Демографическая политика СССР

Демографические исследования в России можно выделить в четыре этапа:
1.С начала XVIII века до 1917 года, когда делались первые попытки описания закономерности развития населения;
2. 20-30 гг. XX века, когда демография основывалась на традиционно статистическо-математических методах;
3. 50-70 гг. XX века – этап возрождения демографических исследований и развития отечественной демографической социологии;
4. С начала 80-х годов – угасание интереса к теоретическим проблемам демографии и к проведению социолого-демографических исследований в различных областях.
Внедрение статистического учета населения в России началось с указа Петра I (1718 г.) о проведении регулярных Ревизий. С 1722 г. Началось регулярное ведение метрических записей о рождении, браках, смертях по епархиям Русской православной церкви. Велись различные списки населения отдельных сословий. Неоднократно проводились переписи населения (преимущественно городского). В этот период учету подвергалось не все население, а лишь лица, платившие налоги казне и призывавшиеся на воинскую службу. Женское население в основной массе вообще было исключено из ревизий. Не учитывалось дворянство, духовенство и регулярная армия и флот. В силу этого данные о численности населения, его структуре, по сути, не соответствовали действительности. Наиболее четко учет населения велся в Европейской части России.
Отмена крепостного права сделала старые формы учета населения непригодными. Александр II ужесточил общественный и ведомственный учет населения, создал Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел. Но развитие новой системы шло медленно.
В послереволюционный период до начала ВОВ советская демография развивалась при доминировании социально-гигиенических приоритетов изучения закономерностей эволюции смертности и заболеваемости населения. Это было следствием высокой смертности, эпидемии, инфекционных заболеваний, что требовало изучения и разработки мер со стороны государства.
В Ленинграде и Киеве создаются демографические институты, активно занимающиеся исследованиями демографических процессов, методами демографического анализа, совершенствованием статистики населения, а также факультет статистики населения при Московском экономико-статистическом институте. Закрытие в 1934 году Демографического института привело к спаду изучения вопросов демографии в России. [13]
Официальных заявлений по поводу целей демографической политики в этот период в нашей стране в принципе не делалось. Малое число официальных документов прямо или косвенно упоминали о направлениях демографической политики. В целях преодоления больших потерь и гражданского населения и в Вооруженных силах в указе Верховного Совета СССР, принятом в 1944 году упоминалось необходимость «поощрения многодетности». Вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных в виде пособия на детей в многодетных семьях и моральных – государственные награды за рождение и воспитание пяти и более детей. Был определен и «налоговый кнут» для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет(мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить налог на бездетность в размере 6 процентов. Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двоих детей – 0,5%. Такая мера была направлена на утверждение устойчивого массового сознания того, что оптимально семья должна иметь в среднем не менее трех детей.
Созданная Указом 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.
Возрождение демографической науки и статистики населения в нашей стране началось во второй половине 50-х годов. В 1959 году прошла очередная перепись населения и пересмотрены многие формы текущей статистической отчетности о рождении, смертях, браках и развода. Были рассчитаны таблицы смертности. В этот период большое внимание уделялось определяющей роли занятости женщин в общественном производстве в детерминации снижения рождаемости. Раскрепощение женщин, освобождение их от домашнего хозяйства – было одним из послереволюционных лозунгов, и в довоенный период и после ВОВ женская занятость в СССР была одной из самых высоких в мире. Было установлено, что факт вовлечения женщин в общественное производство порождает серьезные сдвиги в их самосознании, изменение общественного статуса, активизацию социального самоутверждения. Фиксируется более низкое среднее число детей в семьях, где женщина занята в общественном производстве. Не высокие бытовые условия жизни для совмещения женщиной работы в общественном производстве с выполнением семейной роли, занятость женщин, приносящая существенную часть совокупного семейного дохода, снижали желание семьи иметь второго, третьего и более детей.
В начале 70-х годов демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составляющую часть социально-экономической политики. В официальных документах не раз подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики. До 1981 года меры демографической политики сводились к экономической и моральной поддержки многодетности, экономической поддержке малообеспеченных семей. Но формы и размеры государственной помощи не давали ни социального, ни демографического эффекта.
Меры демографической политики, введенные с 1981 года, содержали новые принципы поддержки семьи, а именно:
- поддержка семьи единовременным пособием с рождением первого ребенка, а не третьего, как было ранее;
- увеличение пособия, начиная уже со второго ребенка;
- введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года;
- установлены новые льготы работающим женщинам-матерям (дополнительный отпуск). [13]
Вплоть до 1987 года отмечался рост рождаемости, но структурные факторы достаточно быстро исчерпали себя. С 1988 года начался новый этап рождаемости. В 1989 году увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет без содержания.
В начале 90-х годов Россия вступила в полосу демографического кризиса. С 1992 года наблюдается депопуляция, которая носит в значительной мере искусственный характер, что, несомненно, вызвано рядом факторов: влияние реформ 90-х годов, дилетантские попытки регулирования демографических процессов в 80-х годах. Нельзя не учитывать завершение формирования депопуляционного тренда рождаемости к началу 70-х годов. Пенсионная реформа с конца 80-х годов ограничила возможности дальнейшего расширения помощи семьям с детьми. С 1990 года было намечено ввести систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни, пособия выплачивались семьям, где доход на члена семьи был менее 2-х МРОТ.
С 2000 года отмечается постепенное улучшение показателей естественного движения населения страны, вследствие чего миграционный прирост компенсировал всё большую долю потерь от естественной убыли. [13]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: