Следующий этап - советский - начался с принятием 23 января 1918г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»,35 положения которого нашли свое отражение в Конституции РСФСР 1918г., Конституции СССР 1924г., Конституции СССР 1936г., где была провозглашена свобода совести, как неотъемлемая свобода каждого гражданина РСФСР и СССР на выбор вероисповедания или не исповедания никакой религии. Обычно свободе совести была посвящена одна статья конституции, и по содержанию они повторялись, с небольшими нюансами. В частности, ст. 124 Конституции СССР 1936г. гласила: «В целях обеспечения за гражданами
СУ РСФСР. 1918. № 18. Ст. 263.
свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Эти положения декрета и конституций нашли свое последовательное отражение в УК РСФСР 1922г. и УК РСФСР 1926г. УК РСФСР 1960г. с точки зрения уголовно-правового регулирования религиозной сферы довольно существенно отличается от вышеуказанных, поэтому будет подвергнут анализу отдельно, хотя в Конституции СССР 1977г. эта норма по существу тоже не изменилась и ст. 52 гласила: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви». Это дало основание некоторым уже современным исследователям сделать вывод о том, что в РСФСР и в СССР в законодательстве последовательно осуществлялся принцип свободы совести, хотя на практике этот принцип последовательно нарушался.36Мы полагаем, что в этот период времени в РСФСР и СССР, во всяком случае, с точки зрения уголовной политики и уголовного законодательства был реализован принцип, стиль, метод воинствующего государственного атеизма, который нашел свое отражение и в положениях конституций, где право вести атеистическую, антирелигиозную пропаганду особо выделялось.
|
|
Итак, как в УК РСФСР 1922г. (глава III), так и в УК РСФСР 1926г. (глава IV) была выделена отдельная глава, посвященная религиозным преступлениям, которая имела одинаковое название: "Нарушение правил об отделении церкви от государства" и семь статей в УК РСФСР 1922г. и шесть
См., например: Бокарев С.Н. Государственно-церковные отношения в России (Философ-ско-правовой аспект): Автореф. дис....канд. философ, наук. М.: Академия управления МВД России, 1999.-24 с.
статей в УК РСФСР 1926г. в этих главах. Причем, эти нормы фактически дословно повторяются, кроме ст. 119 УК РСФСР 1922г. - использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям со ссылкой на наказание, предусмотренное ст. 69 - пропаганда и агитация. Эта норма логически перешла в печально известную ст. 58 УК РСФСР 1926г. п. 10 "Контрреволюционная агитация и пропаганда", образовав ее ч. 2 (ст. 5810). И здесь наблюдается преемственность и по форме, и по содержанию. Единственное, что их отличает - это то, что данное преступление к 1926г. стало квалифицированным составом, было приравнено по степени опасности с вооруженным восстанием и поэтому влекло более тяжкое наказание - расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства... и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества. Вместе с тем, и по УК РСФСР 1922г. квалифицированные виды этого преступления влекли такое же тяжкое наказание.38 Обязательным признаком субъективной стороны преступления являлась цель - «свержение рабоче-крестьянской власти» или по УК РСФСР 1926г. «контрреволюционный умы-
|
|
сел».
Уголовный кодекс РСФСР. Петроград: Издание 4-е оффициальное Орготдела Петрогу-бисполкома, 1924. С. 53-55; Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий. А. Трайнин, В. Меньшагин, 3. Вышинская. Под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1946. С. 167-169.
См.: Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий. А. Трайнин, В. Меньшагин, 3. Вышинская. Под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1946. С.67, 73-74.
9 См. там же: УК РСФСР. Петроград: Издание 4-е оффициальное Орготдела Петрогубис-полкома, 1924. С. 53-55; УК РСФСР. Комментарий. А. Трайнин, В. Меньшагин, 3. Вышинская. Под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1946. С. 167-169.
В ст. 121 УК РСФСР 1922г. определена уголовная ответственность за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах», а в ст. 122 УК РСФСР 1926г. к этому тексту добавлено лишь «или с нарушением установленных для этого правил». Причем, в УК РСФСР 1926г. эта норма стала первой в этой главе, а в УК РСФСР 1922г. была только третьей. Это означает, что к 1926г. этой норме было придано политическое значение, и она переместилась на первое место, а та, что была на первом в 1922г. переместилась в первую главу «преступления государственные», первый раздел которого назывался «Контрреволюционные преступления». Объективную сторону образует деяние - «преподавание религиозных вероучений». При этом не было установлено уголовной ответственности за ведение антирелигиозной или атеистической пропаганды, потому только, что это поощрялось государством. При этом не имело значения, какое религиозное вероучение преподается - православное или любое христианское, ислам, иудаизм и пр. Притом вид, формы, методы, характер преподавания не имели значения. Здесь было закреплено равенство всех религий, т.е. свобода совести - ни одной не отдавалось предпочтения. Фактически лишь одна «религия» - атеизм, т.е. неверие в никакого Бога или Богов была провозглашена единственно верной, и это всячески, хотя и исподволь, подчеркивалось. Во всяком случае, преподавание атеизма не только не преследовалось в уголовно-правовом порядке, но, наоборот, официально требовалось и осуществлялось в различных курсах, в частности, в «обществоведении», «обществознании», «истории СССР и России» и др. При этом, если преподавание религиозных вероучений использовалось для возбуждения и разжигания религиозной вражды или розни, то такое преподавание образовывало состав преступления, предусмотренного ст. 597 УК 1926г. Кроме того, ведение под видом преподавания религиозных учений контрреволюционной агитации и пропаганды образовывало состав
|
|
преступления, предусмотренного ст. 5810 УК 1926г.40 И тогда эти преступления относились к государственным и контрреволюционным, а не к религиозным.
Следующий состав преступления дублируется по двум УК - «совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды» (ст. 120 УК 1922г. и ст. 123 УК 1926г.). Следует иметь в виду, что данная норма предусматривала уголовную ответственность за совершение не обычных религиозных обрядов, тогда бы она противоречила Конституциям РСФСР и СССР, гарантирующим свободу отправления религиозных культов. Это должны быть такие обманные действия, которые выходят за пределы обычной, причем, легальной, любого вероисповедания, религиозной обрядности. Это должны быть, значит, явно мошеннические действия, извлекающие материальную или какую-либо иную выгоду из раззоженного этим лицом религиозного суеверия в массах населения. Это, например, такие деяния, как мнимое исцеление больных в результате совершенного религиозного обряда, «чудесные знамения», «пророчества» и т.д. В изданном в то время постановлении Президиума Верховного суда РСФСР от 14 февраля 1925г. подчеркивалось, что «совершение религиозного обряда над детьми, вопреки воле родителей, хотя бы по просьбе родственников, влечет уголовную ответственность по ст. 16 (аналогия -Б.Л.) и 123 УК РСФСР».41
Следующая норма также повторяется почти буквально - «всякое принуждение при взимании сборов в пользу церковных и религиозных организаций или групп» (ст. 122 УК 1922г. и ст. 124 УК 1926г.). Опять же нет уголовной ответственности за принуждение при взимании сборов в пользу атеистической, антирелигиозной организации или группы. Эта норма направлена
40УК РСФСР. Комментарий. А. Трайнин, В. Меньшагин, 3. Вышинская. Под ред. И.Т. Го-лякова. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1946. С. 168. 41 Там же. С. 168.
|
|
на преследование материальной поддержки любой церкви, легальной и нелегальной. Кроме того, она, несмотря на указание о принуждении, направлена в поддержку атеистической пропаганды. На практике эта норма привела к запрету и преследованию за любые материальные сборы в пользу той или иной церкви.
Новый состав преступления сформулирован также идентично - «присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц» (ст. 123 УК 1922г. и ст. 125 УК 1926г.). Эта норма лишала церковь любого вероисповедания иметь свое церковное право, церковную и судебную юрисдикцию, административную власть. Но, мало того, она лишала церковь и гражданско-правового статуса юридического лица и, соответственно, всех тех прав и обязанностей, какими пользовалось юридическое лицо. Если эта норма и защищала свободу совести, хоть и каким-то странным образом, но явно, как и другие подобные, была направлена против религиозной свободы и в защиту антирелигиозной деятельности и физических, и юридических лиц.
Пятый вид религиозного преступления также сформулирован одинаково - «совершение в государственных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих зданиях каких-либо религиозных изображений» (ст. 124 УК 1922г. и ст. 126 УК 1926г.). Данная норма допускала расширительное толкование и предусматривала уголовную ответственность не только лиц, совершивших религиозный обряд в государственных или общественных учреждениях и предприятиях, но также и лиц, возглавлявших эти учреждения и допустивших, независимо от того, знали они об этом или нет, совершение религиозного обряда. Кроме того, согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929г., отправление религиозных обрядов по просьбе умирающих или тяжело больных, находящихся в
больницах, при условии, если эти лица находятся в особо изолированных помещениях, не могло быть преследуемо по ст. 126. Кроме того, отправление религиозного обряда на кладбище также не образовывало состав этого преступления.42 Но это были и все исключения из правил. Совершение религиозных обрядов, как, например, молитва, крещение; размещение в помещении для публичного обозрения икон, католических статуэток, скульптурного изображения Будды и пр., кроме хранения без обнародования, например, в сейфе иконы и т.д. образовывало состав этого преступления.
