1. Свобода вероисповедания и религиозная свобода шире понятия свободы совести, которое, свобода совести, являясь более узким, чем предшествующие, все же более глубже их; свобода вероисповедания и религиозная свобода - понятия практически идентичные; нарушение, охраняемой уголовным правом свободы совести, не идентично понятию «религиозное преступление»; нарушение, охраняемой уголовным правом свободы вероис-
поведания и религиозной свободы, идентично понятию «религиозное преступление».
2. Из всех видов преступлений в ныне действующем УК РФ можно выделить всего десять религиозных (ст. 239, 357, 136, 148, 244 ч. 2 п «б», 117 ч.2 п. «з», 112 ч. 2 п. «е», 111 ч. 2 п. «е», 105 ч.2 п. «л», 282 УК РФ).
3. Есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т.е. посвященный исключительно посягательству на свободу совести и вероисповеданий, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».
4. Следует выделить целую группу исключительно квалифицированных составов религиозных преступлений, когда в основном или общем составе религиозная специфика отсутствует (ст. 244 ч.2 п. «б», 105 ч.2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з» УК РФ).
|
|
5. Не только «мотив религиозной ненависти или вражды» должен фигурировать в качестве квалифицирующего обстоятельства, а совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, 111, 112, 117, 244 УК РФ в качестве «ритуала религиозного объединения».
6. Под религиозным преступлением следует понимать любое духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.
7. Все причины и условия религиозных преступлений следует делить на социальные и индивидуальные, а те, в свою очередь, на внутренние и внешние.
8. Внутренние социальные причины религиозной преступности надо рассматривать как противоречия сфер общественного религиозного бытия и сознания; внутренние социальные условия — как проблемы, трудности, недостатки управления со стороны государства, общества, церкви духовной
сферой общества; внешние социальные причины как религиозную преступность иностранцев, транснациональную и т.п.; внешние социальные условия в качестве внедрения со стороны зарубежных стран своих религиозных конфессий, пропаганды против православной церкви, ислама, иудаизма, буддизма, проповедуемых в России.