1. Свобода вероисповедания и религиозная свобода шире понятия свободы совести, которое, свобода совести, являясь более узким, чем предшествующие, все же более глубже их; свобода вероисповедания и религиозная свобода - понятия практически идентичные; нарушение, охраняемой уголовным правом свободы совести, не идентично понятию «религиозное преступление»; нарушение, охраняемой уголовным правом свободы вероис-
поведания и религиозной свободы, идентично понятию «религиозное преступление».
2. Из всех видов преступлений в ныне действующем УК РФ можно выделить всего десять религиозных (ст. 239, 357, 136, 148, 244 ч. 2 п «б», 117 ч.2 п. «з», 112 ч. 2 п. «е», 111 ч. 2 п. «е», 105 ч.2 п. «л», 282 УК РФ).
3. Есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т.е. посвященный исключительно посягательству на свободу совести и вероисповеданий, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».
4. Следует выделить целую группу исключительно квалифицированных составов религиозных преступлений, когда в основном или общем составе религиозная специфика отсутствует (ст. 244 ч.2 п. «б», 105 ч.2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з» УК РФ).
5. Не только «мотив религиозной ненависти или вражды» должен фигурировать в качестве квалифицирующего обстоятельства, а совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, 111, 112, 117, 244 УК РФ в качестве «ритуала религиозного объединения».
6. Под религиозным преступлением следует понимать любое духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.
7. Все причины и условия религиозных преступлений следует делить на социальные и индивидуальные, а те, в свою очередь, на внутренние и внешние.
8. Внутренние социальные причины религиозной преступности надо рассматривать как противоречия сфер общественного религиозного бытия и сознания; внутренние социальные условия — как проблемы, трудности, недостатки управления со стороны государства, общества, церкви духовной
сферой общества; внешние социальные причины как религиозную преступность иностранцев, транснациональную и т.п.; внешние социальные условия в качестве внедрения со стороны зарубежных стран своих религиозных конфессий, пропаганды против православной церкви, ислама, иудаизма, буддизма, проповедуемых в России.






