Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие

Посмотрим теперь, что дает катехизис диамата для решения данной антиномии. Выяснить это не так легко, ибо антиномия выражена расплывчато, неостро, недиалектично. Мы, однако, можем принудить диамат, пользуясь его собственными словами, к точной формулировке тезиса и антитезиса.

Тезис детерминизма (материализма): «природа, бытие, материальный мир определяют сознание (духовную жизнь) как нечто вторичное и производное». «Материальная жизнь общества независима от воли людей» («Диамат», с. 13).

Антитезис свободы (идеализма, мощи идеи): сознание и духовная жизнь (идеи, теории, политика) определяют материальную жизнь общества, организуют, мобилизуют, преобразуют ее. Материальная жизнь общества, таким образом, зависит от воли людей («Диамат», с. 15).

Или короче — тезис: бытие определяет сознание и антитезис: сознание определяет бытие.

В чем же состоит решение? Его найти еще труднее. Оно заменяется некоторыми суждениями «здравого смысла», создающими впечатление, что никакого противоречия не существует. Так, прежде всего отрицается односторонний идеализм и материализм. Здравый смысл говорит свое «нет» утопическому идеализму, не считающемуся с условиями материальной жизни общества («Диамат», с. 14), и то же самое «нет» — механическому или «вульгарному» материализму, не признающему «мобилизующей, организующей и преобразующей роли идеи» («Диамат», с. 16), ибо тогда партия была бы не нужна, была бы обречена на «пассивность, на прозябание»25.

Выражаясь разговорным языком, можно сказать, что отрицается научный фатализм и революционная фантастика.

Но здравый смысл не есть философская диалектика и разговорное успокоение не есть философское решение26. Здравый смысл говорит: и тезис отчасти прав — и антитезис отчасти прав; необходимо сохранить и тезис и антитезис; «генеральная линия» должна идти посередине, не склоняясь ни направо, ни налево.

Но диалектика не признает никаких «отчасти», она мыслит и обостряет тезис и антитезис до конца: тезис утверждает, что «материальная жизнь общества независима от воли людей» («Диамат», с. 13), — антитезис утверждает, что «материальная жизнь общества зависима от воли людей» («Диамат», с. 15), или, чтобы выразить антиномию точнее и глубже: все сплошь детерминировано, и поэтому все есть природная необходимость и материя (тезис) — и не все есть природа и материя, существует еще свобода и дух (антитезис).

25 Признается этим ироническая критика Штаммлера: бессмысленно устраивать партию для содействия солнечному затмению»62*.

26 «С одной стороны — нельзя не сознаться, с другой стороны — нельзя не признаться...»63*

Никакого среднего пути здесь не существует: или все, или не все, между ними нет середины. Тезис и антитезис нельзя сохранить вместе, ибо они исключают друг друга; нельзя и вместе с тем необходимо — вот в чем глубина антиномии.

Не найдем ли мы еще чего-либо в диамате, что давало бы хоть подобие философского решения? Мы должны проследить все возможности его диалектики, ибо здесь она подлежит последнему и решающему испытанию: здесь решается судьба всего материалистического миросозерцания.

И вот мы находим такую мысль.

Тезис о первичности природного бытия и вторичности сознания, о производности духовной жизни, о причинной обусловленности идей, теорий, взглядов условиями материальной жизни общества говорит только о происхождении и возникновении идей, учреждений, но вовсе не об их значении; напротив, антитезис имеет в виду значение, их роль в истории, которая признается и поддерживается («Диамат», с. 15).

Таким образом, тезис говорит о генезисе — антитезис говорит о значении (gelten). Эта мысль могла привести к важным результатам, но она здесь только брошена и не развита. За ней скрывается классическая критика Штаммлера, которая здесь как будто принята во внимание: генетическое (т. е. причинное) объяснение возникновения какой-либо идеи, теории, какого-либо события в истории ничего не говорит нам о его принципиальном значении, о той роли, какую ему предстоит сыграть в истории. Но «значение» какой-либо идеи определяется оценкой ее истинности и правомерности, ее способностью решить поставленную задачу. Историческая роль идей и актов определяется не причинами и мотивами, смотрящими всегда назад («откуда и почему?»), а целями и идеалами, смотрящими вперед («куда и для чего?»).

Значимость чего-либо (gelten) означает его ценность (Wert): через понятие «значения» (gelten) немецкая философия пришла к своей теории ценности (Wert), и здесь диамат столкнулся с понятием ценности, ибо всякое действие может быть оцениваемо и постоянно оценивается.

Этого хода мысли мы, конечно, не находим в диамате: он не имеет категории ценности и боится ее, ибо она приводит к совершенно иному мировоззрению: ценное есть должное, обращенное к свободе, есть цель. А материализм есть детерминизм, изгоняющий свободу и выбор цели («отвергающий, — по выражению Ленина, — вздорную побасенку о свободе воли»64*).

С того момента, как сознание начинает оценивать, ставить себе цели и их осуществлять, покидается почва материализма и начинает действовать тезис идеализма: «сознание определяет бытие», дух формирует материю.

Здесь само собой всплывает довольно простое решение, которое действительно как будто присутствует в диамате: нельзя ли сказать, что сначала бытие определяет сознание людей, а затем это сознание, в свою очередь, начинает определять бытие? Нельзя ли сказать, что духовная жизнь (идеи, теории, взгляды) производна от материальной жизни и ею обусловлена, но затем, в свою очередь, производит обратное действие на общественное бытие и на его материальные условия («Диамат», с. 13-15)?

Сказать это не значит решить антиномию, ибо такого «сначала» и «потом» не существует: материальные причины никогда не могут перестать действовать и бытие непрерывно продолжает определять сознание, детерминизм нигде не прекращается; смысл материалистического мировоззрения состоит в том, что бытие всегда определяет сознание, а здесь высказывается, что оно лишь до какого-то момента определяет сознание, а с какого-то момента, напротив, сознание начинает определять бытие.

Это «всегда» и «не всегда» выражает неразрешенную антиномию. Утверждать, что сначала объект определяет субъект, а затем напротив, субъект начинает определять объект — значит выйти из материализма и перейти к совершенно иному миросозерцанию.

Как раз Шеллинг утверждает, что дух генетически возникает из материальной природы, но затем обратно воздействует на материю и на природу, формирует и творит из нее царство свободы и духовной культуры. Такое миросозерцание лежит в основе гегелевской грандиозной системы философии. С материалистическим монизмом оно явно несовместимо, ибо когда «сознание начинает определять бытие», тогда мы вступаем в сферу духовной жизни, которая выражается при помощи совсем иных категорий, нежели категории материальной природы, изучается совсем иными науками («науками о духе») и требует «философии духа», которую так блестяще развил Гегель.

Вдумаемся, что значит это утверждение: «сознание определяет бытие»? В нем заключены совершенно новые категории, а именно категории: сознательно поставленной цели, выбора средств, выбора между различными возможностями, а главное — категория субъекта сознания, личности, субъекта действия и познания. Все эти категории отсутствовали на ступени физико-химического и даже биологического бытия и тщательно изгонялись из наук о природе, из точного естествознания27.

Природа не действует по целям; субъект, действующий по целям, — уже не есть природа. Значит, не все есть природа? Нет, отвечают натурализм и материализм: все есть природа.

Антиномия не решена; по-прежнему стоят рядом тезис и антитезис: «бытие определяет сознание» и «сознание определяет бытие» — в их вечном споре, в их несовместимости и в их непонятном совмещении. Но теперь уже исчерпаны все средства диамата. Его «диалектика» не доросла до этой проблемы. И следовательно, его миросозерцание терпит крушение. Оно может стоять твердо лишь до тех пор, пока держится крепко этой знаменитой формулы: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: