Проблема выделения видового состава религиозного преступления

Прежде чем приступить к анализу уголовно-правового состава религи­озного преступления, необходимо определиться с некоторыми спорными понятиями общей части уголовного права, касающимися прежде всего уче­ния о составе преступления и его классификации.

В уголовно-правовой литературе обычно виды составов преступлений по степени обобщения или по уровням делятся на три: конкретный, родовой и общий. В некоторых источниках выделяется четыре вида: конкретный, ви­довой, родовой и общий78. Думается, что, во всяком случае, по действующе-

78 Подробнее см.: Российское уголовное право. Общая часть: Учебник// Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Изд-во «Спарк», 1997.-454с; Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.1. Общая часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красико­ва. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА»1998.-639с; Уголовное право. Часть Общая /Под ред. Н.А. Беляева, М.Д. Шаргородского. М.: Юрид. лит., 1969.-440с; Советское уголовное право. Общая часть/Под ред. Г.А. Кригера, Б.А. Куринова, Ю.М. Ткачевского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-517с; Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник/ Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина, СВ. Максимова. М.: Юриспруденция, 1999. С.83; Уголовное право. Часть общая (Словарь-справочник основных понятий). Рязань: РИПЭ МВД России, 1998; и др.


му уголовному законодательству даже по формальным признакам можно выделить четыре вида составов, отталкиваясь от деления УК РФ на разделы, главы, статьи, части и пункты. Раздел особенной части означает как раз ни­что иное, как название родового объекта преступлений, а деление его на гла­вы, как обозначение законодателем видов преступлений. Обозначение пото­му, что в теории уголовного права могут и должны быть выделены иные как родовые, так и видовые составы преступлений. Поэтому от формального подхода к этой проблеме перейдем к содержательному.

Обычно под конкретным составом преступления понимается сово­купность объективных и субъективных признаков индивидуального вредо­носного, уголовно-противоправного деяния, т.е. предусмотренного в одной или нескольких статьях, в одной или нескольких частях и пунктах одной или нескольких статей УК РФ.

Родовой состав преступления - это совокупность юридических, объ­ективных и субъективных, признаков, «характеризующих однородную груп­пу преступлений»79. При этом определяется наличие наиболее общих, повто­ряющихся во всех или хотя бы в большинстве случаев деяний, включаемых в этот род, признаков объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны (например, преступлений против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества и др. - по действующему УК РФ их всего шесть).

Понятие «видового состава преступления» должно строиться на ос­нове обобщения признаков также объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны определенной группы наиболее близких друг к другу преступлений (к примеру, видовые составы преступлений, выделенные в большей степени по объекту - это преступления против жизни и здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина, здоровья населения


и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопас­ности государства, мира и безопасности человечества и др. - по действую­щему УК РФ их девятнадцать). Обычно в родовом составе преступления со­держится несколько видовых, к примеру, в родовом составе преступлений против личности содержатся несколько видовых - это и преступления про­тив жизни и здоровья, и против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также иные. Вместе с тем, видовой состав преступления, вы­деленный на основе одного обобщенного объекта, присутствующего всегда при совершении преступлений этого вида по действующему уголовному за­конодательству, может посягать и на несколько родовых, и на ряд видовых объектов, как ни парадоксально это звучит. Именно это относится к религи­озным преступлениям. Глава о них не выделена в качестве самостоятельной только в УК РСФСР 1960г. и в УК РФ 1996г. Практически во всех иных уго­ловных кодексах и уложениях, как в дореволюционных, так и в советских, этот вид выделялся, имея фактически всякий раз разное название, но одина-

О г»

ковый смысл. Этот факт может иметь доказательное значение в вопросе о выделении вида религиозного состава преступления.

Приступим к анализу объекта, объективной стороны, субъекта и субъ­ективной стороны состава религиозных преступлений.

Видовой объект религиозного преступления - это религиозная свобо­да или свобода религиозного вероисповедания, которые являются идентич­ными понятиями. Как установлено в первом параграфе этой главы религиоз­ная свобода включает в себя право исповедовать индивидуально или совме­стно с другими любую религию; не исповедовать никакой религии; свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.; дейст­вовать в соответствии с религиозными убеждениями; пропагандировать

Уголовное право. Часть Общая /Под ред. Н.А. Беляева, М.Д. Шаргородского. М.: Юрид. лит., 1969.С. 95.

ЯП

См. анализ в предшествующем параграфе.


религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным зако­ном путем; осуществлять религиозное, атеистическое и т.п. воспитание и образование; совершать религиозные обряды и культы; менять религиозное вероисповедание; создавать новое религиозное вероисповедание; на благо­творительную и любую, не запрещенную законом общественную деятель­ность; на равенство всех граждан в обществе перед законом, правосудием и государством независимо от религиозного вероисповедания. Любое религи­озное преступление должно посягать на этот объект - религиозную свободу. Если этот объект при посягательстве отсутствует, это означает, что или дея­ние не религиозное, или вовсе не является преступлением. Религиозные пре­ступления разбросаны чуть ли не по всем разделам и главам УК РФ.

В качестве родового объекта всех религиозных преступлений по дей­ствующему уголовному законодательству выступают либо / личность, либо 2 общественная безопасность и общественный порядок, либо 3 государст­венная власть, либо 4 мир и безопасность человечества. Только перечисле­ние этих объектов - четырех из всех существующих шести показывает, на сколько важное значение имеют религиозные преступления для жизнедея­тельности человечества, общества, государства, личности. Религиозные пре­ступления не предусмотрены только в двух сферах - экономики и военной службы. Следует вспомнить, что в Воинских артикулах Петра I фигурирова­ли практически только воинские религиозные преступления, и именно они положили начало новому стилю уголовной политики - «государственно-церковному монизму». Кроме того, не будет лишним напомнить и о том, что специфическое религиозное преступление - святотатство или «церковная татьба», т.е. хищение священных или освященных предметов из церквей, молитвенных домов разных вероисповеданий и т.п. деяния - фигурировало во всех уголовно-правовых источниках досоветского периода, начиная с Ус­тава св. кн. Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных,


предположительно 995-1011г., и кончая Уголовным уложением 1903г. Но это парадоксальное положение (четыре родовых объекта) должно быть уст­ранено - один вид преступлений может посягать только на один родовой объект, поэтому и требуется выделить отдельную главу в УК РФ в одном разделе. Представляется, что подобным разделом должен быть VII «Престу­пления против личности» - первый в особенной части, так как религиозные преступления посягают прежде всего на свободу вероисповедания личности. Но они посягают также и на религиозную свободу общества, ибо реализация права на свободу вероисповедания отдельной личностью (непосредственный объект) не должно в обществе посягать на такую же религиозную свободу другой личности и на иные конституционные права и свободы граждан, ох­раняемых уголовным законом. И подобная религиозная свобода в обществе регулируется и охраняется государством в различных отраслях права. По­этому религиозное преступление посягает на религиозную свободу (лично­сти, общества, государства).

Вместе с тем, все религиозные преступления по действующему уго­ловному законодательству посягают и еще, по меньшей мере, на один видо­вой объект. В качестве второго видового объекта религиозных преступлений в УК РФ определены: или жизнь и здоровье (для четырех преступлений), или конституционные права и свободы человека и гражданина (для двух престу­плений), или здоровье населения и общественная нравственность (для двух преступлений), или основы конституционного строя и безопасности государ­ства (для одного преступления), или, наконец, мир и безопасность человече­ства (для одного преступления). И это парадоксальное положение должно быть устранено - религиозное преступление посягает только на один видо­вой объект - религиозную свободу (личности, общества, государства). Но при этом чаще всего два или более непосредственных объекта, например, при отказе в приеме на работу по религиозным основаниям нарушается ре-


лигиозное равноправие граждан в обществе, поэтому непосредственные объ­екты здесь: право на труд и на свободу совести личности, видовой объект -религиозная свобода (личности, общества, государства), родовой - личность. Или истязание человека во исполнение религиозного ритуала имеет один ро­довой объект - личность, один видовой объект - религиозную свободу (лич­ности, общества, государства), два непосредственных - свободу совести и здоровье личности. Поэтому место главы «Религиозные преступления» или «Преступления против религиозной свободы» - между главами 19 «Преступ­ления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Уголовно-правовая охрана свободы совести и свободы вероисповедания является, с одной сто­роны, охраной и конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст.28 Конституции РФ), а с другой - охраной духовного здоровья общества, основы которого закладываются в семье при воспитании несовершеннолет­них.

Приступим к анализу объективной стороны видового религиозного преступления. Логичным является начать этот анализ с фактически единст­венного «чисто» религиозного преступления, предусмотренного в главе 19 как преступление против конституционных прав и свобод человека и граж­данина - «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания».

Деяний два, и они заключаются в действиях или бездействии, состоя­щих в 1) незаконном воспрепятствовании деятельности религиозных органи­заций и в 2) незаконном воспрепятствовании совершению религиозных об­рядов. Рассмотрим их подробнее.

Незаконность воспрепятствования означает, что государство в лице своих органов и организаций обязано препятствовать деятельности религи­озных и иных объединений, если их деятельность сопряжена или с насилием


над гражданами, или с иным причинением вреда их здоровью, или с побуж­дением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, или к совершению иных противоправных деяний и за создание таких объедине­ний, руководство ими, участие в деятельности и в пропаганде ее деяний пре­дусмотрена уголовная ответственность (ст. 239 УК РФ). Если же деятель­ность религиозных объединений не сопряжена с подобными деяниями, то, значит, она законная, разрешена и создание препятствий к осуществлению их деятельности преследуется в уголовно-правовом порядке.

Воспрепятствование с точки зрения этимологии этого слова означает создание помех, блокирование деятельности религиозных организаций, т.е. спутать их планы, расстроить, сорвать то или иное мероприятие, например, религиозный обряд; выбить почву из-под ног лидеров этих организаций и простых священнослужителей; стать на пути их законной деятельности, «ис­портить обедню»; не допустить реализации планов деятельности или совер­шения того или иного культа.81

Воспрепятствование деятельности религиозной организации — это ли­бо пресечение деятельности действующей или временно не функционирую­щей, либо создание помех к началу работы зарегистрированной, но не при­ступившей к деятельности религиозной организации, а равно незаконный отказ или иное создание препятствий в регистрации религиозной группы в качестве религиозной организации, либо неправомерный отказ органов ме­стного самоуправления принять уведомление о создании религиозной груп­пы.

Что же такое религиозная организация! Религиозная организация в со­ответствии со ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных

Q1

См.: Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.-6-е изд., перераб.и доп. М: Русский язык, 1989. С. 311; Словарь современного русского литературного языка. М.-Л.: Академия наук СССР, 1959. Т.9; Словарь сочетаемости слов русского языка. Ин-т


объединениях" от 26 сентября 1997г. является одним из двух видов религи­озных объединений. При этом религиозным объединением признается «доб­ровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных ос­нованиях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместно­го исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспи­тание своих последователей». Кроме того, в соответствии со ст. 7 этого же Закона первой разновидностью религиозного объединения «религиозной группой... признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной реги ст рации и приобретения правоспо­собност и ю ридического лица (подчеркивание наше - Л.Б.). Помещения и не­обходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставля­ются в пользование группы ее участниками». В этой же статье, в ч. 2 гово­рится, что «граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в рел и гиозную органи за цию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления» (подчер­кивание наше - Л.Б.). В иных же случаях, когда нет намерения преобразо­вать ее в религиозную организацию или когда подобное намерение в момент образования этой группы еще не возникло, уведомлять органы местного са­моуправления не требуется. И в этом случае без регистрации и уведомления деятельность религиозной группы в качестве собрания физических лиц -граждан будет законной, если она заключается в совершении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в обучении религии и религиоз­ном воспитании своих последователей (ч. 3 ст. 7 этого Закона). Надо под-русского языка им. А.С. Пушкина/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.-2-е изд., испр. М: Русский язык, 1983; и др. 82 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465.


черкнуть, что в советское время религиозные организации не пользовались правами юридического лица и осуществляли свою деятельность как религи­озные группы. Уголовный закон охраняет законную деятельность только ре­лигиозных организаций. Деятельности религиозных групп, даже законной, можно создавать препятствия, во всяком случае, на данный момент, это уго­ловно не наказуемо, если подвергнуть норму буквальному, а не расшири­тельному толкованию. Расширительное толкование невозможно, поскольку действующий УК РФ запрещает аналогию в толковании и применении уго­ловного закона. Поэтому уголовно-правовая защита деятельности религиоз­ных групп будет возможна лишь в случае изменения данной нормы, когда вместо термина «организация» будет применено понятие «объединение». Некоторые авторы полагают, что «законодатель не имел в виду оставить эти группы без уголовно-правовой защиты; просто Федеральный закон "О сво­боде совести и о религиозных объединениях" был принят после введения в действие УК России". Думается, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. В ст. 239 УК РФ запрещается деятельность любого "объединения", а не организации, "посягающего на личность и права граждан". И наверняка это не оговорка. Потому что законодатель полагает, что в большей защите нуждается личность и права граждан - недаром раздел о преступлениях против личности первый в особенной части, нежели чем деятельность религиозных объединений обоих видов. Здесь учитывается и то, что религиозная группа официально не регистрируется и необходимо ее существование не менее пятнадцати лет на данной территории, подтвержденное органами местного самоуправления, которые могут его

1.1. "См., например: Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в Рос­сии: Автореф. дис....канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999.С.15; см. также: Уголовный кодекс Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрид. лит., 1998. С. 327-328; Уголовное право России. Часть Особен­ная: Учебник для вузов/ Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Изд-во БЕК, 1999.С.147-148.


дать, это подтверждение, лишь если религиозная группа в свое время пятнадцать лет назад уведомила о своем создании эти органы. Иначе говоря, законодатель считает, что в течение этого времени можно проверить, не занимается ли она противоправной деятельностью. Другое дело, что есть смысл внести изменение в ст. 148 УК РФ, расширив понятие организации до религиозного объединения с тем, чтобы уравнять их в правах и в этом можно согласиться с Шевкопляс Е.М. Кроме того, еще один вывод следует из этого - рассмотреть объективную сторону организации объединения, посягающего на личность и права граждан, предусмотренного ст. 239 УК РФ, вместе со ст. 148 УК РФ, ибо, как представляется, это параллельно, взаимообразно действующие нормы.

Способы воспрепятствования деятельности религиозной организации, как свидетельствует судебная практика, обычно заключаются в следующем:

1) незаконное закрытие действующей церкви, синагоги, мечети, мо­литвенного дома, костела и пр.;

2) п ресле дование рук оводителей религиозных организаций;

3) клевета на деятельность этой организации (если клевета осуществ­ляется публично или с использованием средств массовой информа­ции, направлена на возбуждение религиозной вражды, заключается в пропаганде исключительности, превосходства либо неполноцен­ности граждан по признаку их отношения к религии, то деяние до­полнительно квалифицируется по ст. 282 УК РФ);

4) уничтожение или повреждение материальных носителей религии, т.е. зданий церкви, мечети и т.п., часовен, молитвенных зданий и сооружений; а равно священных для данного вероисповедания или освященных предметов (если эти деяния повлекли причинение зна­чительного материального ущерба религиозной организации, то они дополнительно квалифицируются по ст. 167 УК РФ; а если совер-


шены путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом ли­бо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, например, длительный перерыв в деятельности рели­гиозной организации, то они дополнительно квалифицируются по ч. 2 ст. 167 УК РФ; в случае, если повреждение зданий церкви и иных сооружений выразится в форме их осквернения, то дополнительной квалификации по ст. 214 не требуется);

5) разорение религиозных организаций, создание условий для их бан­кротства с целью воспрепятствования их деятельности;

6) создание п репятствий в работе священнослужителей или иных ре­лигиозных деятелей;

7) воспрепятствован ие j ^в посещении церкви, мечети, сина­гоги и т.п., причем всем или большинству прихожан;

8) применен ие нас илия к сл у жителям церкви или прихожанам (в этом случае, в зависимости от того, какое насилие применено и если оно реализовано по мотиву религиозной ненависти и вражды, то деяние должно квалифицироваться по совокупности статей, например, по ст. 148 и 105 ч. 2 п. «л» или ст. 111 ч. 2 п. «е», или 112 ч. 2 п. «е», или 117 ч. 2 п. «з», или по другим статьям УК); и др.

Воспрепятствование совершению религиозных обрядов в дореволюци­онном уголовном законодательстве называлось как «церковный мятеж» или «оскорбление святыни и нарушение церковного благочиния». Данное деяние может осуществляться как относительно обрядов религиозных организаций, так и групп. Законодатель здесь не оговаривается и специально не указывает, религиозные обряды, какого вида религиозных объединений он защищает. Способы воспрепятствования совершению религиозных обрядов могут быть и теми же, что уже указаны, но, кроме того:


1) пикетирование мест расположения церквей, синагог и т.п. с целью воспрепятствования совершению религиозного обряда;

2) организация массовых беспорядков, несанкционированных демон­страций, митингов и шествий в противовес, например, крестному ходу;

3) запрет на проведение или продолжение религиозного обряда, в ча­стности, с участием большой группы граждан, предусмотренного уставом этой организации или их священными книгами;

4) непринятие решения в случае официального обращения служителей религии к компетентным органам о проведении культа;

5) оскорбление служителей культа или граждан во время религиозной церемонии, предусмотренной уставом этой организации;

6) прерывание богослужения или иных обрядов в церкви или иных молитвенных домах путем нецензурной или иной непристойной брани;

7) оскорбительные или насильственные действия со стороны церков­нослужителей по отношению к прихожанам или другим церковно­служителям во время совершения религиозного обряда (при нали­чии соответствующих оснований требуется дополнительная квали­фикация как за соответствующее преступление против личности, например, унижение чести и достоинства, выраженное в неприлич­ной форме, должно квалифицироваться по ст. 130 ч. 2 УК РФ, по­скольку оно содержится в публичном выступлении, а если оно вы­звало прерывание церковного обряда, то и по ст. 148 УК РФ); и др.

Данный состав преступления формальный, наступления общественно опасных последствий не требуется. Если же они наступают, то в этих случа­ях необходима дополнительная квалификация по соответствующим статьям


УК РФ, например, при наличии достаточных оснований - по ст. 212 или по ст. 285, или по ст. 286 УК РФ и другим, указанным нами ранее.

Рассмотрим теперь объективную сторону преступления, предусмот­ренного ст. 239 УК РФ, поскольку эта норма с другой стороны дополняет ту, что уже подвергнута анализу. Но, кроме того, явно те два деяния, что указа­ны в этой норме, лишь в самой минимальной степени отражают то, на что она претендует - на полную защиту «воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».

Деяний по организации религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан, уголовный закон называет четы­ре: 1) создание подобного объединения; 2) руководство деятельностью этого объединения; 3) участие в деятельности указанного объединения; 4) пропа­ганда деяний подобного объединения, заключающихся в насилии над граж­данами или ином причинении вреда их здоровью либо в побуждении граж­дан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Понятие и виды религиозных объединений уже рассмотрены нами. Рассмотрим подробнее эти четыре деяния:

1) Создание религиозного объединения заключается прежде всего в со­чинении устава, написании собственного комментария священной книги, например, Библии, Корана, Талмуда и т.п., положенного в обоснование нового религиозного видения; в творении новой «свя­щенной книги», в основу которой могут быть положены принципи­ально иные подходы, например, создание Антоном Лавелем Сата­нинской библии; кроме того, это разработка иерархии организации, подготовка руководителей, учителей («гуру»), учеников, солдат; размещение по регионам структурных подразделений; в некоторых случаях подготовка разведки и контрразведки; вербовка новых чле­нов; проведение сборов будущих членов организации; подыскание


и аренда помещений; регистрация участников; разработка планов деятельности и т.п.

2) Руководство религиозным объединением может осуществляться как единолично, так и коллективно. Это означает возглавление его, вы­полнение управленческих функций, отдачу распоряжений другим служителям этого объединения, распределение между ними обязан­ностей, прием новых членов, координацию деятельности различных частей, структурных подразделений, осуществление распоряжения и контроля над финансовыми средствами и другие управленческие, т.е. вертикальные направления деятельности.

3) Участие в деятельности религиозного объединения некоторые ав­торы понимают как непосредственное выполнение членами его дея­ний, состоящих в насилии над гражданами или ином причинении вреда их здоровью либо в побуждении граждан к отказу от испол­нения гражданских обязанностей или к совершению иных противо­правных деяний84. Другие85 полагают, что участие означает членст­во и участие в собраниях, отправлении обрядов, предоставлении финансовых средств, вербовке новых членов, а непосредственного участия в актах насилия и т.п. не требуется. Третьи86 считают, что участие означает выполнение одного из незаконных действий (на­силие и т.п.), если это не образует самостоятельного преступления; а также признание незаконных целей объединения и участие в его деятельности, как то в собраниях, отправлении обрядов и т.п. Дума­ется, что Жалинский А.Э. более прав, так как, во-первых, если лицо

84 Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.279; и др.

ос

Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.466; и др.

Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА» 1998. С.469; и др.


участвует, например, в отправлении обрядов, но не знает и не при­знает незаконных целей объединения, то привлекать его к уголов­ной ответственности нет оснований; во-вторых, если лицо, фор­мально не являясь членом объединения, во исполнение целей его деятельности, например, чтобы доказать преданность сатанинской организации, непосредственно участвует в актах насилия, то он должен нести ответственность за участие. 4) Пропаганда деяний религиозных объединений, заключающихся в на­силии над гражданами, ином причинении вреда их здоровью; побуж­дении граждан к отказу от исполнения гражданских обязанно­стей; к совершению иных противоправных деяний заключается ис­ключительно только в распространении идей насилия и т.п. в связи с деятельностью этого религиозного объединения, даже если это объединение ни одного акта насилия и т.п. не совершило. Пропа­ганда идей самой религиозной конфессии вне связи с актами наси­лия и т.п. незаконными действиями состава данного преступления не образует. Под пропагандой следует понимать распространение среди узкого круга лиц религиозных идей, проповедующих насилие, иное причинение вреда здоровью людям и т.п. в любой форме: уст­но (разговоры, выступления), письменно (например, при помощи листовок, надписей в общественных местах), в изобразительных произведениях (рисунки, плакаты, графика, живопись, скульптура), в музыкальных произведениях (музыка, пение, частушки, инсцени­ровки и т.д.), в символических знаках или действиях. Под пропаган­ду не подпадают действия по агитации, под которой понимается распространение какой-либо одной религиозной идеи среди боль­шого числа лиц, так как уголовный закон не признает расширитель­ного толкования и аналогии. Вместе с тем, данные действия могут


причинить и значительно больший вред, нежели чем пропаганда, например, распространение одной идеи человеческого жертвопри­ношения среди больших групп подростков и молодежи, отличаю­щихся конформизмом и готовых к немедленной реализации этой идеи, если она преподносится с использованием гипноза, сильно­действующих веществ, иных форм внушения, высокопрофессио­нально. Поэтому данная норма нуждается в дополнении термином «агитация». Пожалуй, одним из самых главных, и не решенных ни в теории, ни на практике вопросов этого состава является проблема - материальный это со­став или формальный. В большей степени именно этот нерешенный в законе вопрос делает эту норму неэффективной и практически недействующей. По­давляющее большинство исследователей или обходят этот вопрос или счи­тают состав формальным.87 Вместе с тем, Жалинский А.Э. тут же пишет: «Насилие или иные незаконные действия-, указанные в настоящей статье, считаются деятельностью объединений, если совершение этих действий пре­дусмотрено 1) в документах, принимаемых объединением, имеющих значе­ние для его членов, т.е. признаваемых ими либо 2) в устных коллективных высказываниях, разделяемых членами общества и принятых к руководству, равно если 3) совершение незаконных действии является практикой, одоб­ряемой руководящими структурами объединения либо его членами (курсив и

См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.465-467; Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.278-279;Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.467; Пи-лявец В.В. Уголовная ответственность за организацию и участие в объединениях, пося­гающих на личность и права граждан. Дис....канд. юрид. наук. М.: Юрид. институт МВД России, 1998.-190с.


нумерация наши - Л.Б.)». Можно согласиться с этой позицией. Но весь смысл заключается в том, что деятельность объединения по формулировке закона должна быть «сопряжена с насилием...», т.е. в настоящем времени, сейчас сопряжена, соединена в единое целое вместе с созданием объедине­ния, а не в будущем, иначе надо было бы запретить деятельность всех, лю­бых религиозных объединений. То есть весь смысл, суть деятельности этого объединения должна заключаться в подобных действиях, реализованы они или нет. Поэтому в этом смысле состав можно было бы признать материаль­ным, хотя, поскольку по закону для признания преступления оконченным не требуется наступления общественно-опасных последствий, то этот состав признается формальным.

В чем же заключаются посягательства на личность и права граждан со стороны этих религиозных объединений? Некоторые авторы полагают, что ст. 12 и 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" «по существу конкретизируют описание дейст­вий, образующих объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи»89, т.е. ст. 239 УК РФ. При этом согласно ч.1 ст. 14 Феде­рального закона 1997 г., религиозные организации могут быть ликвидирова­ны по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных за­конов либо в случае систематического осуществления религиозной органи­зацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Далее в ч.2 указанной статьи Закона приведенное положение детализи­руется и в ней говорится, что основаниями для ликвидации религиозной ор-

88 Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.469; а также: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. Ю.И.Скуратова, В.М. Лебедева. М: Издательская группа ИНФРА"М-Норма,1996.С550-551.


ганизации, запрета на деятельность религиозной организации или религиоз­ной группы в судебном порядке признаются:

1) нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

2) действия, направленные на насильственное изменение основ консти­туционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

3) создание вооруженных формирований;

4) пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

5) принуждение к разрушению семьи;

6) посягательство на личность, права и свободы граждан;

7) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравст­венности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их рели­гиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, со­вершением развратных и иных противоправных действий;

8) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

9) воспрепятствование получению обязательного образования;

10) принуждение членов и последователей религиозного объединения и
иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиоз­
ного объединения;

11) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью,
имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения
насильственного воздействия, другими противоправными действиями выхо­
ду гражданина из религиозного объединения;

Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.468.


12) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

В других источниках доказывают, что УК РФ «устанавливает дополни­тельный запрет на создание организаций, деятельность которых сопряжена с насилием...».90Думается, что частично правы и те, и другие. Некоторые по­следствия деятельности объединений, предусмотренные в УК РФ, указаны и в Федеральном законе 1997г., а некоторые выходят за его пределы, напри­мер, воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, иму­ществу выходу гражданина из религиозного объединения. Итак, рассмотрим эти посягательства на личность и права граждан.

1) Насилие над гражданами включает в себя физическое, т.е. убийство, причинение тяжкого (требует дополнительной квалификации по ст. 105 ч. 2 п. «л» или ст. 111 ч. 2 п. «е», если будет налицо мотив рели­гиозной ненависти или вражды), средней тяжести, легкого вреда здо­ровью, побоев, истязания; а также психическое - всякого рода угрозы, шантаж и т.п.; кроме того, волевое насилие, связанное с ограничением свободы волеизъявления человека путем незаконного лишения свобо­ды, похищения человека, гипноза, зомбирования91 и т.п.

2) Иное причинение вреда здоровью гражданам может заключаться в использовании в связи с их религиозной деятельностью гипноза, нар­котических средств и психотропных веществ (если их действия будут заключаться в склонении к их потреблению, то они требуют дополни-

90 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, ЗА. Незнамова, Г.П. Новоселов. М: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.465. 91См., например: Старков О.В. Основы криминопенологии. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. С.152; его же: О предмете и системе криминотеологии// Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью на региональном уровне (наркотики и преступность). Уго­ловное право, криминология, уголовно-исполнительное право на рубеже XX-XXI веков: Материалы межд. Научно-практ. конф. Часть вторая.- М.- Смоленск: ЮИ МВД России. Смоленский филиал, 1999. С.124-129; Уголовное право России. Особенная часть: Учеб­ник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.278.


тельной квалификации по ст. 230 УК РФ, а если связаны с незакон­ным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пере­сылкой, сбытом, хищением или вымогательством, что чаще всего и бывает в деятельности нелегальных сект, то они требуют дополни­тельной квалификации по ст. 228 и 229 УК РФ); склонении к само­убийству; в отказе от приема пищи или, наоборот, в употреблении в пищу непригодных либо вредных для здоровья веществ; в самоистя­зании, в членовредительстве и т.п.

3) Побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязан­ностей обычно заключается в отказе от военной службы; в принуж­дении к разрушению семьи путем отказа от воспитания и содержания детей и родителей и т.п.; от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; в воспре­пятствовании получению обязательного образования и т.д.

4) Побуждение граждан к совершению иных противоправных деяний чаще всего заключается в принуждении членов и последователей ре­лигиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества, перечислению пенсии и т.п. материальных вознаграж­дений в пользу религиозного объединения; к совершению преступле­ний или иных правонарушений.

Теперь следует рассмотреть объективную сторону трех форм, ступеней нарушения религиозного равноправия граждан от возбуждения религиозной вражды через нарушение равноправия граждан до полного или частичного физического уничтожения религиозной группы:

1) Возбуждение религиозной вражды это деятельность, состоящая в системе деяний (не менее двух), включающих в себя воспитание нетерпимо­сти, непереносимости людей любого иного вероисповедания, нежели, чем его, либо представителей какого-либо одного вероисповедания. Это должны


быть действия. Система бездействия, например, неоказание помощи людям другого вероисповедания, мотивируемое верой, не образует состава этого преступления. Вместе с тем, конклюдентные действия в форме мимики, жестов и т.п., выражающих непереносимость людей другой веры, направ­ленные тем самым на возбуждение религиозной вражды, входят в систему этих действий. Кроме того, возбуждение религиозной вражды это агитация, т.е. распространение какой-либо одной религиозной идеи, заключающейся во враждебном отношении к какому-либо или к каким-либо вероисповеда­ниям, среди большого числа лиц, и вместе с тем, права на существование людей только той веры, к которой принадлежит или хочет принадлежать это лицо, их «богоизбранность». При этом агитация, как и пропаганда, немного забегая вперед, как уже подробно указывалось при анализе объективной сто­роны ч.2 ст. 239 УК РФ, также может осуществляться в любой форме - и уст­но, и письменно, и в изобразительных, и в музыкальных произведениях, и в символических знаках или действиях, и т.п. Призывы к полному или частич­ному физическому уничтожению религиозной группы, приведшие к такому последствию, квалифицируются как подстрекательство к геноциду по ст. 33 и 357 УК РФ. Если же полного или частичного уничтожения религиозной группы не наступило, то эти действия квалифицируются по ст. 282 УК РФ, поскольку этот состав даже не формальный, а усеченный, т.е. не требуется, чтобы религиозная вражда в действительности возникла. И в целом, если в результате возбуждения религиозной вражды была полностью или частично уничтожена религиозная группа, то действия по возбуждению религиозной вражды должны квалифицироваться как подстрекательство к геноциду по ст. 33 и 357 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 282 УК РФ не требу­ется. При этом религиозная вражда возбуждается вообще, а не по отноше­нию к какому-либо конкретному, одному лицу. При этом для квалификации, как пишет Дьяков СВ., и это очень важно, не имеет значения, соответствуют


