Введение. Специальность 12. 00. 08. - "уголовное право и Криминология

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Специальность 12.00.08. - "Уголовное право и криминология,

уголовно-исполнительное право".


Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук


Научный руководитель

профессор, доктор юридических наук

СТАРКОВ О. В.


МОСКВА 2001


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ 3

Глава 1. Развитие уголовного законодательства об ответственности за
религиозные преступления в России........................................................ 14

§1. Церковно-государственный дуализм в истории уголовно-правовой
борьбы с религиозной преступностью..................................................... 14

§ 2. Этап государственно-церковного монизма в уголовной политике
России......................................................................................................... 27

§ 3. Советский и постсоветский этап в развитии уголовного законода­
тельства об ответственности за религиозные преступления..................... 53

Глава 2. Религиозное преступление: понятие, виды, показатели, видо­
вой состав................................................................................................... 67

§ 1. Понятие, виды и показатели религиозных преступлений........ 67

§2. Проблема выделения видового состава религиозного преступле­
ния............................................................................................................... 88

Глава 3. Криминологическая характеристика религиозных преступле­
ний............................................................................................................. 123

§1. Социальные причины и условия религиозной преступности и ос­
новные направления ее предупреждения................................................ 123

§2. Индивидуальные причины и условия религиозного преступного по­
ведения и отдельные методы профилактики.......................................... 149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. 194

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................... 204

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................. 238


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Определяется тем, что в период перестройки и постперестройки в России существенным образом изменились государственно-конфессиональные отношения - от самого строгого контро­ля со стороны государства за регистрацией и деятельностью различных ре­лигиозных конфессий до полного беспредела в этой сфере как в области пра­вового регулирования, так и в практической деятельности государственных органов, призванных осуществлять контроль за законностью деятельности разных видов церкви. В частности, Закон РСФСР от 25 октября 1990г. № 267-1 «О свободе вероисповедания» в ст. 20 предусматривал упрощенный порядок регистрации новых религиозных объединений. Ст. 8 этого Закона предусматривает: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполни­тельные и распорядительные органы государственной власти и государст­венные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализаций права граждан на свободу вероисповедания». Ст. 11 этого Закона устанавливает вместе с тем: «Государственный контроль за со­блюдением законодательства о свободе вероисповеданий в РСФСР осущест­вляется Советами народных депутатов, а также соответствующими правоох­ранительными органами согласно установленной им Законом компетенции. Осуществление государственного контроля иными государственными орга­нами, политическими партиями и должностными лицами запрещается». Ре­зультатом этого явилось обвальное распространение самых разнообразных религиозных объединений, в том числе и самых опасных из них - сатанин­ских, оккультных и пр.

В России исторически мирно сосуществовали такие мировые религии как буддизм, иудаизм, христианство, ислам. Массовое возникновение разно­образных религиозных конфессий вызвало и обострило существовавшие


межрелигиозные противоречия и конфликты, которые требуют официально­го разрешения.

В уголовном законодательстве отсутствуют не только раздел, но и гла­ва, которую можно было бы назвать как «религиозные преступления».

Изучение межрелигиозных, государственно-религиозных противоре­чий, выяснение механизма, работающего в направлении совершения религи­озных преступлений и принятие соответствующих профилактических мер будет способствовать выявлению, устранению, нейтрализации и компенса­ции негативных явлений и процессов, функционирующих в духовной сфере общества.

Религиозная преступность, проблемы религиоведения, особенно в по­следнее время, стали объектом пристального внимания не только ученых -юристов, психологов, социологов, философов, религиоведов, теологов и бо­гословов, но и журналистов, а их глазами - и средств массовой информации. Хотя бы в одной теле- или радиопередаче, журнальной или газетной публи­кации ежедневно появляется информация, чаще всего искаженная, ненаучная о религиоведческих проблемах общества. Подобное обстоятельство вовсе не снижает, а, наоборот, повышает актуальность именно научного исследования этого типа преступности. В связи с этим возрастает роль частной криминоло­гической теории - криминотеологии, появление которой связано со специ­фикой детерминации и особенностями профилактики преступлений в духов­ной сфере общества.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также по­требностями разработки и реализации законодательства в этой сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить не­сколько направлений исследований, так или иначе затрагивающих объект диссертационного: 1) Прежде всего это работы авторов, посвященные мето­дологическим проблемам криминологии - Алексеева А.И., Антоняна Ю.М.,


Бабаева М.М., Гилинского Я.И., Горяинова К.К., Гурова А.И., Гуськова В.И., Долговой А.И., Зелинского А.Ф., Иващенко А.П., Игнатенко В.И., Иншакова СМ., Карпеца И.И., Коробейникова Б.В., Кудрявцева В.Н., Кузнецовой Н.Ф., Лунеева В.В., Ноя И.С, Ратинова А.Р., Сахарова А.Б., Стручкова Н.А., Фи­лимонова В.Д., Филимонова О.В., Хохрякова Г.Ф., Шаргородского М.Д., Шестакова Д.А., Шмарова И.В., Эминова В.Е., и др. 2) Криминологическим проблемам религии посвящены работы: Байдакова Г.П., Витвицкой С.С, Ен-галычева В.Ф., Карасева М.В., Касторского Г.Л., Касторской Е.В., Кондра­тюка Л.В., Лукьянова С.А., Старкова О.В., Тихонравова Ю.В., Хвыля-Олинтера А.И., Яковлева A.M. и др. 3) Религиозным уголовно-правовым системам, а также уголовно-правовому анализу религиозных преступлений посвящены работы дореволюционных и современных российских, а также зарубежных авторов - Белогриц-Котляревского Л.С, Боронбекова С, Ереми­на В.Н., Жалинского А.Э., Игнатова А.Н., Кистяковского, Ковалева М.И., Красикова Ю.А., Малкова В.П., Никулина СИ., Лохвицкого, Незнамовой З.А., Пилявца В.В., Побегайло Э.Ф., Познышева СВ., Решетникова Ф.М., Семерневой Н.Н., Таганцева Н.С, Фридмэна Л., Шевкопляс Е.М., Яцеленко Б.В., и др. 4) Преступность в сфере религии является объектом изучения и богословов - Дворкина А.Л., Кривельской Н.В., Куликова И., Кураева А. (диакона), Соколова (протоирея Федора), и др. 5) Проблемам криминотеоло-гии посвящены работы и психиатров - Былева А.Е., Демоновой Д.П., Конд­ратьева Ф.В., Овсянникова М.В., и др. 6) Следует выделить и работы рели­гиоведов, так или иначе затрагивающих проблемы преступности -Манацкова И.В., Радугина А.А., Угриновича Д. М., Филимонова Э.Г., Чернышенко А.А., Яблокова И.Н., и др. 7) Государственно-правовым, историко-правовым и фи-лософско-правовым проблемам религиоведения посвящены работы Арсень-евой Г.В., Бокарева С.Н., Волкова Е.Н. и др.


Вместе с тем, нельзя не отметить, что полученные в разные годы дан­ные не носят характера абсолютной точности и непротиворечивости. Кор­рективы, вносимые социальными процессами и явлениями, требуют даль­нейших научных изысканий в данном направлении.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является опреде­ление основных направлений предупреждения религиозных преступлений на основе уголовно-правового и криминологического анализа.

Основными задачами исследования являются:

- изучение понятия, видов, показателей и закономерностей религиоз­ной преступности;

- проведение криминологического анализа социальных, внутренних и внешних, причин и условий религиозной преступности;

- изучение индивидуальных, внутренних и внешних, причин и усло­вий религиозного преступного поведения;

- исторический уголовно-правовой анализ проблемы религиозных преступлений в России;

- определение видового состава религиозного преступления на осно­ве анализа действующего уголовного законодательства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем на основе эмпирического исследования и теоретического анализа предлагается установить:

1. К религиозным преступлениям, вероятно, следует относить только те, где содержится упоминание «религии» в том или ином ее аспекте. Предлага­ется впервые обосновать, что следует выделять три их вида: а) групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступ­ления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии (ст. 239, 357, 136 УК РФ); б) религиозные преступления, совершаемые исключительно по мотиву «религиозной нена-


висти или вражды» (ст. 105 ч,2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з», 244 ч.2 п. «б» УК РФ); в) посягательства на религиозное равноправие граждан (ст. 136, 282, 148 УК РФ).

