Прежде чем приступить к анализу уголовно-правового состава религиозного преступления, необходимо определиться с некоторыми спорными понятиями общей части уголовного права, касающимися прежде всего учения о составе преступления и его классификации.
В уголовно-правовой литературе обычно виды составов преступлений по степени обобщения или по уровням делятся на три: конкретный, родовой и общий. В некоторых источниках выделяется четыре вида: конкретный, видовой, родовой и общий78. Думается, что, во всяком случае, по действующе-
78 Подробнее см.: Российское уголовное право. Общая часть: Учебник// Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Изд-во «Спарк», 1997.-454с; Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.1. Общая часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА»1998.-639с; Уголовное право. Часть Общая /Под ред. Н.А. Беляева, М.Д. Шаргородского. М.: Юрид. лит., 1969.-440с; Советское уголовное право. Общая часть/Под ред. Г.А. Кригера, Б.А. Куринова, Ю.М. Ткачевского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-517с; Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник/ Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина, СВ. Максимова. М.: Юриспруденция, 1999. С.83; Уголовное право. Часть общая (Словарь-справочник основных понятий). Рязань: РИПЭ МВД России, 1998; и др.
|
|
му уголовному законодательству даже по формальным признакам можно выделить четыре вида составов, отталкиваясь от деления УК РФ на разделы, главы, статьи, части и пункты. Раздел особенной части означает как раз ничто иное, как название родового объекта преступлений, а деление его на главы, как обозначение законодателем видов преступлений. Обозначение потому, что в теории уголовного права могут и должны быть выделены иные как родовые, так и видовые составы преступлений. Поэтому от формального подхода к этой проблеме перейдем к содержательному.
Обычно под конкретным составом преступления понимается совокупность объективных и субъективных признаков индивидуального вредоносного, уголовно-противоправного деяния, т.е. предусмотренного в одной или нескольких статьях, в одной или нескольких частях и пунктах одной или нескольких статей УК РФ.
Родовой состав преступления - это совокупность юридических, объективных и субъективных, признаков, «характеризующих однородную группу преступлений»79. При этом определяется наличие наиболее общих, повторяющихся во всех или хотя бы в большинстве случаев деяний, включаемых в этот род, признаков объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны (например, преступлений против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества и др. - по действующему УК РФ их всего шесть).
|
|
Понятие «видового состава преступления» должно строиться на основе обобщения признаков также объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны определенной группы наиболее близких друг к другу преступлений (к примеру, видовые составы преступлений, выделенные в большей степени по объекту - это преступления против жизни и здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина, здоровья населения
и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества и др. - по действующему УК РФ их девятнадцать). Обычно в родовом составе преступления содержится несколько видовых, к примеру, в родовом составе преступлений против личности содержатся несколько видовых - это и преступления против жизни и здоровья, и против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также иные. Вместе с тем, видовой состав преступления, выделенный на основе одного обобщенного объекта, присутствующего всегда при совершении преступлений этого вида по действующему уголовному законодательству, может посягать и на несколько родовых, и на ряд видовых объектов, как ни парадоксально это звучит. Именно это относится к религиозным преступлениям. Глава о них не выделена в качестве самостоятельной только в УК РСФСР 1960г. и в УК РФ 1996г. Практически во всех иных уголовных кодексах и уложениях, как в дореволюционных, так и в советских, этот вид выделялся, имея фактически всякий раз разное название, но одина-
О г»
ковый смысл. Этот факт может иметь доказательное значение в вопросе о выделении вида религиозного состава преступления.
Приступим к анализу объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава религиозных преступлений.
Видовой объект религиозного преступления - это религиозная свобода или свобода религиозного вероисповедания, которые являются идентичными понятиями. Как установлено в первом параграфе этой главы религиозная свобода включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию; не исповедовать никакой религии; свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.; действовать в соответствии с религиозными убеждениями; пропагандировать
Уголовное право. Часть Общая /Под ред. Н.А. Беляева, М.Д. Шаргородского. М.: Юрид. лит., 1969.С. 95.
ЯП
См. анализ в предшествующем параграфе.
религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным законом путем; осуществлять религиозное, атеистическое и т.п. воспитание и образование; совершать религиозные обряды и культы; менять религиозное вероисповедание; создавать новое религиозное вероисповедание; на благотворительную и любую, не запрещенную законом общественную деятельность; на равенство всех граждан в обществе перед законом, правосудием и государством независимо от религиозного вероисповедания. Любое религиозное преступление должно посягать на этот объект - религиозную свободу. Если этот объект при посягательстве отсутствует, это означает, что или деяние не религиозное, или вовсе не является преступлением. Религиозные преступления разбросаны чуть ли не по всем разделам и главам УК РФ.
В качестве родового объекта всех религиозных преступлений по действующему уголовному законодательству выступают либо / личность, либо 2 общественная безопасность и общественный порядок, либо 3 государственная власть, либо 4 мир и безопасность человечества. Только перечисление этих объектов - четырех из всех существующих шести показывает, на сколько важное значение имеют религиозные преступления для жизнедеятельности человечества, общества, государства, личности. Религиозные преступления не предусмотрены только в двух сферах - экономики и военной службы. Следует вспомнить, что в Воинских артикулах Петра I фигурировали практически только воинские религиозные преступления, и именно они положили начало новому стилю уголовной политики - «государственно-церковному монизму». Кроме того, не будет лишним напомнить и о том, что специфическое религиозное преступление - святотатство или «церковная татьба», т.е. хищение священных или освященных предметов из церквей, молитвенных домов разных вероисповеданий и т.п. деяния - фигурировало во всех уголовно-правовых источниках досоветского периода, начиная с Устава св. кн. Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных,
|
|
предположительно 995-1011г., и кончая Уголовным уложением 1903г. Но это парадоксальное положение (четыре родовых объекта) должно быть устранено - один вид преступлений может посягать только на один родовой объект, поэтому и требуется выделить отдельную главу в УК РФ в одном разделе. Представляется, что подобным разделом должен быть VII «Преступления против личности» - первый в особенной части, так как религиозные преступления посягают прежде всего на свободу вероисповедания личности. Но они посягают также и на религиозную свободу общества, ибо реализация права на свободу вероисповедания отдельной личностью (непосредственный объект) не должно в обществе посягать на такую же религиозную свободу другой личности и на иные конституционные права и свободы граждан, охраняемых уголовным законом. И подобная религиозная свобода в обществе регулируется и охраняется государством в различных отраслях права. Поэтому религиозное преступление посягает на религиозную свободу (личности, общества, государства).
