Тема 11. Бытие мира и духа

1. Бытие как смысл существующего.

2. Формирование философского понятия материи.

3. Понятие движения и развития.

4. Пространство и время.

1. Бытие – сложное философское понятие в мировоззренческом и методологическом плане. Эту категорию обсуждали тысячелетиями. В истории философии по-разному освещали бытие материалисты и идеалисты.

Бытие - дорога человека, стратегическая линия истории и человека. Структура бытия: механическая, физическая, теологическая, химическая, духовно-нравственная реальности. Отсюда бытие в широком смысле слова - реально сущее вообще или многогранный универсум. Категорию бытия трактовали и с гносеологической точки зрения.

С гносеологической точки зрения бытие познавалось по-разному. Отсюда можно сделать выводы, как понималось бытие в истории философии. В материалистической философии - в смысле чувственно воспринимаемой материи, фактического существования чего бы то ни было материального, как возникновение и уничтожение материи, становление чего-то. Идеалисты - бытие как логическая категория, человек как комплекс ощущений.

Бытие - предельно широкое понятие, как и философское определение материи; всё то, что существует реально, начиная от материальных вещей до различных форм духовной деятельности. В обыденном языке термины «быть», «существовать» ««находиться в наличности» воспринимаются как синонимы. Но в философии они имеют особые смыслы, не имеющие ничего общего с обыденным их употреблением. Термин «бытие» превращается в главную категорию онтологии, того раздела философии, в котором речь идет об истинно сущем, неизменном и едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория обозначает реальность лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а потому не зависящую ни от человека с его сознанием ни от человечества и существующую объективно.

В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире. Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей. Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира. Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию.

Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Человечество в своей истории всегда стояло и стоит перед выбором: либо признать бытие, нечто истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить «с оглядкой» на него, либо объявить свое собственное существование самодостаточным; автономным не нуждающимся в бытии, как основе и гаранте существования человека и мира. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в своем историческом развитии то как философия бытия, то как философия свободы.

Если философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и неизменного Абсолюта (Бог, Разум и т.д.), то философия свободы убеждала человека в том, что его существование не укоренено в бытии, не нуждается в нём. Философия бытия активно развивалась в Средние века. Идеализм Нового времени все свои симпатии отдал философии свободы.

Тот факт, что проблема бытия то исчезает из поля философского рассмотрения, то вновь появляется, свидетельствует о присущей людям «онтологической потребности», потребности признать, что их существование не есть единственный способ «быть»; что-то может быть, не существуя, т. е. «быть» не означает с необходимостью «быть» материально. Озабоченность «онтологической потребностью проявляется остро в те моменты, когда люди осознают, что фактическое положение дел складывается не в пользу выбранного ими способа жить по своему усмотрению и произволу, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать свою однобокость, ущербность, нечеловекоразмерность, жестокость, непредсказуемость и т.д. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о «смысле жизни» Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает, или вырождается в мелкую и тщетную суету ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о непреходящих и вечных ценностях.

В 20 веке обнажились все последствия безбытийного существования человека, его упоения собственной свободой. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от всяких онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения» он превратился просто в систему различных функций: социальных, психологических и т.д., что он потерял целостность, высший смысл своего существования на земле, построил «само законодательную и само разрушительную цивилизацию (М. Хайдеггер). Протест против такого ущербного существования, идущий из глубины души, и стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих исследований.

Онтология понимается как учение о бытии, о сущем, о его формах, атрибутах и фундаментальных принципах. В 20 веке делается важный поворот к утверждению онтологии как центральной части философии и в частности к анализу человеческого бытия и бытия общества. Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся.

Основные формы бытия: 1. Материальное бытие – существование материального как самостоятельной реальности в виде вещей и явлений природы, окружающего мира

2. Бытие человека – существование индивидуального как самостоятельной реальности в виде жизнедеятельности каждого отдельного человека (реальность и для других людей, и для него самого)

3. Идеальное бытие существование идеального как самостоятельной реальности в форме индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия

4. Социальное бытие это существование социального как самостоятельной реальности в виде всех исторически сложившихся форм жизнедеятельности общества

Некоторые философы выделяют ноуменальное бытие (от слова «ноумен» – вещь сама по себе) - бытие, существующее реально и независимо от сознания, и феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей. Эта достаточно скупая формулировка нацеливает, тем не менее, на осмысление бытия как комплексного, обобщающего понятия. Бытие как реальный процесс жизнедеятельности охватывает все, что имеет характер объективно заданных условий и предпосылок деятельности отдельных людей и поколений; включает в себя все процессы Земли и космоса; все вещи, созданные человеком и человечеством, а также отношения людей, их учреждения и социальные институты

Общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ, и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства. Социо (от лат.) – соединять, объединять, затевать совместный труд. Общественное бытие как материальные отношения людей к природе и друг к другу возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от человеческого сознания.

Общественное бытие – это онтология социальной жизни, при изучении которой необходимо выявить характер закономерностей, объединяющих людей в некое устойчивое образование, в единый и целостный общественный организм. Основу общественного бытия составляет социально-производственная коллективная деятельность общественного индивида. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Практика оказывается центральным пунктом человеческого бытия, из которого могут быть поняты все другие его особенности. В центре практики находится такая субстанция как труд. Все корни человеческого существования, так или иначе концентрируются вокруг формирования, организации, осуществления и последствий труда. Движущей силой развития социального бытия является общественное производство.

К наиболее значимым чертам общественного бытия относится его определенность, единство единичного, особенного и всеобщего, и историчность.Социальное бытие – это процесс общественных изменений, он осуществляется как объективно-всеобщий, однако включает в себя черты специфически особенного. В этом плане общественное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействует с общественным сознанием.

Бытие общества – это объективная общественная реальность, которая первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные материальные условия, сложившиеся в предшествующий период, те или иные общественные отношения. Уровень развития общества и способ производства оказываются факторами, не зависящими от воли и сознания вступающего в жизнь поколения, но во многом определяющими его сознание. Именно поэтому тезис о том, что бытие определяет сознание, отражает истинное положение вещей. Изучение закономерностей и противоречий общественного бытия позволяет понять особенность политических, философских и религиозных воззрений той или иной эпохи. Общественное бытие воздействует на общественное сознание через ряд опосредствующих звеньев: государственный строй, хозяйственные и правовые нормы, политические приоритеты.

Современное понятие субстанции Понятие субстанции служит для обозначения полностью самообусловленного бытия. В категории субстанции зафиксирована идея абсолютного начала, первоосновы, которая для своего обоснования не требует ничего другого. Субстанция самодостаточна. «Причина самое себя (Спиноза). Он писал «Под субстанцией я разумею то, что существует само по себе и существует само через себя, то есть то, представления чего не нуждаются в другой вещи, из которой оно могло образоваться».

С одной стороны субстанция понимается как материя, с другой, – она выступает причиной и «субъектом» всех своих формообразований.

В силу того, что субстанция есть первопричина, всё в себя включающая, она отрицает возможность любого, независимо от нее существующего образования. Будь то Бог, идея, самосознание, душа или экзистенция. Субстанция единственна. Применение понятия субстанция во множественном числе невозможно. Определению понятия субстанция противоречит идея о множественности субстанций, так как при наличии двух или нескольких претендующих на подобный статус образований ни одно из них не является таковым. Самореализация субстанции происходит в атрибутах – всеобщих, неотъемлемых свойствах явлений и модусах – конкретных, частных свойствах предметов.

Итак, субстанция – это то, что определяет самое себя, несотворимо и неуничтожимо;

– что обозначает подлинную, абсолютную, ни от чего независимую первооснову;

– что включает в себя универсальную причинную обусловленность;

– что предполагает единство сущности и существования.

2. Проблема бытия как трансцендентного Абсолюта потеряла свое центральное место в философии Нового времени, уступив первенство проблеме человека и его деятельности. Но вопрос об основании и гарантиях существования мира и человека по-прежнему волновал людей. Их озабоченность «онтологической потребностью» нашла свое выражение в категории материя», с помощью которой обосновывалось в качестве единственно истинно сущего бытие природного мира, чувственно воспринимаемых вещей, существующих вне и независимо от человека, т. е. объективно. Вводится предположение, что материальное, природное не может быть объяснено через идеальное, духовное, трансцендентное. Если в философии до Нового времени идея трансцендентного бытия использовалась для обоснования существования чувственного мира, то теперь этот мир был объявлен автономным и самодостаточным, последним онтологическим основанием, не нуждающимся в своем обосновании. Это нашло выражение в утверждении о вечности и неуничтожимости материи.

В средние века проблема вечности материи обсуждалась довольно широко. Цель такого обсуждения состояла в том, чтобы показать невозможность такого утверждения. Действительно, если материя вечна, то всемогущество Бога, который сотворил все, но материи не творил, неизбежно ограничивается. Если материя была до Творения Бога, то она не Божественного происхождения. Но тогда откуда материя? Средневековые философы отрицали саму возможность вечного существования материи, ибо вечность – это атрибут (неотъемлемое качество) Бога. Только Он пребывает неизменно и вечно. Проблема материи может быть решена только как проблема отношения природы и Бога в плане Творения, считали они.

Материалистическая философия отказывается обсуждать вопрос, откуда материя, постулируя ее вечность и несотворимость. Материя рассматривается как бытие, сопряженное с пространством, которое в свою очередь понимается как математически выразимая протяженность. В итоге материализм 17-18вв. свел материю к «абстрактной чувственности геометра» (К. Маркс).

Понятие материи получило свое дальнейшее развитие в диалектико-материалистической философии. Наиболее известным является определение материи, данное В. И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя не зависимо от них». Согласно этому определению, философия материализма признает существование объективной реальности, т. е. реальности, не зависящей от сознания человека. Но трансцендентное бытие также не зависит от сознания человека. Чтобы отличить себя от классической онтологии, диалектический материализм очерчивает границы объективной реальности: только то, что находится в пределах «нашего поля зрения» (Ф. Энгельс), что является предметом нашего чувственного восприятия, т. е. «отображается нашими ощущениями» (В. И. Ленин), может называться объективной реальностью. О том же, что выходит за указанные границы, – Бог, душа, Абсолют – говорить как об объективной реальности бессмысленно. Единство мира не в Боге, а в материальности мира, т. е. в его объективном существовании. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие, а не какое-то трансцендентное бытие, выступает, согласно материализму, основанием мира и гарантией его существования. В вопросе о существовании здесь дается первое и последнее слово только и исключительно самим конкретно-чувственным вещам. Такая позиция есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.

В последнее время философы указывают на внутреннее противоречие в определении материи В. И. Лениным. Это определение содержит два взаимоисключающих суждения:

1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении.

Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о независимости материи от сознания относится к разряду утверждений, которые невозможно научно доказать.

Уровни и типы материальных систем. Их специфика. Все материальные объекты универсума обладают внутренне упорядоченной, системной организацией. Истоки идеи структурности универсума отнесены к античной философии и в частности к атомистике Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, которая оказывала чрезвычайно стимулирующее воздействие на развитие естествознания. В современной философии она оформилась в научно обоснованную концепцию системной организации материи, в которой выделяют, три структурных уровня:

мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики);

макромир – устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов);

микромир – мир атомов и элементарных частиц, где не применен принцип «состоит из».

Трудно установить точную качественную границу демаркации уровней. Они не всегда фиксируются наукой. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом» (Ленин). Говоря о структурных уровнях материи, называют также субэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический и космический.

Идея структурных уровней материи оценивается очень высоко наряду с идеей причинности и познаваемости. Нельзя, однако, думать, что какой-либо из миров проще, а другой сложнее. Миры не соотносятся как части и целое, они являют собой специфические глубинные измерения универсума.

В качестве наиболее распространенных типов материальных систем выделяют: неорганическую, органическую и социальную. При классификации неорганического типа материальной системы выделяют: элементарные частицы и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические образования. Органика как тип материальной системы имеет несколько уровней своей организации:

доклеточный уровень включает в себя ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты, белки;

клеточный – самостоятельно существующие одноклеточные организмы;

многоклеточный – ткани, органы, функциональные системы (нервная, кровеносная), организмы (растения и животные)

Выделяют также надорганизмический уровень – это популяции – сообщества особей одного вида, которые связаны общим генофондом (стая волков в лесу, стая рыб в озере, муравейник или же кустарник). В рамках биосферы начинает развиваться особый тип материальной системы – человеческое общество. Социальная материальная система также включает в себя особые подструктуры – индивид, семья, группа, коллектив, государство, нация. Как особый вид организации материи общество существует лишь благодаря деятельности людей. Поэтому предельной субстанциональной основой общества является его производственная деятельность, на основе которой общество может удовлетворять свои потребности и воспроизводить себя.

3. Мыслителей всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Еще в античности высказывалось предположение, что это многообразие есть результат активности материи. Но почему материя активна? Ответы на этот вопрос давались разные:

1. Материя сотворена, и Бог первоначально наделил ее активностью.

2. Материя вечна, т.е. не сотворена, но сама по себе она инертна, бездейственна. Бог привнес в нее активность извне. Например, Аристотель учил, что материя приводится в движение первопричиной, которая движет, оставаясь неподвижной. Наличие божественного первотолчка как первопричины движения материи признавал И. Ньютон.

3. Материя вечна, и она активна по своей сущности. На такой позиции стояли мыслители, склоняющиеся к материализму. Так, Цицерон писал, что когда философы не знают причин явлений, они немедленно призывают на помощь Божество, что решительно ничего не объясняет. Большой вклад в разработку проблемы движения материи внесли английские материалисты 18 века.

Но что такое активность? Как ее объяснить, если не обращаться к вмешательству Бога? Многие мыслители отождествляли активность материи с ее одушевленностью. Например, стоики считали, что у материи есть особая тонкая телесная душа; платоники объясняли активность материи наличием у нее нематериальной, нетелесной, духовной души; гилозоисты (греческое: гило- материя, зоо – жизнь) 18 в. утверждали, что частицы материи наделены жизнью и даже некоторого рода мыслью.

Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей (электрических, магнитных, гравитационных и т. д.). Материя без движения – это нечто, лишенное всякой формы, цвета, не тяжелое и не легкое, не гладкое и не шероховатое, не горячее и не холодное, словом, лишенное всяких чувственных качеств, лишенное частей, соразмерности и каких бы то ни было отношений.

Термин «движение» обыденное сознание понимает прежде всего как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и относится к самому простому виду. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая и социальная. Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, самое простое движение, механическое, обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияниями электромагнитных и гравитационных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Что такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение – это изменение вообще. «Моменты движения и изменения оканчиваются и, сменяясь друг другом, образуют время» (Бл. Августин). Со временем же связана проблема разрушения неживого и смерти живого. Изменение, представляющее собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, появление новых качественных состояний, называетсяразвитием. Например, в желуде скрыта возможность стать дубом, и при благоприятных условиях происходит процесс развития желудя в дуб.

Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешеная пляска» элементарных частиц, но при этом не изменяется ни внешний вид, ни место расположения предметов. Мы воспринимаем их как находящихся в покое, хотя на самом деле здесь присутствует особое состояние движения. Если признать существование абсолютного покоя, то тогда открывается возможность для обоснования религиозных взглядов, что движение привнесено в материю извне Богом.

Итак, с точки зрения материалистической философии, движение – способ существования материи. Нельзя мыслить материю без движения. Но нельзя мыслить и движение без материи, ибо в противном случае, движение превращается в нематериальную силу и причину. А это ведет к идеализму и религии. Признав движение материи единственным источником бесконечного многообразия природных вещей и явлений, материализм сталкивается с большими трудностями, когда ставится вопрос о происхождении человека и его сознания, происхождении духовного вообще.

4. Вопрос об отношении времени и пространства к материи (т.е. является ли время и пространство реальными, или это абстракции, существующие только в сознании), прежде всего интересует философию. Существуют различные взгляды на вопрос зависимости времени и пространства от материи. Так, философы-идеалисты рассматривают время и пространство как формы чувственного созерцания (Кант), то как формы индивидуального сознания (Беpкли), то как категорию абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства, которые являются атрибутами материи, т.е. её неотъемлемым, существенным свойством. В том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физике. Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной вселенной. Главный вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном времени и пространстве.

Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем; время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и движением; единство пpеpывного и непрерывного в их структуре; зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени. Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся: протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента; связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел; относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это тpехмеpность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

К всеобщим свойствам времени относятся: объективность, неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и пpеpывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметpично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пpостpанственно-вpеменными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство». Материя вечна, несотвоpима и неуничтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: