Сравнительно недавно —годах, полагаю, в шестидеся-
тых —я смотрел фильм ≪Фантастический вояж≫, снятый
по сценарию Айзека Азимова. Это дивный полет фантазии,
направленный вглубь человеческого тела. Субмарину вместе
с экипажем уменьшили до микроскопических размеров
и ввели в кровеносную систему человека, страдающего
от неоперабельного тромба в мозгу. Задача миниатюрной
субмарины и ее экипажа состоит в том, чтобы проникнуть
по кровеносным сосудам в мозг и устранить смертельно
опасный тромб. Причем время у команды ограничено,
поскольку процесс возвращения к нормальному размеру
должен начаться сам собой по истечении определенного
времени и никому не хочется, чтобы это произошло, когда
субмарина будет все еще находиться внутри пациента За-
дачка не из простых.
Не стану пересказывать сюжет, чтобы не портить удо-
вольствие людям, которые захотят прочесть книгу или
откопают старый фильм, но отмечу, что Азимов очень
тонко использовал наш естественный интерес к процессам,
происходящим внутри человеческого тела. Субмарина с
экипажем —весьма изобретательный образ, помогающий
направить наше внимание внутрь тела. Я с замиранием
сердца следил, как экипаж путешествует по артериальным
трассам, воочию наблюдая величие живого организма.
Человеческое тело способно вызывать колоссальное вос-
хищение. Восхищение может оказаться настолько сильным,
что перерастет в одержимость. Одержимость телом может
принимать много различных форм, например тщеславие и
нарциссизм или навязчивый страх перед болезнью и старо-
стью. Любая одержимость питает я и угнетает Я.
Когда ты отождествляешь себя с телом, ты больше стра-
даешь и быстрее стареешь. Ты воспринимаешь старение
как своего рода пожизненный травмирующий опыт, вместо
того чтобы видеть в нем естественное проявление Ис-
тинного Я —созревание. Когда твое тело получает травму,
ты относишься к этому так, будто травма нанесена лично
тебе, —изменяется твое самовосприятие. Когда отождест-
вляешь себя с собственным телом, ты, например, можешь
воспринимать царапину на пальце как повод разозлиться
или получить сочувствие от окружающих. Перелом пальца
служит ≪основанием≫ на большее сочувствие или большую
злость —в зависимости от обстоятельств. А уж ампутация
пальца обеспечивает тебе ≪право≫ на пожизненное сочув-
ствие и основания до конца дней своих злиться на мир за
несправедливо причиненный тебе вред.
Многие духовные учения объявляют тело врагом чело-
века. В нем видят омерзительное препятствие к духовному
росту. Некоторые учения даже поощряют нанесение телу
увечий, чтобы освободить ум от привязанности к плоти. Но
отрицание тела —это не более чем негативная привязан-
ность. Не имеет значения, имеешь ли ты привязанность или
отвращение к телу —ни то, ни другое не приближает тебя к
неизменному и несравненному Истинному Я.
Тело может стать для тебя тюрьмой —бетонным карце-
ром. Или же стать ≪ветром в твоих парусах≫. Тело, как и ум,
является дивным проявлением Истинного Я. Оно —неза-
пертые врата в безмятежность. Давай внимательнее при-
смотримся к твоему телу —совершим свой собственный
фантастический вояж.