Вместе с тем, все религиозные преступления по действующему уголовному законодательству посягают и еще, по меньшей мере, на один видовой объект. В качестве второго видового объекта религиозных преступлений в УК РФ определены: или жизнь и здоровье (для четырех преступлений), или конституционные права и свободы человека и гражданина (для двух преступлений), или здоровье населения и общественная нравственность (для двух преступлений), или основы конституционного строя и безопасности государства (для одного преступления), или, наконец, мир и безопасность человечества (для одного преступления). И это парадоксальное положение должно быть устранено - религиозное преступление посягает только на один видовой объект - религиозную свободу (личности, общества, государства). Но при этом чаще всего два или более непосредственных объекта, например, при отказе в приеме на работу по религиозным основаниям нарушается ре-
|
|
лигиозное равноправие граждан в обществе, поэтому непосредственные объекты здесь: право на труд и на свободу совести личности, видовой объект -религиозная свобода (личности, общества, государства), родовой - личность. Или истязание человека во исполнение религиозного ритуала имеет один родовой объект - личность, один видовой объект - религиозную свободу (личности, общества, государства), два непосредственных - свободу совести и здоровье личности. Поэтому место главы «Религиозные преступления» или «Преступления против религиозной свободы» - между главами 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Уголовно-правовая охрана свободы совести и свободы вероисповедания является, с одной стороны, охраной и конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст.28 Конституции РФ), а с другой - охраной духовного здоровья общества, основы которого закладываются в семье при воспитании несовершеннолетних.
Приступим к анализу объективной стороны видового религиозного преступления. Логичным является начать этот анализ с фактически единственного «чисто» религиозного преступления, предусмотренного в главе 19 как преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина - «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания».
Деяний два, и они заключаются в действиях или бездействии, состоящих в 1) незаконном воспрепятствовании деятельности религиозных организаций и в 2) незаконном воспрепятствовании совершению религиозных обрядов. Рассмотрим их подробнее.
Незаконность воспрепятствования означает, что государство в лице своих органов и организаций обязано препятствовать деятельности религиозных и иных объединений, если их деятельность сопряжена или с насилием
над гражданами, или с иным причинением вреда их здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, или к совершению иных противоправных деяний и за создание таких объединений, руководство ими, участие в деятельности и в пропаганде ее деяний предусмотрена уголовная ответственность (ст. 239 УК РФ). Если же деятельность религиозных объединений не сопряжена с подобными деяниями, то, значит, она законная, разрешена и создание препятствий к осуществлению их деятельности преследуется в уголовно-правовом порядке.
Воспрепятствование с точки зрения этимологии этого слова означает создание помех, блокирование деятельности религиозных организаций, т.е. спутать их планы, расстроить, сорвать то или иное мероприятие, например, религиозный обряд; выбить почву из-под ног лидеров этих организаций и простых священнослужителей; стать на пути их законной деятельности, «испортить обедню»; не допустить реализации планов деятельности или совершения того или иного культа.81
Воспрепятствование деятельности религиозной организации — это либо пресечение деятельности действующей или временно не функционирующей, либо создание помех к началу работы зарегистрированной, но не приступившей к деятельности религиозной организации, а равно незаконный отказ или иное создание препятствий в регистрации религиозной группы в качестве религиозной организации, либо неправомерный отказ органов местного самоуправления принять уведомление о создании религиозной группы.
Что же такое религиозная организация! Религиозная организация в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных
Q1
См.: Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.-6-е изд., перераб.и доп. М: Русский язык, 1989. С. 311; Словарь современного русского литературного языка. М.-Л.: Академия наук СССР, 1959. Т.9; Словарь сочетаемости слов русского языка. Ин-т
объединениях" от 26 сентября 1997г. является одним из двух видов религиозных объединений. При этом религиозным объединением признается «добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Кроме того, в соответствии со ст. 7 этого же Закона первой разновидностью религиозного объединения «религиозной группой... признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной реги ст рации и приобретения правоспособност и ю ридического лица (подчеркивание наше - Л.Б.). Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками». В этой же статье, в ч. 2 говорится, что «граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в рел и гиозную органи за цию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления» (подчеркивание наше - Л.Б.). В иных же случаях, когда нет намерения преобразовать ее в религиозную организацию или когда подобное намерение в момент образования этой группы еще не возникло, уведомлять органы местного самоуправления не требуется. И в этом случае без регистрации и уведомления деятельность религиозной группы в качестве собрания физических лиц -граждан будет законной, если она заключается в совершении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в обучении религии и религиозном воспитании своих последователей (ч. 3 ст. 7 этого Закона). Надо под-русского языка им. А.С. Пушкина/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.-2-е изд., испр. М: Русский язык, 1983; и др. 82 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465.
черкнуть, что в советское время религиозные организации не пользовались правами юридического лица и осуществляли свою деятельность как религиозные группы. Уголовный закон охраняет законную деятельность только религиозных организаций. Деятельности религиозных групп, даже законной, можно создавать препятствия, во всяком случае, на данный момент, это уголовно не наказуемо, если подвергнуть норму буквальному, а не расширительному толкованию. Расширительное толкование невозможно, поскольку действующий УК РФ запрещает аналогию в толковании и применении уголовного закона. Поэтому уголовно-правовая защита деятельности религиозных групп будет возможна лишь в случае изменения данной нормы, когда вместо термина «организация» будет применено понятие «объединение». Некоторые авторы полагают, что «законодатель не имел в виду оставить эти группы без уголовно-правовой защиты; просто Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" был принят после введения в действие УК России". Думается, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. В ст. 239 УК РФ запрещается деятельность любого "объединения", а не организации, "посягающего на личность и права граждан". И наверняка это не оговорка. Потому что законодатель полагает, что в большей защите нуждается личность и права граждан - недаром раздел о преступлениях против личности первый в особенной части, нежели чем деятельность религиозных объединений обоих видов. Здесь учитывается и то, что религиозная группа официально не регистрируется и необходимо ее существование не менее пятнадцати лет на данной территории, подтвержденное органами местного самоуправления, которые могут его
1.1. "См., например: Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис....канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999.С.15; см. также: Уголовный кодекс Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрид. лит., 1998. С. 327-328; Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов/ Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Изд-во БЕК, 1999.С.147-148.
дать, это подтверждение, лишь если религиозная группа в свое время пятнадцать лет назад уведомила о своем создании эти органы. Иначе говоря, законодатель считает, что в течение этого времени можно проверить, не занимается ли она противоправной деятельностью. Другое дело, что есть смысл внести изменение в ст. 148 УК РФ, расширив понятие организации до религиозного объединения с тем, чтобы уравнять их в правах и в этом можно согласиться с Шевкопляс Е.М. Кроме того, еще один вывод следует из этого - рассмотреть объективную сторону организации объединения, посягающего на личность и права граждан, предусмотренного ст. 239 УК РФ, вместе со ст. 148 УК РФ, ибо, как представляется, это параллельно, взаимообразно действующие нормы.
Способы воспрепятствования деятельности религиозной организации, как свидетельствует судебная практика, обычно заключаются в следующем:
1) незаконное закрытие действующей церкви, синагоги, мечети, молитвенного дома, костела и пр.;
2) п ресле дование рук оводителей религиозных организаций;
3) клевета на деятельность этой организации (если клевета осуществляется публично или с использованием средств массовой информации, направлена на возбуждение религиозной вражды, заключается в пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, то деяние дополнительно квалифицируется по ст. 282 УК РФ);
4) уничтожение или повреждение материальных носителей религии, т.е. зданий церкви, мечети и т.п., часовен, молитвенных зданий и сооружений; а равно священных для данного вероисповедания или освященных предметов (если эти деяния повлекли причинение значительного материального ущерба религиозной организации, то они дополнительно квалифицируются по ст. 167 УК РФ; а если совер-
шены путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, например, длительный перерыв в деятельности религиозной организации, то они дополнительно квалифицируются по ч. 2 ст. 167 УК РФ; в случае, если повреждение зданий церкви и иных сооружений выразится в форме их осквернения, то дополнительной квалификации по ст. 214 не требуется);
5) разорение религиозных организаций, создание условий для их банкротства с целью воспрепятствования их деятельности;
6) создание п репятствий в работе священнослужителей или иных религиозных деятелей;
7) воспрепятствован ие j ^в посещении церкви, мечети, синагоги и т.п., причем всем или большинству прихожан;
8) применен ие нас илия к сл у жителям церкви или прихожанам (в этом случае, в зависимости от того, какое насилие применено и если оно реализовано по мотиву религиозной ненависти и вражды, то деяние должно квалифицироваться по совокупности статей, например, по ст. 148 и 105 ч. 2 п. «л» или ст. 111 ч. 2 п. «е», или 112 ч. 2 п. «е», или 117 ч. 2 п. «з», или по другим статьям УК); и др.
Воспрепятствование совершению религиозных обрядов в дореволюционном уголовном законодательстве называлось как «церковный мятеж» или «оскорбление святыни и нарушение церковного благочиния». Данное деяние может осуществляться как относительно обрядов религиозных организаций, так и групп. Законодатель здесь не оговаривается и специально не указывает, религиозные обряды, какого вида религиозных объединений он защищает. Способы воспрепятствования совершению религиозных обрядов могут быть и теми же, что уже указаны, но, кроме того:
1) пикетирование мест расположения церквей, синагог и т.п. с целью воспрепятствования совершению религиозного обряда;
2) организация массовых беспорядков, несанкционированных демонстраций, митингов и шествий в противовес, например, крестному ходу;
3) запрет на проведение или продолжение религиозного обряда, в частности, с участием большой группы граждан, предусмотренного уставом этой организации или их священными книгами;
4) непринятие решения в случае официального обращения служителей религии к компетентным органам о проведении культа;
5) оскорбление служителей культа или граждан во время религиозной церемонии, предусмотренной уставом этой организации;
6) прерывание богослужения или иных обрядов в церкви или иных молитвенных домах путем нецензурной или иной непристойной брани;
7) оскорбительные или насильственные действия со стороны церковнослужителей по отношению к прихожанам или другим церковнослужителям во время совершения религиозного обряда (при наличии соответствующих оснований требуется дополнительная квалификация как за соответствующее преступление против личности, например, унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, должно квалифицироваться по ст. 130 ч. 2 УК РФ, поскольку оно содержится в публичном выступлении, а если оно вызвало прерывание церковного обряда, то и по ст. 148 УК РФ); и др.
Данный состав преступления формальный, наступления общественно опасных последствий не требуется. Если же они наступают, то в этих случаях необходима дополнительная квалификация по соответствующим статьям
УК РФ, например, при наличии достаточных оснований - по ст. 212 или по ст. 285, или по ст. 286 УК РФ и другим, указанным нами ранее.
Рассмотрим теперь объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ, поскольку эта норма с другой стороны дополняет ту, что уже подвергнута анализу. Но, кроме того, явно те два деяния, что указаны в этой норме, лишь в самой минимальной степени отражают то, на что она претендует - на полную защиту «воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».
Деяний по организации религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан, уголовный закон называет четыре: 1) создание подобного объединения; 2) руководство деятельностью этого объединения; 3) участие в деятельности указанного объединения; 4) пропаганда деяний подобного объединения, заключающихся в насилии над гражданами или ином причинении вреда их здоровью либо в побуждении граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Понятие и виды религиозных объединений уже рассмотрены нами. Рассмотрим подробнее эти четыре деяния:
1) Создание религиозного объединения заключается прежде всего в сочинении устава, написании собственного комментария священной книги, например, Библии, Корана, Талмуда и т.п., положенного в обоснование нового религиозного видения; в творении новой «священной книги», в основу которой могут быть положены принципиально иные подходы, например, создание Антоном Лавелем Сатанинской библии; кроме того, это разработка иерархии организации, подготовка руководителей, учителей («гуру»), учеников, солдат; размещение по регионам структурных подразделений; в некоторых случаях подготовка разведки и контрразведки; вербовка новых членов; проведение сборов будущих членов организации; подыскание
и аренда помещений; регистрация участников; разработка планов деятельности и т.п.
2) Руководство религиозным объединением может осуществляться как единолично, так и коллективно. Это означает возглавление его, выполнение управленческих функций, отдачу распоряжений другим служителям этого объединения, распределение между ними обязанностей, прием новых членов, координацию деятельности различных частей, структурных подразделений, осуществление распоряжения и контроля над финансовыми средствами и другие управленческие, т.е. вертикальные направления деятельности.
3) Участие в деятельности религиозного объединения некоторые авторы понимают как непосредственное выполнение членами его деяний, состоящих в насилии над гражданами или ином причинении вреда их здоровью либо в побуждении граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний84. Другие85 полагают, что участие означает членство и участие в собраниях, отправлении обрядов, предоставлении финансовых средств, вербовке новых членов, а непосредственного участия в актах насилия и т.п. не требуется. Третьи86 считают, что участие означает выполнение одного из незаконных действий (насилие и т.п.), если это не образует самостоятельного преступления; а также признание незаконных целей объединения и участие в его деятельности, как то в собраниях, отправлении обрядов и т.п. Думается, что Жалинский А.Э. более прав, так как, во-первых, если лицо
84 Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.279; и др.
ос
Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.466; и др.
Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА» 1998. С.469; и др.
участвует, например, в отправлении обрядов, но не знает и не признает незаконных целей объединения, то привлекать его к уголовной ответственности нет оснований; во-вторых, если лицо, формально не являясь членом объединения, во исполнение целей его деятельности, например, чтобы доказать преданность сатанинской организации, непосредственно участвует в актах насилия, то он должен нести ответственность за участие. 4) Пропаганда деяний религиозных объединений, заключающихся в насилии над гражданами, ином причинении вреда их здоровью; побуждении граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей; к совершению иных противоправных деяний заключается исключительно только в распространении идей насилия и т.п. в связи с деятельностью этого религиозного объединения, даже если это объединение ни одного акта насилия и т.п. не совершило. Пропаганда идей самой религиозной конфессии вне связи с актами насилия и т.п. незаконными действиями состава данного преступления не образует. Под пропагандой следует понимать распространение среди узкого круга лиц религиозных идей, проповедующих насилие, иное причинение вреда здоровью людям и т.п. в любой форме: устно (разговоры, выступления), письменно (например, при помощи листовок, надписей в общественных местах), в изобразительных произведениях (рисунки, плакаты, графика, живопись, скульптура), в музыкальных произведениях (музыка, пение, частушки, инсценировки и т.д.), в символических знаках или действиях. Под пропаганду не подпадают действия по агитации, под которой понимается распространение какой-либо одной религиозной идеи среди большого числа лиц, так как уголовный закон не признает расширительного толкования и аналогии. Вместе с тем, данные действия могут
причинить и значительно больший вред, нежели чем пропаганда, например, распространение одной идеи человеческого жертвоприношения среди больших групп подростков и молодежи, отличающихся конформизмом и готовых к немедленной реализации этой идеи, если она преподносится с использованием гипноза, сильнодействующих веществ, иных форм внушения, высокопрофессионально. Поэтому данная норма нуждается в дополнении термином «агитация». Пожалуй, одним из самых главных, и не решенных ни в теории, ни на практике вопросов этого состава является проблема - материальный это состав или формальный. В большей степени именно этот нерешенный в законе вопрос делает эту норму неэффективной и практически недействующей. Подавляющее большинство исследователей или обходят этот вопрос или считают состав формальным.87 Вместе с тем, Жалинский А.Э. тут же пишет: «Насилие или иные незаконные действия-, указанные в настоящей статье, считаются деятельностью объединений, если совершение этих действий предусмотрено 1) в документах, принимаемых объединением, имеющих значение для его членов, т.е. признаваемых ими либо 2) в устных коллективных высказываниях, разделяемых членами общества и принятых к руководству, равно если 3) совершение незаконных действии является практикой, одобряемой руководящими структурами объединения либо его членами (курсив и
См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.465-467; Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.278-279;Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.467; Пи-лявец В.В. Уголовная ответственность за организацию и участие в объединениях, посягающих на личность и права граждан. Дис....канд. юрид. наук. М.: Юрид. институт МВД России, 1998.-190с.
нумерация наши - Л.Б.)». Можно согласиться с этой позицией. Но весь смысл заключается в том, что деятельность объединения по формулировке закона должна быть «сопряжена с насилием...», т.е. в настоящем времени, сейчас сопряжена, соединена в единое целое вместе с созданием объединения, а не в будущем, иначе надо было бы запретить деятельность всех, любых религиозных объединений. То есть весь смысл, суть деятельности этого объединения должна заключаться в подобных действиях, реализованы они или нет. Поэтому в этом смысле состав можно было бы признать материальным, хотя, поскольку по закону для признания преступления оконченным не требуется наступления общественно-опасных последствий, то этот состав признается формальным.
В чем же заключаются посягательства на личность и права граждан со стороны этих религиозных объединений? Некоторые авторы полагают, что ст. 12 и 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" «по существу конкретизируют описание действий, образующих объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи»89, т.е. ст. 239 УК РФ. При этом согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона 1997 г., религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Далее в ч.2 указанной статьи Закона приведенное положение детализируется и в ней говорится, что основаниями для ликвидации религиозной ор-
88 Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.469; а также: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. Ю.И.Скуратова, В.М. Лебедева. М: Издательская группа ИНФРА"М-Норма,1996.С550-551.
ганизации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке признаются:
1) нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
3) создание вооруженных формирований;
4) пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
5) принуждение к разрушению семьи;
6) посягательство на личность, права и свободы граждан;
7) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
8) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
9) воспрепятствование получению обязательного образования;
10) принуждение членов и последователей религиозного объединения и
иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиоз
ного объединения;
11) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью,
имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения
насильственного воздействия, другими противоправными действиями выхо
ду гражданина из религиозного объединения;
Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.468.
12) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
В других источниках доказывают, что УК РФ «устанавливает дополнительный запрет на создание организаций, деятельность которых сопряжена с насилием...».90Думается, что частично правы и те, и другие. Некоторые последствия деятельности объединений, предусмотренные в УК РФ, указаны и в Федеральном законе 1997г., а некоторые выходят за его пределы, например, воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу выходу гражданина из религиозного объединения. Итак, рассмотрим эти посягательства на личность и права граждан.
1) Насилие над гражданами включает в себя физическое, т.е. убийство, причинение тяжкого (требует дополнительной квалификации по ст. 105 ч. 2 п. «л» или ст. 111 ч. 2 п. «е», если будет налицо мотив религиозной ненависти или вражды), средней тяжести, легкого вреда здоровью, побоев, истязания; а также психическое - всякого рода угрозы, шантаж и т.п.; кроме того, волевое насилие, связанное с ограничением свободы волеизъявления человека путем незаконного лишения свободы, похищения человека, гипноза, зомбирования91 и т.п.
2) Иное причинение вреда здоровью гражданам может заключаться в использовании в связи с их религиозной деятельностью гипноза, наркотических средств и психотропных веществ (если их действия будут заключаться в склонении к их потреблению, то они требуют дополни-
90 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, ЗА. Незнамова, Г.П. Новоселов. М: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.465. 91См., например: Старков О.В. Основы криминопенологии. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. С.152; его же: О предмете и системе криминотеологии// Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью на региональном уровне (наркотики и преступность). Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право на рубеже XX-XXI веков: Материалы межд. Научно-практ. конф. Часть вторая.- М.- Смоленск: ЮИ МВД России. Смоленский филиал, 1999. С.124-129; Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.278.
тельной квалификации по ст. 230 УК РФ, а если связаны с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой, сбытом, хищением или вымогательством, что чаще всего и бывает в деятельности нелегальных сект, то они требуют дополнительной квалификации по ст. 228 и 229 УК РФ); склонении к самоубийству; в отказе от приема пищи или, наоборот, в употреблении в пищу непригодных либо вредных для здоровья веществ; в самоистязании, в членовредительстве и т.п.
3) Побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей обычно заключается в отказе от военной службы; в принуждении к разрушению семьи путем отказа от воспитания и содержания детей и родителей и т.п.; от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; в воспрепятствовании получению обязательного образования и т.д.
4) Побуждение граждан к совершению иных противоправных деяний чаще всего заключается в принуждении членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества, перечислению пенсии и т.п. материальных вознаграждений в пользу религиозного объединения; к совершению преступлений или иных правонарушений.
Теперь следует рассмотреть объективную сторону трех форм, ступеней нарушения религиозного равноправия граждан от возбуждения религиозной вражды через нарушение равноправия граждан до полного или частичного физического уничтожения религиозной группы:
1) Возбуждение религиозной вражды это деятельность, состоящая в системе деяний (не менее двух), включающих в себя воспитание нетерпимости, непереносимости людей любого иного вероисповедания, нежели, чем его, либо представителей какого-либо одного вероисповедания. Это должны
быть действия. Система бездействия, например, неоказание помощи людям другого вероисповедания, мотивируемое верой, не образует состава этого преступления. Вместе с тем, конклюдентные действия в форме мимики, жестов и т.п., выражающих непереносимость людей другой веры, направленные тем самым на возбуждение религиозной вражды, входят в систему этих действий. Кроме того, возбуждение религиозной вражды это агитация, т.е. распространение какой-либо одной религиозной идеи, заключающейся во враждебном отношении к какому-либо или к каким-либо вероисповеданиям, среди большого числа лиц, и вместе с тем, права на существование людей только той веры, к которой принадлежит или хочет принадлежать это лицо, их «богоизбранность». При этом агитация, как и пропаганда, немного забегая вперед, как уже подробно указывалось при анализе объективной стороны ч.2 ст. 239 УК РФ, также может осуществляться в любой форме - и устно, и письменно, и в изобразительных, и в музыкальных произведениях, и в символических знаках или действиях, и т.п. Призывы к полному или частичному физическому уничтожению религиозной группы, приведшие к такому последствию, квалифицируются как подстрекательство к геноциду по ст. 33 и 357 УК РФ. Если же полного или частичного уничтожения религиозной группы не наступило, то эти действия квалифицируются по ст. 282 УК РФ, поскольку этот состав даже не формальный, а усеченный, т.е. не требуется, чтобы религиозная вражда в действительности возникла. И в целом, если в результате возбуждения религиозной вражды была полностью или частично уничтожена религиозная группа, то действия по возбуждению религиозной вражды должны квалифицироваться как подстрекательство к геноциду по ст. 33 и 357 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 282 УК РФ не требуется. При этом религиозная вражда возбуждается вообще, а не по отношению к какому-либо конкретному, одному лицу. При этом для квалификации, как пишет Дьяков СВ., и это очень важно, не имеет значения, соответствуют
или нет действительности приписываемые представителям того или иного вероисповедания особенности и черты, поскольку главный смысл деяния -посеять между людьми разных вероисповеданий взаимное недоверие, развить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суждений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждебность.92Наумов А.В. расширяет это деяние до «попытки создать конфликты между гражданами разных... конфессий (их религиозной принадлежности), которые могут сопровождаться физической расправой и ее угрозой, оскорблениями и т.п. неприязненно-враждебными действиями».93 При этом Наумов А.В. не оговаривается, что примененное насилие или угрозы его применения являются квалифицирующими признаками данного деяния. Вместе с тем, попытка создать конфликты на этой почве, вызвать оскорбления охватывается основным составом данного преступления, а именно ч. 1 ст. 282 УК РФ. В этом плане более точен М.И. Ковалев, который под этим понимает открытые призывы, внушающие неопределенному числу граждан вражду, ненависть, презрение к лицам иного вероисповедания, оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство этих лиц и при этом он также считает, что этот состав усеченный.94Но при этом он также пишет, что подобные действия могут привести к конфликтам, открытой вражде, столкновениям, религиозной отчужденности, а также к насилию, погромам, уничтожению имущества, дискриминации и т.п. И не оговаривается, что насилие - квалифицирующий признак этого основного состава; что фактическая дискриминация это уже нарушение равноправия граждан, которое требует дополнительной квалификации по ст. 136 УК РФ; что погромы,
О?
См.: Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.625-626. 3Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.342. 94 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, ГЛ. Новоселов. М: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.585-586.
уничтожение имущества на религиозной почве, являющиеся следствием организации массовых беспорядков, требуют квалификации по 4.1 ст. 212 УК РФ; что уничтожение имущества, явившееся следствием возбуждения религиозной вражды, и повлекшее причинение значительного ущерба, требует дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ. Все эти неточности разных авторов - следствие отсутствия судебной практики, ее анализа и недавнего принятия УК РФ.
2) Пропаганда, как уже ранее указывалось, это распространение среди
узкого круга лиц в любой форме религиозной:
а) исключительности граждан, т.е. их неповторимости по всему ком
плексу религиозных признаков среди граждан другой веры, а потому исклю
чающ их саму возможность существования представителей другой веры, но
не вообще на земле (это геноцид), а в одном с ними регионе, населенном
пункте, вагоне, купе и т.п., т.е. рядом;
б) превосходства, т.е. возвышения представителей одной веры, не ис
ключающ их существования рядом, но подчеркивание их отдельных качеств,
которыми не обладают представители другой веры либо
в) неполноценности граждан, т.е. распространение дискриминацион
ных оценок по признаку их отношения к религии или религиозной принад
лежности.95
Способы совершения этих деяний определены в законе, и они являются исключительными. Деяния должны быть совершены обязательно:
А) публично, т.е. непосредственно в присутствии третьих лиц либо в случае их письменной формы в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, при наклеивании плакатов, листовок, надписей в публичных местах и т.п.) или
95Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.343. 6См. там же на с. 336.
по
Б) с использованием средств массовой информации, что означает опубликование в печати, т.е. в газетах или журналах, книгах, на телевидении, радио.
Квалифицирующие признаки данного состава: применение насилия, что означает умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои (в квалификации по ст. 115 и 116 УК РФ), лишение свободы (в смысле ст. 127 УК РФ) или угроз; использование своего служебного положения (в трактовке ст. 136 и 201 УК РФ); совершение организованной группой (в смысле ст. 35 УК РФ).
Второй состав преступления в данном ряду - это нарушение равноправия граждан. Второй он потому, что является материальным, хотя и оценивается законодателем, судя по санкции прежде всего, как менее общественно опасное деяние по сравнению со ст. 282 УК РФ.
Деяние - нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии может заключаться как в действии - созд ании препятствий для реализации права или законного интереса, так и в бездействии - непр едос тавлении гражданам возможности реализов ать свои права.97
При этом чаще всего объективная сторона включает в себя два взаимосвязанных деяния: с одной стороны, это ограничение прав граждан в зависимости от религиозного вероисповедания, а с другой - предпочтение лица другой веры, предоставление льгот и преимуществ ему также в зависимости от религиозного вероисповедания. При этом тот, кому отказано в реализации права, должен обладать преимуществом по сравнению с другим, а не равными возможностями. Иначе, будут нарушены права другого лица уже вне зависимости от религиозного вероисповедания, но это деяние обычно уже не
См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Ко-заченко, ЗА. Незнамова, Г.П, Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА-1998. С.147; Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996. С. 151-169, 178-185.
Ill
уголовной юрисдикции, а или административной, или дисциплинарной и т.п. И, как правило, если одно из них совершается путем действия, то другое -бездействия. Например, если кому-то в зависимости от отношения к вере приобретается или предоставляется квартира, место работы, прием на учебу и т.п., то другому, естественно, она не предоставляется и не приобретается, потому что он придерживается другого вероисповедания, к примеру, православного, а не мусульманского. Но реже могут быть и два действия - одному предоставляется квартира улучшенной планировки, а другому - из старого фонда. При этом это деяние реализуется вне завис имости от индивидуальных качеств лица, а только на основе исключительно его религиозного вероисповедания. Кроме того, следует согласиться с мнением Е.М. Шевкопляс,98 что данное деяние может быть реально совершено только с использованием своего служебного положения, поэтому этот момент следует включить в основной состав этого преступления, а не в квалифицированный.
Чаще всего на практике нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии относится к решению вопроса о приеме на работу либо учебу или увольнении либо исключении, предоставлении квартиры, представлении к поощрению, награде, премии и т.п.
Данный состав, единственный из всех религиозных, материальный -обязательно должно наступить последствие - причинение вреда правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ). Именно с этого момента оно будет считаться оконченным. При этом, как пишет Н.К. Семернева, вред может быть и материальным - как реальным, так и в форме упущенной выгоды (например, незаконное увольнение с работы по мотиву принадлежности к иудаизму лишает лица заработной платы), и моральным - нарушение достоинства человека, пошатнуть уверенность в его будущем. При этом должна быть причинная связь между деянием и наступившим последствием.
OR
Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис.
Если права граждан в зависимости от отношения к религии нарушаются публично или с использованием средств массовой информации и одновременно направлены на возбуждение религиозной вражды, то данное деяние квалифицируется по совокупности преступлений - по ст. 136 и 282 УК РФ.
И, наконец, завершает этот ряд из трех ступеней - геноцид. Согласно диспозиции этой нормы деяние может совершаться только в форме действий, причем, исключительно во множественном числе, т.е. иначе не менее двух. Деяние заключается в действиях, направленных на полное или частичное уничтожение религиозной группы, что означает физическую ликвидацию большей или меньшей части или всей группы людей одного вероисповедания. При этом Малков В.П. определяет религиозную группу как «общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе».99Как видно, это определение отличается от официального, данного в ст. 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997г. Объясняется это характером данного преступления, которое совершается чаще всего не в своей стране, а если в своей, то относительно, во всяком случае, религиозной группы, явно меньшей, чем представлено в этой стране, хотя могут быть и исключения из этого правила, например, в период культа личности Сталина частичное уничтожение православных священников.
Способы этого деяния исключительные, т.е. только те, которые определены в Конвенции от 9 декабря 1948г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954г.:100
...канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999.С. 11.
99 Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА» 1998. С.791. 100Международное право в документах. М., 1982. С. 336.
из
а) убийство членов этой группы, т.е. лишение жизни двух или более
членов религиозного объединения;
б) причинение тяжкого вреда их здоровью (в смысле ст. 111 УК РФ);
в) насильственное воспрепятствование деторождению, что может осу
ществляться путем насильственной кастрации, стерилизации, абортов, при
менения противозачаточных средств, преследования создания браков и по
ловых контактов и т.п.;
г) принудительная передача детей означает насильственное отобрание
детей от родителей, иных родственников с передачей их чужим людям101
иного вероисповедания, например, для принудительных работ, как в фаши
стской Германии, в рабство и т.п., что означает прерывание религиозных
традиций, передачи свершения религиозных культов из поколения в поколе
ние;
д) насильственное переселение означает перемещение их без целевого
централизованного финансирования в непривычные климатические или
иные природные условия типа резерваций, которые ведут к вымиранию лю
дей этого религиозного объединения;
е) иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое
уничтожение членов религиозной группы, делающих неизбежной гибель
людей, может заключаться, в частности, в заражении природной среды оби-
1 Л*?
тания радиоактивными, биологическими, химическими веществами.
При этом одни авторы называют способы совершения этого преступления действиями, т.е. деянием,103 а другие - способами104. В конвенции
101См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я.
Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА«1998.
С.751.
102См.: Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная
часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998.
С.792.
См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998.
1948г., а также в ст. 357 УК РФ четко указано «путем» и перечислены способы совершения геноцида, т.е. уничтожения религиозной группы людей.
Одни авторы определяют этот состав как формальный,105 а другие как
~ 106 тт j_
материальный. Думается, что этот состав ни формальный, ни материальный, а усеченный, так как действия должны быть «направленные» на уничтожение, т.е. предусмотрены в программах, планах деятельности, уставах организаций и для оконченного состава этого преступления не требуется наступления смерти двух или более представителей этой религии; а также отсутствия детей у родителей, лишенных способности к деторождению или у которых дети были отобраны и т.п. В случае же если эти последствия наступают, то между деянием по уничтожению и наступившими последствиями должна быть причинная связь.
Здесь следовало бы рассмотреть объективную сторону надругательства над телами умерших и местами их захоронения, хотя бы потому, что, во-первых, во всех дореволюционных уголовных законах России этот состав рассматривался как религиозный. Во-вторых, в современных УК ряда стран этот состав также включен в религиозные, например, в раздел 11 «Преступные деяния, затрагивающие религию и мировоззрение» включен §168 «Надругательство над могилой» УК ФРГ от 15 мая 1871г. в редакции от 13 января 1998г. и по состоянию на 17 августа 1999г., а также ст. 526 УК Испании включен в отдел 2 «О преступлениях против свободы совести, религиозных
С.750-751; Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.790-791.
104См., например: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Раро-га. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.469. 105 См, например, там же; а также: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для ву-зов/Отв. ред. ИЛ. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА» 1998. С.751.
,06Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.791.
чувств и уважения к умершим». В-третьих, в квалифицированном составе этого преступления в п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ предусмотрен мотив религиозной ненависти или вражды. Но, поскольку религиозным это преступление является только как квалифицированное и по мотиву, то рассмотрим этот мотив в субъективной стороне.
Субъективная сторона видового уголовно-правового состава религиозного преступления заключается прежде всего в форме прямого умысла, который означает, что лицо осознавало, что посягает нерелигиозную свободу граждан, предвидело, что в результате этого посягательства возможно или неизбежно будут нарушены права и законные интересы граждан, в частности, на жизнь и здоровье, вероисповедание, равноправие и т.п. и желает, чтобы эти последствия наступили. Некоторые авторы относительно материальных составов религиозных преступлений полагают возможным их совершение и при косвенном умысле. 108При этом это касается только материальных составов преступлений, безусловно предусмотренных ст. 136 и условно, относительно - ст. 357 УК РФ, относительно же иных, трех формальных составов (из них одного усеченного), мнение единое - умысел только прямой. Но, во-первых, эти авторы малочисленны и не столь авторитетны, хотя это и не аргумент в формальной логике. А, во-вторых, по нашему мнению, субъективная сторона всех религиозных преступлений, немного забегая вперед, должна включать в УК РФ указание на мотив религиозной ненависти или вражды, хотя сейчас и не включает.
Уголовный кодекс ФРГ/ пер. с нем. М.: Изд-во «Зерцало», 2000; Уголовный кодекс Испании. Под ред. и с предисл. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М.: Изд-во «Зерцало», 2000; и др.
108 См, например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА»1998. С.147.
Мотив видового уголовно-правового состава религиозного преступления четко обозначен только в преступлениях, которые лишь по указанию на мотив «религиозной ненависти или вражды» относятся к религиозным:
1) убийство (ст. 105 ч.2 п. «л» УК РФ);
2) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч.2 п.«е»);
3) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ч.2 п. «е»);
4) истязание (ст. 117 ч.2 п. «з» УК РФ);
5) надругательство над телами умерших и местами их захоронения - 1
надругательство над а) телами умерших либо 2 уничтожение, 3 по
вреждение или 4 осквернение б) мест захоронения, в) надмогильных
сооружений или г) кладбищенских зданий, предназначенных для
церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением
(ст. 244 ч.2 п. «б» УК РФ).
Кроме того, ст. 282 УК РФ включает указание на направленность действий на возбуждение религиозной вражды, что может быть расценено, как то, что мотив религиозной вражды является обязательным, во всяком случае, для деяния по возбуждению ее.
Рассмотрим этот мотив подробнее. Побегайло Э.Ф. пишет, что это конкретный специальный мотив - побуждение религиозной ненависти и вражды, причем, «этот мотив может сочетаться с другими побуждениями (месть, корысть, хулиганские мотивы), в то же время он должен среди них доминировать (подчеркивание наше - Л.Б.). Доминирующим побуждением здесь выступает нетерпимость к другой... религии, стремление виновного учинить физическую расправу над потерпевшим в связи с его...вероисповеданием и тем самым унизить честь и достоинство...определенной конфессии. Сюда же относится желание возбудить, спровоцировать...религиозную вражду или рознь (например, вызвать путем убий-
ства обострение межконфессиональных отношений, массовые беспорядки и т.п.)».109Это может быть и месть виновному за вероотступничество или несогласие поддержать религиозную дискриминацию.110 Вместе с тем, Никулин СИ. пишет, что и «ритуальные» убийства должны квалифицироваться как совершенные по этому мотиву.' х 1 Но это далеко не так, так как обычно ритуальное убийство вовсе не ассоциируется с мотивом религиозной ненависти или вражды, а лишь является исполнением обычного для них, например, са-танистов, ритуала, в частности, посвящения в эту секту. Никто из присутствующих не испытывает ненависти или вражды к потерпевшему, а относится к нему, к его жизни, как правило, безразлично. Вместе с тем, действительно, ритуальное убийство представляет собой повышенную опасность для общества, так как принесение в жертву своим религиозным убеждениям человеческой жизни приравнивается к куриной или жизни любого животного. Это психология причинения зла всему живому и должна предупреждаться и пресекаться самым суровым наказанием. Поэтому гг. «л» ч. 2 ст. 105; 111 ч.2 п. «е»; 112 ч.2 п. «е»; 117 ч.2 п. «з»; 244 ч.2 п. «б» УК РФ должен быть дополнен «либо в соответствии с религиозным ритуалом».
Цель убийства физическое уничтожение таких людей именно потому, что они другой религии. 1,2Кроме того, «убийца стремится подчеркнуть неполноценность потерпевшего в силу принадлежности его к той или иной...религии либо пропагандировать путем убийства исключительность своей... религии. Такого рода убийства совершались, например, в Чечне, где бан-
Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М: Изд. группа НОРМА—ИНФРА» 1998. САЗ. 110Там же; а также: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Ра-рога. М: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.25. 111 См. там же.
И2Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.67; см. также: Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов/ Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Изд-во БЕК, 1999.С. 39-40.
диты убивали русских местных жителей только потому, что они русские и не
исповедуют мусульманскую религию и обряды». И Андреева Л.А. справедливо утверждает, что при убийстве в случае преследования цели возбудить религиозную вражду содеянное квалифицируется по совокупности п. «л» ч. 2 ст. 105 и п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ.1,4
Субъект видового уголовно-правового состава религиозного преступления это по действующему уголовному законодательству, как правило, лицо, достигшее возраста 16 лет, не обладающее признаками специального субъекта, т.е. общий, физическое, вменяемое. Исключение с 14 лет - за убийство, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, т.е. такие составы, которые религиозными являются только, будучи квалифицированными, по признаку субъективной стороны - мотиву. Другой вопрос, может ли подросток 14 и 15 лет осознавать мотив религиозной ненависти или вражды и действовать в соответствии с ним. Может быть, есть смысл поставить вопрос об уголовной ответственности по ч.2 ст. 105, 111, 112 УК РФ с 16 лет, а нес 14?
Выводы и предложения в порядке de lege ferenda (с точки зрения закона, подлежащего изданию):
1) Следует ввести в раздел VII «Преступления против личности» УК РФ главу 191 «Религиозные преступления», которая будет располагаться между главами о преступлениях против конституционных прав и свобод и против семьи и несовершеннолетних и перенести туда нормы, предусмотренные ст. 148, 239, 244, а также ввести новые.
2) По действующему УК РФ практически все религиозные преступления имеют, по меньшей мере, два объекта посягательства, причем,
Андреева Л.А. Квалификация убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах. Уч. пособие. СПб: СПб юридический институт Ген. прокуратуры РФ, 1998.С.40-41. 1,4 Там же.
один объект есть всегда - это религиозная свобода, а другой - меняется - это или жизнь и здоровье, или конституционные права и свободы человека и гражданина, или здоровье населения и общественная нравственность, или основы конституционного строя и безопасности государства, или мир и безопасность человечества.
3) В ст. 148 УК РФ следует расширить понятие организации до религиозного объединения с тем, чтобы уравнять в правах религиозные группы с религиозными организациями.
4) Ст. 239 и 148 УК РФ это параллельно, взаимообразно действующие нормы, и на этот фактор следует опираться в правоприменительной практике.
5) Воспрепятствование совершению религиозных обрядов в соответствии со ст. 148 УК РФ может осуществляться как относительно обрядов религиозных организаций, так и групп.
6) Два деяния, что указаны в норме, предусмотренной в ст. 148 УК РФ лишь в самой минимальной степени отражают то, на что она претендует - на полную защиту «воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».
7) Если лицо участвует, например, в отправлении обрядов, но не знает и не признает незаконных целей объединения, то привлекать его к уголовной ответственности за участие в деятельности религиозного объединения нет оснований; кроме того, если лицо, формально не являясь членом объединения, во исполнение целей его деятельности, например, чтобы доказать преданность сатанинской организации, непосредственно участвует в актах насилия, то он должен нести ответственность за участие в соответствии с ч. 2 ст. 239 УК РФ.
8) Норма, предусмотренная ч. 2 ст. 239 УК РФ, кроме деяния «пропаганда» нуждается в дополнении деянием «агитация».
9) Три нормы, предусмотренные ст. 282, 136, 357 УК РФ образуют три
ступени нарушения религиозного равноправия граждан от возбуж
д