А что, если смысл истории заключается совсем не в этом? Что, если развитие производства совсем не составляет конечной цели и категорического императива для человечества? Что, если среди массы товаров, прикованный к машинам, подчиненный огромному аппарату, управляющему производством, человек почувствует себя несчастным, лишенным смысла жизни? Счастливое самочувствие человека есть, прежде всего, самочувствие свободы. Самое страшное лишение есть лишение свободы.
И всякому ясно, что индустриализм и коммунизм со своей плановостью, со своим аппаратом, со своей строгой рационализацией грозит уничтожить самочувствие свободы. Это давно было высказано, до всякого осуществления социализма (например, Достоевским в его «шигалевщине»); но никто не ожидал, что в реальном опыте коммунизма это подтвердится в таких чудовищных формах. В капиталистическом индустриализме еще оставалось кое-что от свободы либерального государства, но все же тяжелое чувство зависимости было основным чувством рабочего, и главное, у него не было надежды от него освободиться. Надпись Дантова ада:
Входящие сюда —
Оставьте всякую надежду!
Lashiate ogni speranza
voi qu'intrate!
могла, по словам Маркса, красоваться на всяком фабричном здании62*. Здесь есть большая доля преувеличения. Но если эта надпись может где-либо на земле получить полный смысл и значение, то это, без сомнения, на фронтоне индустриального коммунизма.
Ценность личной свободы до такой степени очевидна, а вместе с тем ее исчезновение в коммунизме тоже настолько несомненно43, что Маркс принужден был придумать идеал «отмирания государства» и обещать в бесконечно далеком времени анархический идеал свободы.
Помимо сомнения в том, что тирания является единственно верным путем к свободе, необходимо еще продумать следующий вопрос: если современный рабочий не желает приносить свободу в жертву современному капиталисту, то почему современный «трудящийся» должен приносить свою свободу в жертву бесконечно далекому, несуществующему, неизвестному и, быть может, вовсе не стоящему этих жертв грядущему поколению? Во имя какого материального «интереса» может марксизм призывать трудящиеся массы «унавозить почву для грядущих поколений»44? Идеал свободы до такой степени очевиден для человека, что Гегель кладет его в основу исторической оценки эпох и народов: «история есть прогресс в сознании свободы»63'. И если даже этот прогресс не гарантирован в своей непрерывности, все же вопрос о прогрессе или регрессе данной культуры решается именно оценкой организации свободы, наличием свободного самосознания, самоопределения и самочувствия у данного народа и его членов (у «всех» и у «каждого»).
Можно сказать и так: «состояние духа» определяет физиономию и народа, и эпохи и выражается в ее чертах. Но «состояние духа» определяется свободой познания, свободой действия, свободой творчества. «Дух» есть свобода и творчество.