2. Из анализа истории развития уголовно-правового регулирования рели­гиозной сферы российского общества впервые предлагается выделять пять стилей: 1) церковно-государственный дуализм или «Богоизбранная и Бого-мудрая двоица», что означает равноправие церкви и государства - решения церкви являются государственными, а государственные, в свою очередь, в то же время и церковными. Этот период продолжался с момента начала триум­фального шествия православия по территории России и объяснялся сильным византийским влиянием не только в сфере духовных отношений, но и право­вых. 2) этап государственно-церковного монизма, что означает безусловное верховенство государства над церковью - церковь терпима государством по стольку, по скольку реализует государственную политику. Этот период продолжался с момента принятия Воинских артикулов 1715г. Петра I и до 1918г. 3) период воинствующего государственного атеизма, который начался с момента принятия Конституции РСФСР 1918г. и УК РСФСР 1922г., официально названный как этап провозглашенной свободы совести -церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. 4) этапы относительной религиозной свободы, которые продолжались с УК РСФСР 1960г. до принятия Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания», а затем опять с принятием УК РФ 1996г. и Федерального закона "О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях" 26 сентября 1997г., что означает религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на права, свободы, интересы граждан. 5) период абсолютной религиозной свободы, который продолжался с момента принятия Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания» и по 1997г., когда в религиозной сфере не дейст-




вовали практически никакие правовые запреты, в результате чего получили развитие самые опасные, например, сатанинские, секты.

3. Впервые в диссертации обосновывается, что в УК РФ следует выде­лить главу и, соответственно, в теории уголовного права видовой состав ре­лигиозного преступления. Тогда видовой объект религиозного преступления - это религиозная свобода. Следует проанализировать объективную сторону всех религиозных преступлений и выделить ее общие черты, а также дока­зать, что субъект видового уголовно-правового состава религиозного пре­ступления это по действующему уголовному законодательству, как правило, лицо физическое, вменяемое, достигшее возраста 16 лет, не обладающее признаками специального субъекта.

4. Субъективная сторона видового уголовно-правового состава религи­озного преступления, вероятно, должна заключаться прежде всего в форме прямого умысла, который означает, что лицо осознает, что посягает на рели­гиозную свободу граждан, предвидит, что в результате этого посягательства возможно или неизбежно будут нарушены права и законные интересы граж­дан, в частности, на жизнь и здоровье, вероисповедание, равноправие и т.п. и желает, чтобы эти последствия наступили. В результате уголовно-правового анализа необходимо сделать предложения по совершенствованию дейст­вующего уголовного законодательства.

5. Социальные причины и условия предлагается делить на внутренние причины религиозной преступности и в качестве таковых впервые проанали­зировать противоречия в сферах социального религиозного бытия и религи­озного общественного сознания. Внутренние социальные условия религиоз­ной преступности рассмотреть в качестве как объективных, так и субъектив­ных проблем, трудностей, недостатков развития религии в нашем обществе. Внешние общесоциальные причины преступности в стране раскрыть в каче­стве подрывной международной деятельности разведывательных и иных


специальных служб других государств, результатом которой являются рели­гиозный терроризм и иные политические и религиозные преступления; транснациональная религиозная преступность и др. Внешние общесоциаль­ные условия религиозной преступности следует раскрыть как воздействие на противоречия сферы общественного бытия через создание экономических трудностей для развития страны и тем самым содействие выходу политиче­ской энергии людей в религиозной сфере, прежде всего в экстрасенсорной, сектантской; религиозное давление со стороны, например, США с целью внедрения протестантизма и мн. др.; а также как воздействие на противоре­чия в сфере общественного сознания через клевету на православие и вообще христианство, на ислам, буддизм, иудаизм, разжигание межрелигиозных противоречий и др.

6. Впервые предлагается установить уровень латентности религиозной преступности; удельный вес членов сатанинских и языческих сект, являю­щихся преступниками; отношение к возможному наказанию; место в латент­ной преступности сектантов преступлений, предусмотренных ст. 244, 228, 117,158,243, 163 УК РФ.

7. Предлагается в качестве внутренней причины рассмотреть кримино­генную ценностную ориентацию и впервые установить место такой ценно­сти, как «зло, тьма, дьявол», его соотношение с равнодушием к жертве пре­ступления в механизме религиозного преступного поведения; в качестве внутренних условий - профессиональное образование, наличие ученой сте­пени или звания; отсутствие внутренней связи с семьей, слабое «Я» или эмо­циональную нестабильность, слабое суперэго, самомотивацию, внешнюю ес­тественность в поведении, тревожность; а в качестве внешней причины -управленческую религиозную криминогенную ситуацию, раскрыть ее струк­туру; в роли внешних условий - равнодушие окружающих, отсутствие по-



тенциальных свидетелей, невозможность для жертвы оглашения этого факта и оказания сопротивления и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа направлена на дальнейшее развитие криминотеологии, формирование в ко­нечном счете эффективной системы профилактики религиозных преступле­ний. Материалы исследования могут способствовать систематизации и раз­витию научных представлений о причинах и условиях религиозной преступ­ности и религиозного преступного поведения, разработке видового состава этого вида преступлений на основе исторического и современного анализа уголовного законодательства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформули­рованные в нем выводы и предложения могут быть использованы в органи­зации и функционировании системы профилактического воздействия, а так­же в учебном процессе, в системе переподготовки практических работников, при подготовке реформы религиозного законодательства.

Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации, ка­сающиеся истории уголовно-правовой борьбы с религиозными преступле­ниями в России, их состава, причин и условий использовались в преподава­тельской деятельности в Российской экономической академии им. Г.В. Пле­ханова; докладывались на международной научно-практической конферен­ции Российской криминологической ассоциации 3-4 апреля 2000г. в г. Моск­ве по теме: «Преступность и власть»; опубликованы в монографии и статье.

Методология и методика исследования. В основу данного исследо­вания положены системный, исторический, сравнительно-правовой методы. В работе широко использовалась литература по криминологии, социологии, религиоведению, теологии и богословию, нормативные документы по уго­ловному праву, публицистические материалы.

Объектом исследования выступают религиозные преступления.


Предметом диссертационной работы являются понятие, виды, пока­затели религиозных преступлений; история развития уголовно-правового за­конодательства в России, видовой состав религиозного преступления, при­чины, условия и профилактика религиозной преступности и преступного по­ведения.

Генеральной совокупностью являются все религиозные преступления, совершенные в России.

Выборочной совокупностью исследования являются преступления, со­вершенные членами религиозных сект на территории Рязанской и Москов­ской областей. Место исследования было выбрано в связи с тем, что именно в этих регионах наиболее распространены тоталитарные секты, большей ча­стью сатанинского и неоязыческого направления.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап - проведение раз­ведывательного (поискового) исследования осуществлялось в 1999г. Основ­ные задачи: уточнение объекта и конкретизация предмета исследования, ап­робация методов, определение и операционализация основных понятий. Реа­лизация осуществлялась в Рязанской области. В процессе исследования осу­ществлялась корректировка его направлений. Применявшиеся методы: включенное и открытое наблюдение, анализ документов, контент-анализ, свободное интервью. Основными источниками информации первого этапа являлись: юридическая, психологическая, религиоведческая, теологическая и богословская, социологическая, криминологическая литература и норматив­ные акты, так или иначе регулирующие сферу духовной жизни общества; со­вершеннолетние мужчины - члены нелегальных религиозных сект, действо­вавших и действующих на территории Рязанской области.

Второй этап - аналитическое (основное) исследование. Основные его задачи: проверка основных гипотез исследования, раскрытие внутренних и внешних, социальных и индивидуальных причин и условий религиозных


преступлений. Применявшиеся методы: анализ документов, включенное на­блюдение, стандартизированное и свободное интервью, 16-ти Факторный вопросник Р. Кеттэлла. Основными единицами наблюдения второго этапа являлись: уголовное законодательство России с момента его возникновения и до наших дней; выборочное исследование - совершеннолетние мужчины, члены ряда тоталитарных сект в Рязани и Рязанской области, а также Москве и Московской области (всего исследовано 10 сект). Исследование осуществ­лялось в 1999-2000г. Было опрошено по стандартизированному и свободно­му интервью, разработанных автором, и 16-ти Факторному вопроснику Р. Кеттэлла 327 членов сект в Рязанской и Московской областях, из них 109, совершивших преступления. Стандартизированное интервью состояло из 25 вопросов, направленных на выявление причин и условий религиозного пре­ступного поведения. Для изучения психических свойств личности был вы­бран 16-ти Факторный вопросник Р. Кеттэлла. Вопросник состоит из 187 во­просов. Сектанты предпочли компьютерный вариант. Р. Кеттэлл выделяет 16 первичных и 4 вторичных биполярных фактора, которые характеризуют раз­нообразные сочетания способностей, темперамента, мотивов и интересов. В целях получения максимально достоверных данных в методике предусмат­ривалось наиболее оптимальное сочетание субъективных и объективных ме­тодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: