РЕЛИГИОЗНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Специальность 12.00.08. - "Уголовное право и криминология,
уголовно-исполнительное право".
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Научный руководитель
профессор, доктор юридических наук
СТАРКОВ О. В.
МОСКВА 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ 3
Глава 1. Развитие уголовного законодательства об ответственности за
религиозные преступления в России........................................................ 14
§1. Церковно-государственный дуализм в истории уголовно-правовой
борьбы с религиозной преступностью..................................................... 14
§ 2. Этап государственно-церковного монизма в уголовной политике
России......................................................................................................... 27
§ 3. Советский и постсоветский этап в развитии уголовного законода
тельства об ответственности за религиозные преступления..................... 53
Глава 2. Религиозное преступление: понятие, виды, показатели, видо
вой состав................................................................................................... 67
|
|
§ 1. Понятие, виды и показатели религиозных преступлений........ 67
§2. Проблема выделения видового состава религиозного преступле
ния............................................................................................................... 88
Глава 3. Криминологическая характеристика религиозных преступле
ний............................................................................................................. 123
§1. Социальные причины и условия религиозной преступности и ос
новные направления ее предупреждения................................................ 123
§2. Индивидуальные причины и условия религиозного преступного по
ведения и отдельные методы профилактики.......................................... 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. 194
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................... 204
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................. 238
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Определяется тем, что в период перестройки и постперестройки в России существенным образом изменились государственно-конфессиональные отношения - от самого строгого контроля со стороны государства за регистрацией и деятельностью различных религиозных конфессий до полного беспредела в этой сфере как в области правового регулирования, так и в практической деятельности государственных органов, призванных осуществлять контроль за законностью деятельности разных видов церкви. В частности, Закон РСФСР от 25 октября 1990г. № 267-1 «О свободе вероисповедания» в ст. 20 предусматривал упрощенный порядок регистрации новых религиозных объединений. Ст. 8 этого Закона предусматривает: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализаций права граждан на свободу вероисповедания». Ст. 11 этого Закона устанавливает вместе с тем: «Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий в РСФСР осуществляется Советами народных депутатов, а также соответствующими правоохранительными органами согласно установленной им Законом компетенции. Осуществление государственного контроля иными государственными органами, политическими партиями и должностными лицами запрещается». Результатом этого явилось обвальное распространение самых разнообразных религиозных объединений, в том числе и самых опасных из них - сатанинских, оккультных и пр.
|
|
В России исторически мирно сосуществовали такие мировые религии как буддизм, иудаизм, христианство, ислам. Массовое возникновение разнообразных религиозных конфессий вызвало и обострило существовавшие
межрелигиозные противоречия и конфликты, которые требуют официального разрешения.
В уголовном законодательстве отсутствуют не только раздел, но и глава, которую можно было бы назвать как «религиозные преступления».
Изучение межрелигиозных, государственно-религиозных противоречий, выяснение механизма, работающего в направлении совершения религиозных преступлений и принятие соответствующих профилактических мер будет способствовать выявлению, устранению, нейтрализации и компенсации негативных явлений и процессов, функционирующих в духовной сфере общества.
Религиозная преступность, проблемы религиоведения, особенно в последнее время, стали объектом пристального внимания не только ученых -юристов, психологов, социологов, философов, религиоведов, теологов и богословов, но и журналистов, а их глазами - и средств массовой информации. Хотя бы в одной теле- или радиопередаче, журнальной или газетной публикации ежедневно появляется информация, чаще всего искаженная, ненаучная о религиоведческих проблемах общества. Подобное обстоятельство вовсе не снижает, а, наоборот, повышает актуальность именно научного исследования этого типа преступности. В связи с этим возрастает роль частной криминологической теории - криминотеологии, появление которой связано со спецификой детерминации и особенностями профилактики преступлений в духовной сфере общества.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена также потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить несколько направлений исследований, так или иначе затрагивающих объект диссертационного: 1) Прежде всего это работы авторов, посвященные методологическим проблемам криминологии - Алексеева А.И., Антоняна Ю.М.,
Бабаева М.М., Гилинского Я.И., Горяинова К.К., Гурова А.И., Гуськова В.И., Долговой А.И., Зелинского А.Ф., Иващенко А.П., Игнатенко В.И., Иншакова СМ., Карпеца И.И., Коробейникова Б.В., Кудрявцева В.Н., Кузнецовой Н.Ф., Лунеева В.В., Ноя И.С, Ратинова А.Р., Сахарова А.Б., Стручкова Н.А., Филимонова В.Д., Филимонова О.В., Хохрякова Г.Ф., Шаргородского М.Д., Шестакова Д.А., Шмарова И.В., Эминова В.Е., и др. 2) Криминологическим проблемам религии посвящены работы: Байдакова Г.П., Витвицкой С.С, Ен-галычева В.Ф., Карасева М.В., Касторского Г.Л., Касторской Е.В., Кондратюка Л.В., Лукьянова С.А., Старкова О.В., Тихонравова Ю.В., Хвыля-Олинтера А.И., Яковлева A.M. и др. 3) Религиозным уголовно-правовым системам, а также уголовно-правовому анализу религиозных преступлений посвящены работы дореволюционных и современных российских, а также зарубежных авторов - Белогриц-Котляревского Л.С, Боронбекова С, Еремина В.Н., Жалинского А.Э., Игнатова А.Н., Кистяковского, Ковалева М.И., Красикова Ю.А., Малкова В.П., Никулина СИ., Лохвицкого, Незнамовой З.А., Пилявца В.В., Побегайло Э.Ф., Познышева СВ., Решетникова Ф.М., Семерневой Н.Н., Таганцева Н.С, Фридмэна Л., Шевкопляс Е.М., Яцеленко Б.В., и др. 4) Преступность в сфере религии является объектом изучения и богословов - Дворкина А.Л., Кривельской Н.В., Куликова И., Кураева А. (диакона), Соколова (протоирея Федора), и др. 5) Проблемам криминотеоло-гии посвящены работы и психиатров - Былева А.Е., Демоновой Д.П., Кондратьева Ф.В., Овсянникова М.В., и др. 6) Следует выделить и работы религиоведов, так или иначе затрагивающих проблемы преступности -Манацкова И.В., Радугина А.А., Угриновича Д. М., Филимонова Э.Г., Чернышенко А.А., Яблокова И.Н., и др. 7) Государственно-правовым, историко-правовым и фи-лософско-правовым проблемам религиоведения посвящены работы Арсень-евой Г.В., Бокарева С.Н., Волкова Е.Н. и др.
|
|
Вместе с тем, нельзя не отметить, что полученные в разные годы данные не носят характера абсолютной точности и непротиворечивости. Коррективы, вносимые социальными процессами и явлениями, требуют дальнейших научных изысканий в данном направлении.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение основных направлений предупреждения религиозных преступлений на основе уголовно-правового и криминологического анализа.
Основными задачами исследования являются:
- изучение понятия, видов, показателей и закономерностей религиозной преступности;
- проведение криминологического анализа социальных, внутренних и внешних, причин и условий религиозной преступности;
- изучение индивидуальных, внутренних и внешних, причин и условий религиозного преступного поведения;
- исторический уголовно-правовой анализ проблемы религиозных преступлений в России;
- определение видового состава религиозного преступления на основе анализа действующего уголовного законодательства.
|
|
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем на основе эмпирического исследования и теоретического анализа предлагается установить:
1. К религиозным преступлениям, вероятно, следует относить только те, где содержится упоминание «религии» в том или ином ее аспекте. Предлагается впервые обосновать, что следует выделять три их вида: а) групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии (ст. 239, 357, 136 УК РФ); б) религиозные преступления, совершаемые исключительно по мотиву «религиозной нена-
висти или вражды» (ст. 105 ч,2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з», 244 ч.2 п. «б» УК РФ); в) посягательства на религиозное равноправие граждан (ст. 136, 282, 148 УК РФ).
2. Из анализа истории развития уголовно-правового регулирования религиозной сферы российского общества впервые предлагается выделять пять стилей: 1) церковно-государственный дуализм или «Богоизбранная и Бого-мудрая двоица», что означает равноправие церкви и государства - решения церкви являются государственными, а государственные, в свою очередь, в то же время и церковными. Этот период продолжался с момента начала триумфального шествия православия по территории России и объяснялся сильным византийским влиянием не только в сфере духовных отношений, но и правовых. 2) этап государственно-церковного монизма, что означает безусловное верховенство государства над церковью - церковь терпима государством по стольку, по скольку реализует государственную политику. Этот период продолжался с момента принятия Воинских артикулов 1715г. Петра I и до 1918г. 3) период воинствующего государственного атеизма, который начался с момента принятия Конституции РСФСР 1918г. и УК РСФСР 1922г., официально названный как этап провозглашенной свободы совести -церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. 4) этапы относительной религиозной свободы, которые продолжались с УК РСФСР 1960г. до принятия Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания», а затем опять с принятием УК РФ 1996г. и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 26 сентября 1997г., что означает религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на права, свободы, интересы граждан. 5) период абсолютной религиозной свободы, который продолжался с момента принятия Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания» и по 1997г., когда в религиозной сфере не дейст-
вовали практически никакие правовые запреты, в результате чего получили развитие самые опасные, например, сатанинские, секты.
3. Впервые в диссертации обосновывается, что в УК РФ следует выделить главу и, соответственно, в теории уголовного права видовой состав религиозного преступления. Тогда видовой объект религиозного преступления - это религиозная свобода. Следует проанализировать объективную сторону всех религиозных преступлений и выделить ее общие черты, а также доказать, что субъект видового уголовно-правового состава религиозного преступления это по действующему уголовному законодательству, как правило, лицо физическое, вменяемое, достигшее возраста 16 лет, не обладающее признаками специального субъекта.
4. Субъективная сторона видового уголовно-правового состава религиозного преступления, вероятно, должна заключаться прежде всего в форме прямого умысла, который означает, что лицо осознает, что посягает на религиозную свободу граждан, предвидит, что в результате этого посягательства возможно или неизбежно будут нарушены права и законные интересы граждан, в частности, на жизнь и здоровье, вероисповедание, равноправие и т.п. и желает, чтобы эти последствия наступили. В результате уголовно-правового анализа необходимо сделать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.
5. Социальные причины и условия предлагается делить на внутренние причины религиозной преступности и в качестве таковых впервые проанализировать противоречия в сферах социального религиозного бытия и религиозного общественного сознания. Внутренние социальные условия религиозной преступности рассмотреть в качестве как объективных, так и субъективных проблем, трудностей, недостатков развития религии в нашем обществе. Внешние общесоциальные причины преступности в стране раскрыть в качестве подрывной международной деятельности разведывательных и иных
специальных служб других государств, результатом которой являются религиозный терроризм и иные политические и религиозные преступления; транснациональная религиозная преступность и др. Внешние общесоциальные условия религиозной преступности следует раскрыть как воздействие на противоречия сферы общественного бытия через создание экономических трудностей для развития страны и тем самым содействие выходу политической энергии людей в религиозной сфере, прежде всего в экстрасенсорной, сектантской; религиозное давление со стороны, например, США с целью внедрения протестантизма и мн. др.; а также как воздействие на противоречия в сфере общественного сознания через клевету на православие и вообще христианство, на ислам, буддизм, иудаизм, разжигание межрелигиозных противоречий и др.
6. Впервые предлагается установить уровень латентности религиозной преступности; удельный вес членов сатанинских и языческих сект, являющихся преступниками; отношение к возможному наказанию; место в латентной преступности сектантов преступлений, предусмотренных ст. 244, 228, 117,158,243, 163 УК РФ.
7. Предлагается в качестве внутренней причины рассмотреть криминогенную ценностную ориентацию и впервые установить место такой ценности, как «зло, тьма, дьявол», его соотношение с равнодушием к жертве преступления в механизме религиозного преступного поведения; в качестве внутренних условий - профессиональное образование, наличие ученой степени или звания; отсутствие внутренней связи с семьей, слабое «Я» или эмоциональную нестабильность, слабое суперэго, самомотивацию, внешнюю естественность в поведении, тревожность; а в качестве внешней причины -управленческую религиозную криминогенную ситуацию, раскрыть ее структуру; в роли внешних условий - равнодушие окружающих, отсутствие по-
тенциальных свидетелей, невозможность для жертвы оглашения этого факта и оказания сопротивления и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа направлена на дальнейшее развитие криминотеологии, формирование в конечном счете эффективной системы профилактики религиозных преступлений. Материалы исследования могут способствовать систематизации и развитию научных представлений о причинах и условиях религиозной преступности и религиозного преступного поведения, разработке видового состава этого вида преступлений на основе исторического и современного анализа уголовного законодательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в организации и функционировании системы профилактического воздействия, а также в учебном процессе, в системе переподготовки практических работников, при подготовке реформы религиозного законодательства.
Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации, касающиеся истории уголовно-правовой борьбы с религиозными преступлениями в России, их состава, причин и условий использовались в преподавательской деятельности в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова; докладывались на международной научно-практической конференции Российской криминологической ассоциации 3-4 апреля 2000г. в г. Москве по теме: «Преступность и власть»; опубликованы в монографии и статье.
Методология и методика исследования. В основу данного исследования положены системный, исторический, сравнительно-правовой методы. В работе широко использовалась литература по криминологии, социологии, религиоведению, теологии и богословию, нормативные документы по уголовному праву, публицистические материалы.
Объектом исследования выступают религиозные преступления.
Предметом диссертационной работы являются понятие, виды, показатели религиозных преступлений; история развития уголовно-правового законодательства в России, видовой состав религиозного преступления, причины, условия и профилактика религиозной преступности и преступного поведения.
Генеральной совокупностью являются все религиозные преступления, совершенные в России.
Выборочной совокупностью исследования являются преступления, совершенные членами религиозных сект на территории Рязанской и Московской областей. Место исследования было выбрано в связи с тем, что именно в этих регионах наиболее распространены тоталитарные секты, большей частью сатанинского и неоязыческого направления.
Исследование проводилось в два этапа. Первый этап - проведение разведывательного (поискового) исследования осуществлялось в 1999г. Основные задачи: уточнение объекта и конкретизация предмета исследования, апробация методов, определение и операционализация основных понятий. Реализация осуществлялась в Рязанской области. В процессе исследования осуществлялась корректировка его направлений. Применявшиеся методы: включенное и открытое наблюдение, анализ документов, контент-анализ, свободное интервью. Основными источниками информации первого этапа являлись: юридическая, психологическая, религиоведческая, теологическая и богословская, социологическая, криминологическая литература и нормативные акты, так или иначе регулирующие сферу духовной жизни общества; совершеннолетние мужчины - члены нелегальных религиозных сект, действовавших и действующих на территории Рязанской области.
Второй этап - аналитическое (основное) исследование. Основные его задачи: проверка основных гипотез исследования, раскрытие внутренних и внешних, социальных и индивидуальных причин и условий религиозных
преступлений. Применявшиеся методы: анализ документов, включенное наблюдение, стандартизированное и свободное интервью, 16-ти Факторный вопросник Р. Кеттэлла. Основными единицами наблюдения второго этапа являлись: уголовное законодательство России с момента его возникновения и до наших дней; выборочное исследование - совершеннолетние мужчины, члены ряда тоталитарных сект в Рязани и Рязанской области, а также Москве и Московской области (всего исследовано 10 сект). Исследование осуществлялось в 1999-2000г. Было опрошено по стандартизированному и свободному интервью, разработанных автором, и 16-ти Факторному вопроснику Р. Кеттэлла 327 членов сект в Рязанской и Московской областях, из них 109, совершивших преступления. Стандартизированное интервью состояло из 25 вопросов, направленных на выявление причин и условий религиозного преступного поведения. Для изучения психических свойств личности был выбран 16-ти Факторный вопросник Р. Кеттэлла. Вопросник состоит из 187 вопросов. Сектанты предпочли компьютерный вариант. Р. Кеттэлл выделяет 16 первичных и 4 вторичных биполярных фактора, которые характеризуют разнообразные сочетания способностей, темперамента, мотивов и интересов. В целях получения максимально достоверных данных в методике предусматривалось наиболее оптимальное сочетание субъективных и объективных методов.