А сейчас давай внимательно изучим предмет нашего раз-
говора. Большинство определений слова ≪страх≫ туманны
и весьма зловещи. И нас это обычно вполне устраивает
из-за того, что страх ассоциируется с сильными чувствами.
Он подобен темному многогранному самоцвету. Когда
мы разглядываем его под разными углами, то видим от-
ражения целого ряда различных чувств. Чуть поверни этот
камень, и увидишь отблеск гнева, еще пару градусов —и вот
она, вспышка вины. Все эти отражения более или менее
болезненны. Чтобы ослабить боль, мы применяем анесте-
тик бездумной жизни —автомыслие. Это шарлатанский
бальзам иллюзии, лишь усугубляющий заболевание, а не
исцеляющий от него.
Если в тот или иной момент мы обретаем покой и начи-
наем обращать внимание на происходящее вокруг, то обна-
руживаем внутри более или менее сильный эмоциональный
дискомфорт. Он и до этого тихо и упорно работал где-то на
заднем плане сознания. Но мы привыкли к нему, как к жуж-
жанию холодильника. А иногда мы отчетливо ощущаем его
|
|
на переднем плане сознания с момента пробуждения и до
погружения в сон. Большинство людей переходят от одной
из этих крайностей к другой.
Есть люди, которые не осознают дискомфорта, потому
что решили игнорировать его. Они очень заняты и сосредо-
точены на делах. Некоторые осознают, что они трудоголики,
и гордятся этим. А другие притупляют неотступный страх
алкоголем, наркотиками, сексом или потаканием другим
привычкам.
Тени повседневной деятельности почти полностью за-
тмевают фон страха, но рано или поздно он прорывается
на поверхность гневом, виной, скукой, беспокойством и т. д.
А еще есть чувства удовольствия и счастья —они приходят
к нам неохотно и никогда не задерживаются достаточно
долго, чтобы мы могли почувствовать себя по-настоящему
безмятежно. Удовольствие и счастье —как мы убедимся —ar суть коварные уловки эго, призванные убедить нас, что мы
делаем успехи и продвигаемся вперед. Вопрос в том, куда
именно вперед? И когда мы достигнем цели?
Независимо от того, кто ты, где находишься и какова твоя
жизненная ситуация, ты можешь выйти за пределы удо-
вольствий и счастья, чтобы жить безмятежно и радостно.
И выход находится не во внешнем мире, а в твоем уме. Он и
твоем сознании здесь и сейчас.
Чувства и эйфо-чувства*
Чем гнев, гордыня, беспокойство, грусть и другие чувства
отличаются от таких эйфо-чувств, как безмятежность, ра-
дость и блаженство? Говоря просто, возникновение чувств
обусловлено какими-то причинами, а эйфо-чувства —нет.
Если ты злишься, то злишься не просто так. Например,
ты можешь злиться оттого, что твоя жена выдавливай
|
|
пасту из тюбика, начиная сверху. Ты можешь грустить
потому, что потерял близкого человека. Ты можешь бес-
покоиться из-за того, что тебе нечем заплатить за квартиру.
Все это —чувства (независимо от того, осознаны они или
не осознаны).
Эйфо-чувства (от слова ≪эйфория≫) не обусловлены.
У них нет причины —она им не нужна. Они просто есть.
Например, безмятежность не зависит от места и времени.
Ты ощущаешь покой всегда, когда практикуешь внутри-
мыслие, независимо от того, что ты думаешь и делаешь
параллельно с этим. Ты можешь даже прийти к выводу, что
это чувство было с тобой всегда, просто ты не обращал на
него внимания. Безмятежность —естественное состояние
бытия, когда ты не находишься в плену у обусловленных
чувств.
Обусловленные чувства суть порождения ума, и они
привязаны ко времени. Они служат потребностям эго в
* Эйфо-чувства (в оригинале —Eu-feelings) —термин, созданный Фрэнком
Кинслоу.
стремлении разделять и властвовать. У каждого обу-
словленного чувства есть противоположность: например,
счастья —печаль, у любви —одиночество. И они всегда
проецируются с прошльш или будущим. У эйфо-чувств
нет противоположностей. Они приходят из-за пределов
ума. Они являются проявлением нашей истинной природы.
Они - отражения Я-осознания в уме.
Другие эйфо-чувства —это покой, радость, блажен-
ство (или необусловленная любовь), экстаз и восторг от
единства со всем сущим. Хотя эйфо-чувства составляют
совсем другую категорию, они могут порождать в сознании
и обусловленные чувства. Взять, например, чистую радость,
ожидающую тебя в опыте ≪Я Есть≫ за пределами ума. Когда
ты ощутишь чистую радость, она может пробудить в твоем
уме чувства удовольствия и счастья. В данном случае мы
имеем такое обусловленное чувство, как ≪счастье≫, которо-
му нужна какая-то причина, чтобы быть. Такой причиной
и является эйфо-чувство радости. Такие обусловленные
чувства, как гнев и страсть, тоже могут порождать другие
обусловленные чувства. Однако они никогда не порождают
эйфо-чувства.
А вот это уже важный момент, и на нем следует остано-
вимся подробнее. Нужно различать чувства, порожденные
умом для удовлетворения потребности эго в противо-
стоянии, и эйфо-чувства, поддерживающие вселенскую
гармонию и мир. Если мы не научимся различать их, то так
и останемся привязанными к вертящемуся колесу эмоцио-
нальной неуравновешенности, которая уже привела наш
мир на порог уничтожения.
Стоит осознать эту проблему —и решить ее не состав-
ляет труда. Достаточно просто обрести опыт вселенской
гармонии безмятежности, радости и необусловленной люб-
ви —и исцеление придет спонтанно, изнутри.