Шестая разновидность - это «воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан» (ст. 125 УК 1922г. и ст. 127 УК 1926г.). Данный состав преступления материальный. Ответственность наступает, если религиозный обряд был прерван. Деяние могло заключаться в принуждении к неисполнению религиозного обряда священнослужителями, если обряд должен был быть свершен. Оно могло заключаться и в нарушении общественного порядка во время свершения обряда, например, нецензурная брань, сопровождавшаяся громкими криками, оскорблениями присутствовавших граждан и священнослужителей и т.п. Этот состав, пожалуй, единственно последовательно охранял свободу совести, ибо мог быть привлечен любой субъект, достигший 14 лет (ст. 18 УК 1922г. и ст. 12 УК 1926г.), в том числе верующий этого или любого другого вероисповедания, атеист и пр.
Но, кроме этих норм как в УК 1922г, так и 1926г., в иных главах также были составы религиозных преступлений. Так, в УК 1922г. одно из них предусмотрено в главе о преступлениях против порядка управления - «уклонение от призыва к обязательной военной службе... под предлогом религиозных убеждений» (ст. 81 «г» УК 1922г.). Но этот состав не чисто религиоз-
42Там же. С. 169.
ный, ибо уклонение могло быть совершено и иным путем, например, посредством учинения подлога в документах и т.д. А другое - в главе о нарушении правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок - «публичные нарушения или стеснения религиозными обрядами или культовыми церемониями свободы движения других граждан, вопреки закону или обязательному постановлению местной власти» (ст. 227 УК 1922г.). Надо сказать, что эта норма фактически сводит на нет действие единственной нормы, защищавшей свободу совести (ст. 125 УК 1922г. и ст. 127 УК 1926г.). И, таким образом, четко прослеживается стиль «воинствующего государственного атеизма».
Следующий УК РСФСР 1960г. в принципе отражает тот же уголовно-правовой стиль, но в некоторых своих аспектах резко отличается от всех предшествовавших уголовных кодексов. Прежде всего в нем, кстати, также, как и в УК 1996г., нет отдельной главы, посвященной религиозным преступлениям. Количество религиозных преступлений сократилось вдвое, и они размещены в двух разных главах. Вместе с тем, две нормы повторяются и появляется лишь одна новая, причем, их осталось всего три.
В главе четвертой, посвященной преступлениям против политических и трудовых прав граждан две нормы - прежде всего «нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви», которая имеет квалифицированный состав - наличие судимости за то же деяние и организационная деятельность к совершению этих деяний (ст. 142 УК РСФСР 1960г.). Первая норма повторяет название целой главы третьей УК 1922г. и четвертой УК 1926г. и включает в себя фактически все их нормы. Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966г. «О применении статьи 142 Уголовного кодекса РСФСР»43 дается законодатель-
43 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1966. № 12. Ст. 221.
ное толкование и разъясняется, что под нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви следует понимать:
«принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа» повторяет ст. 122 УК 1922г. и ст. 124 УК 1926г. и не нуждается в дополнительных комментариях;
«изготовление с целью массового распространения или массовое распространение обращений, писем, листовок и иных документов, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах» фактически, идейно повторяет ст. 119 УК 1922г. и ст. 5810 ч.2 УК 1926г., как контрреволюционную агитацию и пропаганду, расшифровывая их;
"совершение обманных действий с целью возбуждения религиозных суеверий в массах населения" повторяет ст. 120 УК 1922г. и ст. 123 УК 1926г.;
«организация и проведение религиозных собраний, шествий и других церемоний культа, нарушающих общественный порядок» фактически расшифровывает ст. 227 УК 1922г. и также как и та норма сводит на «нет» ст. 143 УК 1960г., защищающей свободу совести;
«организация и систематическое проведение занятий по обучению несовершеннолетних религии с нарушением установленных законодательством правил» повторяет ст. 121 УК 1922г. и ст. 122 УК 1926г.;
«отказ гражданам в приеме на работу или в учебное заведение, увольнение с работы или исключение из учебного заведения, лишение граждан установленных законом льгот и преимуществ, а равно иные существенные ограничения прав граждан в зависимости от их отношения к религии» - это единственная норма, последовательно защищающая не только свободу совести, но и религиозную свободу. Введение этой нормы означало поворот от стиля «воинствующего государственного атеизма» к методу «относительной религиозной свободы".
Вторая норма УК 1960г. из этой же главы - «воспрепятствование совершению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан» (ст. 143 УК 1960г.) повторяет буквально ст. 125 УК 1922г. и ст. 127 УК 1926г.
Ст. 227 УК 1960г. отличается от предшествующих УК советского периода - «организация или руководство группой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан, либо с побуждением граждан к отказу от общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей, а равно с вовлечением в эту группу несовершеннолетних» имеет привилегированный состав - активное участие в этой группе и систематическая пропаганда ее деятельности. Это была первая норма в советский период, направленная на борьбу с деструктивными сектами. Состав преступления рассмотрим подробнее в следующем параграфе при сравнении со ст. 239 УК РФ 1996г.
С 1990г. по 1994г. не было зарегистрировано ни одного факта возбуждения уголовного дела по ст. 227 и 1431 УК РСФСР. Вместе с тем, именно с этого периода начинается засилье тоталитарных сект. Только в центр помощи жертвам оккультных учений и тоталитарных сект при Отделе катехизации Московской Патриархии в Москве с этого времени ежегодно обращается не менее 50 тысяч человек.44 Это объясняется, как ни странно, просто. Во-первых, в стране в период перестройки была развернута активная религиозная пропаганда, что было связано с чрезмерной «демократизацией» и гласностью. Во-вторых, ее результатом стало принятие Закона РСФСР 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания», который предоставил абсолютную религиозную свободу, результатом которой стало возникновение огромного
количества деструктивных сект, в том числе сатанинского направления, многие из которых были официально зарегистрированы, но большинство, преимущественно криминального толка, предпочли остаться в тени.45Так, ст. 8 этого закона гласит: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания», т.е. религиозные организации выводились из сферы государственного контроля и надзора. В ст. 9 фактически разрешалось преподавание религиозных вероучений. В ст. 11 определялось, что осуществлять государственный контроль могли только Советы народных депутатов и «соответствующие правоохранительные органы» и более никто. В ст. 17-21 устанавливался максимально упрощенный порядок регистрации религиозных объединений и предоставления им прав юридического лица. Параллельно вносятся изменения и в уголовное законодательство. Отменятся ст. 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви», изменена редакция ст. 143 УК РСФСР «Нарушение свободы совести и вероисповедания», введена новая норма - ст. 1431 УК РСФСР «Организация объединений, посягающих на личность и права граждан», которая значительным образом дублирует ст. 227 УК РСФСР. Даже принятые незначительные изменения этого закона 27 января 1995г. № 10 - ФЗ46 привели к тому, что с 1994г., а в последующем и значительно больше, стали возбуждаться уголовные дела по ст. 227 УК РСФСР и ст. 239 УК РФ (см. параграф 1 первой главы диссертации).
44 См., в частности: Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дис....канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1999.С. 14. 45Подробнее см.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник/Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. Белгород, 1997. 46 О свободе вероисповедания: Утвержден Законом РСФСР от 25 октября 1990г.№267-1; изменен Федеральным Законом от 27 января 1995г.№ 10-ФЗ // Ведомости Съезда народ-
Это показывает, на сколько общая политика государства влияет на уголовную и сказывается в правоприменительной практике.
Конец этому религиозному деструктивному беспределу или абсолютной религиозной свободе был положен принятием Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 26 сентября 1997г.47Уже в Преамбуле этого закона подчеркивается особая роль православия, уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и «другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», т.е. только традиционным для России религиям предоставлялась свобода совести и вероисповедания. При этом право на свободу совести ограничивалось значительно, причем, даже ссылкой на защиту «нравственности» в ст. 3. В соответствии со ст. 6 религиозное объединение должно обладать соответствующими признаками, как то «вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Иначе, оно должно включать «совершение богослужений», а не служение сатане, должно быть максимально открытым для всех, т.е. тайные мессы исключаются. Кроме того, религиозное объединение делится на два вида: религиозная группа (ст. 7), не пользующаяся правами юридического лица, осуществляющая деятельность без государственной регистрации, но уведомляющая о ее создании органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 9 «учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет», кроме того, ст. 8 п. 8 определяет, что «наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана ука-
ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 1. Ст. 240; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №5. Ст. 346. 47 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465.
зывать свое полное наименование при осуществлении деятельности» и мн. др. Только в этом случае она регистрируется в качестве юридического лица. При отсутствии этих признаков она ликвидируется. Таким образом, эти и другие ограничения ставят серьезные препятствия на пути регистрации и деятельности деструктивных сект.
Анализ истории уголовно-правового регулирования сферы религиозной свободы в России, который иначе, если посмотреть на эту проблему философски, может быть расценен как особый тип отношений между государством и церковью, образовательными учреждениями и церковью и т.п. приводит к некоторым выводам. Причем, выводы относятся к определению типа уголовно-правовой регуляции, если иначе - стиля.
Дореволюционные юристы определяли два типа уголовно-правового регулирования сферы религиозной свободы людей. Так, Малиновский И. определял их следующим образом: 1) «если религиозных убеждений придерживается большинство или «командующая» часть населения, то признавались священными и неприкосновенными, - посягательства на права, принадлежащие государству». «Жгли на кострах»; 2) идея свободы совести, порожденная Великой Французской революцией, предполагала установление уголовной ответственности исключительно за «оскорбление религиозного чувства, за стеснение религиозной свободы».48 Так рассуждал историк права. Но профессор уголовного права Познышев СВ. вторил ему, утверждая также, что есть два типа уголовной охраны религии: 1. «Насильственное утверждение в обществе известной религии». 2. «Государство может наказывать лишь оскорбительные и насильственные действия, поражающие религиозную сво-боду».49Судя по всему, по большому счету все так и есть.
Малиновский И. Там же.
Познышев СВ. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М: Императорский Московский Университет, 1906. С. 34-35.
Вместе с тем, современные специалисты в области истории государственно-церковных отношений с точки зрения истории и философии права утверждают: «На протяжении XX столетия в России последовательно сменялись три модели государственно-церковных отношений, имевших различную направленность - православную, вероисповедный плюрализм и атеистическую».50
Из анализа истории развития уголовно-правового регулирования религиозной сферы российского общества вытекает, что можно выделить, по меньшей мере, пять стилей:
1) Церковно-государственный дуализм [< лат. dualis двойственный]51 или по образному выражению Ширяева В.Н. «Богоизбранная и Богомудрая двоица»52, что означает равноправие церкви и государства. Причем, это равноправие такого плана, что решения церкви являются в то же время и решениями государственными, а государственные решения, в свою очередь, в то же время и решения церковные. Этот период продолжался с момента начала триумфального шествия православия по территории России и объяснялся сильным византийским влиянием не только в сфере духовных отношений, но и правовых.
2) Этап государственно-церковного монизма [< гр. monos один], что означает безусловное верховенство государства над церковью. Церковь, причем исключительно православная или в крайнем случае почти любая христианская, при этом государственный институт и терпима государством по стольку, по скольку реализует государственную политику. Этот период начался с момента принятия Воинских артикулов 1715г. Петра I и продол-
Бокарев С.Н. Государственно-церковные отношения в России (Философско-правовой аспект): Автореф. дис....канд. философ, наук. М.: Академия управления МВД России, 1999.С.З-4.
51 Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1982.С. 176, 320.
52 См.: Ширяев В.Н. Религиозные преступления. Указ. соч. С.245.
жался вплоть до 1918 г. - принятия Конституции РСФСР и УК РСФСР 1922г.
3) Период воинствующего государственного атеизма [фр. atheisme < гр.
atheon безбожие], который начался с момента принятия Конституции РСФСР
1918г. и УК РСФСР 1922г., официально названный как этап
провозглашенной свободы совести. Это означает, что официально
провозглашается свобода совести для всех. Церковь отделяется от
государства, школа от церкви. Государственной же религией, проповедуемой
официально, всячески и единственно защищаемой, становится атеизм на
основе диалектического материализма.
4) Этап относительной религиозной свободы, который продолжался с
момента принятия УК РСФСР 1960г. до принятия Закона РСФСР от 25 ок
тября 1990г. «О свободе вероисповедания»53, а затем опять - с принятием
УК РФ 1996г. и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных
объединениях" 26 сентября 1997г.54 по настоящее время. Этот этап означает
религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на пра
ва, свободы, интересы граждан, и запрет тех религий, которые причиняют
вред жизни, здоровью, чести и достоинству граждан.
5) Период абсолютной религиозной свободы, который продолжался с
момента принятия55 Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероис
поведания» и по 1997г. Этот период означает провозглашение абсолютной
религиозной свободы, когда получили развитие самые социально-опасные, в
том числе античеловечные, например, сатанинские, секты.
53 О свободе вероисповедания: Утвержден Законом РСФСР от 25 октября 1990г.№267-1;
изменен Федеральным Законом от 27 января 1995г.№ 10-ФЗ // Ведомости Съезда народ
ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 1. Ст. 240; Собрание законодатель
ства Российской Федерации. 1995. №5. Ст. 346.
54 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465.
55 О свободе вероисповедания: Утвержден Законом РСФСР от 25 октября 1990г.№267-1;
изменен Федеральным Законом от 27 января 1995г.№ 10-ФЗ // Ведомости Съезда народ-