или нет действительности приписываемые представителям того или иного вероисповедания особенности и черты, поскольку главный смысл деяния -посеять между людьми разных вероисповеданий взаимное недоверие, раз­вить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суж­дений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждебность.92Наумов А.В. расширяет это деяние до «попытки создать конфликты между гражданами разных... конфессий (их религиозной при­надлежности), которые могут сопровождаться физической расправой и ее угрозой, оскорблениями и т.п. неприязненно-враждебными действиями».93 При этом Наумов А.В. не оговаривается, что примененное насилие или угро­зы его применения являются квалифицирующими признаками данного дея­ния. Вместе с тем, попытка создать конфликты на этой почве, вызвать ос­корбления охватывается основным составом данного преступления, а имен­но ч. 1 ст. 282 УК РФ. В этом плане более точен М.И. Ковалев, который под этим понимает открытые призывы, внушающие неопределенному числу граждан вражду, ненависть, презрение к лицам иного вероисповедания, ос­корбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство этих лиц и при этом он также считает, что этот состав усеченный.94Но при этом он так­же пишет, что подобные действия могут привести к конфликтам, открытой вражде, столкновениям, религиозной отчужденности, а также к насилию, по­громам, уничтожению имущества, дискриминации и т.п. И не оговаривается, что насилие - квалифицирующий признак этого основного состава; что фак­тическая дискриминация это уже нарушение равноправия граждан, которое требует дополнительной квалификации по ст. 136 УК РФ; что погромы,

О?

См.: Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.625-626. 3Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.342. 94 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, ГЛ. Новоселов. М: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.585-586.


уничтожение имущества на религиозной почве, являющиеся следствием ор­ганизации массовых беспорядков, требуют квалификации по 4.1 ст. 212 УК РФ; что уничтожение имущества, явившееся следствием возбуждения рели­гиозной вражды, и повлекшее причинение значительного ущерба, требует дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ. Все эти неточности разных авторов - следствие отсутствия судебной практики, ее анализа и недавнего принятия УК РФ.

2) Пропаганда, как уже ранее указывалось, это распространение среди

узкого круга лиц в любой форме религиозной:

а) исключительности граждан, т.е. их неповторимости по всему ком­
плексу
религиозных признаков среди граждан другой веры, а потому исклю­
чающ
их саму возможность существования представителей другой веры, но
не вообще на земле (это геноцид), а в одном с ними регионе, населенном
пункте, вагоне, купе и т.п., т.е. рядом;

б) превосходства, т.е. возвышения представителей одной веры, не ис­
ключающ
их существования рядом, но подчеркивание их отдельных качеств,
которыми не обладают представители другой веры либо

в) неполноценности граждан, т.е. распространение дискриминацион­
ных оценок
по признаку их отношения к религии или религиозной принад­
лежности.95

Способы совершения этих деяний определены в законе, и они являют­ся исключительными. Деяния должны быть совершены обязательно:

А) публично, т.е. непосредственно в присутствии третьих лиц либо в случае их письменной формы в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, при наклеивании плакатов, листовок, надписей в публичных местах и т.п.) или

95Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.343. 6См. там же на с. 336.


по

Б) с использованием средств массовой информации, что означает опубликование в печати, т.е. в газетах или журналах, книгах, на телевидении, радио.

Квалифицирующие признаки данного состава: применение насилия, что означает умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои (в ква­лификации по ст. 115 и 116 УК РФ), лишение свободы (в смысле ст. 127 УК РФ) или угроз; использование своего служебного положения (в трактовке ст. 136 и 201 УК РФ); совершение организованной группой (в смысле ст. 35 УК РФ).

Второй состав преступления в данном ряду - это нарушение равнопра­вия граждан. Второй он потому, что является материальным, хотя и оценива­ется законодателем, судя по санкции прежде всего, как менее общественно опасное деяние по сравнению со ст. 282 УК РФ.

Деяние - нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии может заключаться как в действии - созд ании препятствий для реализации права или законного интереса, так и в бездействии - непр едос­ тавлении гражданам возможности реализов ать свои права.97

При этом чаще всего объективная сторона включает в себя два взаимо­связанных деяния: с одной стороны, это ограничение прав граждан в зависи­мости от религиозного вероисповедания, а с другой - предпочтение лица другой веры, предоставление льгот и преимуществ ему также в зависимости от религиозного вероисповедания. При этом тот, кому отказано в реализации права, должен обладать преимуществом по сравнению с другим, а не равны­ми возможностями. Иначе, будут нарушены права другого лица уже вне за­висимости от религиозного вероисповедания, но это деяние обычно уже не

См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Ко-заченко, ЗА. Незнамова, Г.П, Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА-1998. С.147; Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996. С. 151-169, 178-185.


Ill

уголовной юрисдикции, а или административной, или дисциплинарной и т.п. И, как правило, если одно из них совершается путем действия, то другое -бездействия. Например, если кому-то в зависимости от отношения к вере приобретается или предоставляется квартира, место работы, прием на учебу и т.п., то другому, естественно, она не предоставляется и не приобретается, потому что он придерживается другого вероисповедания, к примеру, право­славного, а не мусульманского. Но реже могут быть и два действия - одному предоставляется квартира улучшенной планировки, а другому - из старого фонда. При этом это деяние реализуется вне завис имости от индивидуальных качеств лица, а только на основе исключительно его религиозного вероиспо­ведания. Кроме того, следует согласиться с мнением Е.М. Шевкопляс,98 что данное деяние может быть реально совершено только с использованием сво­его служебного положения, поэтому этот момент следует включить в основ­ной состав этого преступления, а не в квалифицированный.

Чаще всего на практике нарушение равноправия граждан в зависимо­сти от отношения к религии относится к решению вопроса о приеме на рабо­ту либо учебу или увольнении либо исключении, предоставлении квартиры, представлении к поощрению, награде, премии и т.п.

Данный состав, единственный из всех религиозных, материальный -обязательно должно наступить последствие - причинение вреда правам и за­конным интересам граждан (ст. 136 УК РФ). Именно с этого момента оно будет считаться оконченным. При этом, как пишет Н.К. Семернева, вред мо­жет быть и материальным - как реальным, так и в форме упущенной выгоды (например, незаконное увольнение с работы по мотиву принадлежности к иудаизму лишает лица заработной платы), и моральным - нарушение досто­инства человека, пошатнуть уверенность в его будущем. При этом должна быть причинная связь между деянием и наступившим последствием.

OR

Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис.


Если права граждан в зависимости от отношения к религии нарушают­ся публично или с использованием средств массовой информации и одно­временно направлены на возбуждение религиозной вражды, то данное дея­ние квалифицируется по совокупности преступлений - по ст. 136 и 282 УК РФ.

И, наконец, завершает этот ряд из трех ступеней - геноцид. Согласно диспозиции этой нормы деяние может совершаться только в форме дейст­вий, причем, исключительно во множественном числе, т.е. иначе не менее двух. Деяние заключается в действиях, направленных на полное или частич­ное уничтожение религиозной группы, что означает физическую ликвидацию большей или меньшей части или всей группы людей одного вероисповеда­ния. При этом Малков В.П. определяет религиозную группу как «общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от домини­рующей в данном обществе».99Как видно, это определение отличается от официального, данного в ст. 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997г. Объясняется это характе­ром данного преступления, которое совершается чаще всего не в своей стра­не, а если в своей, то относительно, во всяком случае, религиозной группы, явно меньшей, чем представлено в этой стране, хотя могут быть и исключе­ния из этого правила, например, в период культа личности Сталина частич­ное уничтожение православных священников.

Способы этого деяния исключительные, т.е. только те, которые опре­делены в Конвенции от 9 декабря 1948г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954г.:100

...канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999.С. 11.

99 Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА» 1998. С.791. 100Международное право в документах. М., 1982. С. 336.


из

а) убийство членов этой группы, т.е. лишение жизни двух или более
членов религиозного объединения;

б) причинение тяжкого вреда их здоровью (в смысле ст. 111 УК РФ);

в) насильственное воспрепятствование деторождению, что может осу­
ществляться путем насильственной кастрации, стерилизации, абортов, при­
менения противозачаточных средств, преследования создания браков и по­
ловых контактов и т.п.;

г) принудительная передача детей означает насильственное отобрание
детей от родителей, иных родственников с передачей их чужим людям101
иного вероисповедания, например, для принудительных работ, как в фаши­
стской Германии, в рабство и т.п., что означает прерывание религиозных
традиций, передачи свершения религиозных культов из поколения в поколе­
ние;

д) насильственное переселение означает перемещение их без целевого
централизованного финансирования в непривычные климатические или
иные природные условия типа резерваций, которые ведут к вымиранию лю­
дей этого религиозного объединения;

е) иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое
уничтожение членов религиозной группы, делающих неизбежной гибель
людей, может заключаться, в частности, в заражении природной среды оби-

1 Л*?

тания радиоактивными, биологическими, химическими веществами.

При этом одни авторы называют способы совершения этого преступ­ления действиями, т.е. деянием,103 а другие - способами104. В конвенции

101См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я.

Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА«1998.

С.751.

102См.: Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная

часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998.

С.792.

См., например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998.


1948г., а также в ст. 357 УК РФ четко указано «путем» и перечислены спосо­бы совершения геноцида, т.е. уничтожения религиозной группы людей.

Одни авторы определяют этот состав как формальный,105 а другие как

~ 106 тт j_

материальный. Думается, что этот состав ни формальный, ни материаль­ный, а усеченный, так как действия должны быть «направленные» на унич­тожение, т.е. предусмотрены в программах, планах деятельности, уставах ор­ганизаций и для оконченного состава этого преступления не требуется на­ступления смерти двух или более представителей этой религии; а также от­сутствия детей у родителей, лишенных способности к деторождению или у которых дети были отобраны и т.п. В случае же если эти последствия насту­пают, то между деянием по уничтожению и наступившими последствиями должна быть причинная связь.

Здесь следовало бы рассмотреть объективную сторону надругательства над телами умерших и местами их захоронения, хотя бы потому, что, во-первых, во всех дореволюционных уголовных законах России этот состав рассматривался как религиозный. Во-вторых, в современных УК ряда стран этот состав также включен в религиозные, например, в раздел 11 «Преступ­ные деяния, затрагивающие религию и мировоззрение» включен §168 «Над­ругательство над могилой» УК ФРГ от 15 мая 1871г. в редакции от 13 января 1998г. и по состоянию на 17 августа 1999г., а также ст. 526 УК Испании включен в отдел 2 «О преступлениях против свободы совести, религиозных

С.750-751; Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.790-791.

104См., например: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Раро-га. М.: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.469. 105 См, например, там же; а также: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для ву-зов/Отв. ред. ИЛ. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОР­МА—ИНФРА» 1998. С.751.

,06Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФР А» 1998. С.791.


чувств и уважения к умершим». В-третьих, в квалифицированном составе этого преступления в п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ предусмотрен мотив религи­озной ненависти или вражды. Но, поскольку религиозным это преступление является только как квалифицированное и по мотиву, то рассмотрим этот мотив в субъективной стороне.

Субъективная сторона видового уголовно-правового состава рели­гиозного преступления заключается прежде всего в форме прямого умысла, который означает, что лицо осознавало, что посягает нерелигиозную свободу граждан, предвидело, что в результате этого посягательства возможно или неизбежно будут нарушены права и законные интересы граждан, в частно­сти, на жизнь и здоровье, вероисповедание, равноправие и т.п. и желает, чтобы эти последствия наступили. Некоторые авторы относительно матери­альных составов религиозных преступлений полагают возможным их совер­шение и при косвенном умысле. 108При этом это касается только материаль­ных составов преступлений, безусловно предусмотренных ст. 136 и условно, относительно - ст. 357 УК РФ, относительно же иных, трех формальных со­ставов (из них одного усеченного), мнение единое - умысел только прямой. Но, во-первых, эти авторы малочисленны и не столь авторитетны, хотя это и не аргумент в формальной логике. А, во-вторых, по нашему мнению, субъек­тивная сторона всех религиозных преступлений, немного забегая вперед, должна включать в УК РФ указание на мотив религиозной ненависти или вражды, хотя сейчас и не включает.

Уголовный кодекс ФРГ/ пер. с нем. М.: Изд-во «Зерцало», 2000; Уголовный кодекс Ис­пании. Под ред. и с предисл. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М.: Изд-во «Зерцало», 2000; и др.

108 См, например: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА»1998. С.147.


Мотив видового уголовно-правового состава религиозного преступле­ния четко обозначен только в преступлениях, которые лишь по указанию на мотив «религиозной ненависти или вражды» относятся к религиозным:

1) убийство (ст. 105 ч.2 п. «л» УК РФ);

2) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч.2 п.«е»);

3) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ч.2 п. «е»);

4) истязание (ст. 117 ч.2 п. «з» УК РФ);

5) надругательство над телами умерших и местами их захоронения - 1
надругательство над а) телами умерших либо 2 уничтожение, 3 по­
вреждение или 4 осквернение б) мест захоронения, в) надмогильных
сооружений или г) кладбищенских зданий, предназначенных для
церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением
(ст. 244 ч.2 п. «б» УК РФ).

Кроме того, ст. 282 УК РФ включает указание на направленность дей­ствий на возбуждение религиозной вражды, что может быть расценено, как то, что мотив религиозной вражды является обязательным, во всяком случае, для деяния по возбуждению ее.

Рассмотрим этот мотив подробнее. Побегайло Э.Ф. пишет, что это конкретный специальный мотив - побуждение религиозной ненависти и вражды, причем, «этот мотив может сочетаться с другими побуждениями (месть, корысть, хулиганские мотивы), в то же время он должен среди них доминировать (подчеркивание наше - Л.Б.). Доминирующим побуждением здесь выступает нетерпимость к другой... религии, стремление виновного учинить физическую расправу над потерпевшим в связи с его...вероисповеданием и тем самым унизить честь и достоинство...определенной конфессии. Сюда же относится желание возбудить, спрово­цировать...религиозную вражду или рознь (например, вызвать путем убий-


ства обострение межконфессиональных отношений, массовые беспорядки и т.п.)».109Это может быть и месть виновному за вероотступничество или несо­гласие поддержать религиозную дискриминацию.110 Вместе с тем, Никулин СИ. пишет, что и «ритуальные» убийства должны квалифицироваться как совершенные по этому мотиву.' х 1 Но это далеко не так, так как обычно риту­альное убийство вовсе не ассоциируется с мотивом религиозной ненависти или вражды, а лишь является исполнением обычного для них, например, са-танистов, ритуала, в частности, посвящения в эту секту. Никто из присутст­вующих не испытывает ненависти или вражды к потерпевшему, а относится к нему, к его жизни, как правило, безразлично. Вместе с тем, действительно, ритуальное убийство представляет собой повышенную опасность для обще­ства, так как принесение в жертву своим религиозным убеждениям челове­ческой жизни приравнивается к куриной или жизни любого животного. Это психология причинения зла всему живому и должна предупреждаться и пре­секаться самым суровым наказанием. Поэтому гг. «л» ч. 2 ст. 105; 111 ч.2 п. «е»; 112 ч.2 п. «е»; 117 ч.2 п. «з»; 244 ч.2 п. «б» УК РФ должен быть до­полнен «либо в соответствии с религиозным ритуалом».

Цель убийства физическое уничтожение таких людей именно потому, что они другой религии. 1,2Кроме того, «убийца стремится подчеркнуть не­полноценность потерпевшего в силу принадлежности его к той или иной...религии либо пропагандировать путем убийства исключительность своей... религии. Такого рода убийства совершались, например, в Чечне, где бан-

Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть/Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М: Изд. группа НОРМА—ИНФРА» 1998. САЗ. 110Там же; а также: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Под ред. А.И. Ра-рога. М: Институт международного права и экономики им. А..С. Грибоедова, 1998. С.25. 111 См. там же.

И2Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов/Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА*1998. С.67; см. также: Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов/ Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Изд-во БЕК, 1999.С. 39-40.


диты убивали русских местных жителей только потому, что они русские и не

исповедуют мусульманскую религию и обряды». И Андреева Л.А. спра­ведливо утверждает, что при убийстве в случае преследования цели возбу­дить религиозную вражду содеянное квалифицируется по совокупности п. «л» ч. 2 ст. 105 и п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ.1,4

Субъект видового уголовно-правового состава религиозного престу­пления это по действующему уголовному законодательству, как правило, лицо, достигшее возраста 16 лет, не обладающее признаками специального субъекта, т.е. общий, физическое, вменяемое. Исключение с 14 лет - за убий­ство, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, т.е. такие со­ставы, которые религиозными являются только, будучи квалифицированны­ми, по признаку субъективной стороны - мотиву. Другой вопрос, может ли подросток 14 и 15 лет осознавать мотив религиозной ненависти или вражды и действовать в соответствии с ним. Может быть, есть смысл поставить во­прос об уголовной ответственности по ч.2 ст. 105, 111, 112 УК РФ с 16 лет, а нес 14?

Выводы и предложения в порядке de lege ferenda (с точки зрения зако­на, подлежащего изданию):

1) Следует ввести в раздел VII «Преступления против личности» УК РФ главу 191 «Религиозные преступления», которая будет распола­гаться между главами о преступлениях против конституционных прав и свобод и против семьи и несовершеннолетних и перенести туда нормы, предусмотренные ст. 148, 239, 244, а также ввести но­вые.

2) По действующему УК РФ практически все религиозные преступле­ния имеют, по меньшей мере, два объекта посягательства, причем,

Андреева Л.А. Квалификация убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах. Уч. пособие. СПб: СПб юридический институт Ген. прокуратуры РФ, 1998.С.40-41. 1,4 Там же.


один объект есть всегда - это религиозная свобода, а другой - меня­ется - это или жизнь и здоровье, или конституционные права и сво­боды человека и гражданина, или здоровье населения и обществен­ная нравственность, или основы конституционного строя и безопас­ности государства, или мир и безопасность человечества.

3) В ст. 148 УК РФ следует расширить понятие организации до религиозного объединения с тем, чтобы уравнять в правах религиозные группы с религиозными организациями.

4) Ст. 239 и 148 УК РФ это параллельно, взаимообразно действующие нормы, и на этот фактор следует опираться в правоприменительной практике.

5) Воспрепятствование совершению религиозных обрядов в соответ­ствии со ст. 148 УК РФ может осуществляться как относительно об­рядов религиозных организаций, так и групп.

6) Два деяния, что указаны в норме, предусмотренной в ст. 148 УК РФ лишь в самой минимальной степени отражают то, на что она пре­тендует - на полную защиту «воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».

7) Если лицо участвует, например, в отправлении обрядов, но не знает и не признает незаконных целей объединения, то привлекать его к уголовной ответственности за участие в деятельности религиозного объединения нет оснований; кроме того, если лицо, формально не являясь членом объединения, во исполнение целей его деятельно­сти, например, чтобы доказать преданность сатанинской организа­ции, непосредственно участвует в актах насилия, то он должен не­сти ответственность за участие в соответствии с ч. 2 ст. 239 УК РФ.

8) Норма, предусмотренная ч. 2 ст. 239 УК РФ, кроме деяния «пропа­ганда» нуждается в дополнении деянием «агитация».


9) Три нормы, предусмотренные ст. 282, 136, 357 УК РФ образуют три
ступени нарушения религиозного равноправия граждан от возбуж­
д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: