизиру­ющих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:

— чувство долга, предвыборные обещания;

— желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;

— получение удовлетворения от видимых работниками и на селением результатов (самовыражение, самопроявление);

— избежание общественных порицаний и взысканий;

— повышение имиджа или карьерный рост;

— выигрыш в споре или конкурсе;

— отвлечение от постоянных личных переживаний.

Экологическая ответственность возникла из-за угрозы эколо­гического кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе.

Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с подписания в Лондоне «Конвенции об охране дикой природы Африки».

Российская Федерация на сегодняшний день принимает уча­стие в четырех глобальных конвенциях:

— о международной торговле видами дикой флоры и фауны;

— об охране водно-болотных угодий;

— об охране всемирного природного и культурного наследия;

— о сохранении биологического разнообразия.

Российская Федерация приняла следующие международные обя­зательства об охране дикой природы:

— об охране белого медведя;

— конвенция об охране китов;

— антарктический договор.

В основу экологических инициатив положена стратегия ус­тойчивого развития (СУР), разработанная в рамках ООН в 1992 г. и направленная на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой. Основное направление СУР — достижение удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Концепция перехода России к устойчивому развитию утверж­дена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440. Задачи реа­лизации СУР:

— обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

— проводить экологизацию экономической деятельности;

— распространять экологически ориентированные методы уп­равления;

— неукоснительно соблюдать пределы емкости экосистем (по за­грязнению, по соотношению элементов в атмосфере, в воде и в земле);

— внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие тех­нологии.

В рамках СУР разработаны принципы для РУР:

— хозяйственная деятельность не может быть оправданна, если выгода от нее не превышает наносимого ущерба;

— ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономиче­ских и социальных факторов.

Эффективность СУР оценивается показателями качества жиз­ни, продолжительности жизни человека, состоянием его здоровья, от­клонением состояния окружающей среды от нормативов, уровнем зна­ний или образовательных навыков, доходом, измеряемым валовым внутренним продуктом на душу населения, объемом отходов на душу населения, уровнем занятости, степенью реализации прав человека [19].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: