Введение. В соответствии с требованиями стандартов высшего профессионального образования, студенты, обучающиеся по специальностям 040101 «социальная работа» и 040104

В соответствии с требованиями стандартов высшего профессионального образования, студенты, обучающиеся по специальностям 040101 «Социальная работа» и 040104 «Организация работы с молодежью», и укрупненной группе специальностей «Социальные науки» по направлениям подготовки бакалавров 040700 «Организация работы с молодежью» и 040400 «Социальная работа», должны владеть профессиональными компетенциями, предполагающими сформированность социально-технологических, исследовательских, организационно-управленческих, социально-проективных умений и навыков.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью» (квалификация «бакалавр») к основным профессиональным компетенциям бакалавра относятся:

профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью);

проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности);

управленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодёжи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики);

инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ; владение педагогическими приёмами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодёжи).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация «бакалавр») к основным профессиональным компетенциям бакалавра относятся:

социально-технологическими:

быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан;

быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;

быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;

быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах;

быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни;

быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента;

быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»;

быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения;

быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации;

быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней;

быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;

исследовательскими:

быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия;

быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья;

быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;

быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;

быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия;

организационно-управленческими:

владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;

быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия;

быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи;

быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;

быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения;

быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи;

быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения;

быть способным разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности;

социально-проектными:

быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;

быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы;

быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи;

быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг);

быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.

Процесс профессионализации специалистов социальной сферы и переход на многоуровневую подготовку бакалавров и магистров в настоящее время является актуальной научно-практической проблемой, требующей непрерывной разработки ее теоретических и технологических основ. Существенное место в этом процессе занимают вопросы практического обучения студентов, сориентированного на приобретение необходимых профессиональных умений и навыков. Одним из средств формирования последних является анализ и решение практико-ориентированных задач.

В научно-методической литературе эти задачи имеют разные названия: проблемные, проблемно-ориентированные, ситуационные, психолого-педагогические или педагогические. Выбор названия определяется зачастую мнением автора или профессиональной сферой подготовки студентов. Однако смысл их использования остается практически один и тот же: формирование умения решать проблемные ситуации, возникающие в практической деятельности будущего специалиста. Целью данного учебно-методического пособия не является анализ отличий используемых названий, поэтому мы будем далее использовать их как синонимичные.

Проблемно-ориентированные задачи - действенное средство не только активизации познавательной деятельности студентов, развития их мыслительных и творческих способностей, они также способствуют формированию умений и навыков, соответствующих требованиям профессиональной деятельности, более глубокому осознанному освоению теоретических знаний по выбранной специальности.

Большое значение имеет также то, что решение проблемно-ориентированных задач и ситуаций ориентирует студента на самостоятельную работу, более глубокое изучение научной, законодательной, методической литературы, способствует формированию профессионального интереса, готовности работать по выбранной специальности.

Следует отметить, что анализ и решение ситуационных задач, свойственных практической работе специалистов социальной и молодежной сферы, уменьшает риски адаптационного периода при вступлении на профессиональное поприще.

Также решение проблемно-ориентированных задач требует использования знаний, полученных в результате изучения различных дисциплин, что способствует внедрению принципа системности и комплексности, междисциплинарности в обучении.

***

Практическая значимость использования проблемно-ориентированных и ситуационных задач давно осознана и доказана учеными и практиками. Однако опыт их применения при подготовке специалистов социальной и молодежной сферы еще недостаточен. Так в современной научно-методической литературе, посвященной вопросам профессионального образования специалистов социальной работы, не так много изданий, посвященных данной проблематике. Можно назвать следующие: Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М.: Наука, 1994; Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000; Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. – Ростов – на - Дону: «Феникс», 2001; Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008; Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. – 2-е изд. – М.: Издательская корпорация «Дашков К», 2007; и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из указанных работ.

Практикум социального работника А.А. Козлова и Т.Б. Ивановой в большей степени ориентирован на освоение технологии индивидуального консультирования клиентов, имеющих психосоциальные проблемы. В частности, авторы предлагают использовать следующую схему при консультировании и решении проблем клиента:

1 этап – выявление проблем клиента и неиспользованных им возможностей;

2 этап – оказание помощи клиенту в определении целей, способных изменить его жизнь, ответ на вопрос «Чего же вы хотите в действительности?»;

3 этап – оказание помощи клиенту в определении стратегии и создании планов радикального изменения ситуации, ответ на вопрос «Что же нужно сделать для того, чтобы достичь желаемого?».

Есть и еще один этап, который авторы не выделяют как отдельный, но отмечают его особую необходимость – побуждение клиента к активным действиям, направленным на разрешение его проблем, преодоление трудностей, т.е. собственно говоря, реализация плана действия и контроль за успешностью его реализации.

Несмотря на все достоинства подхода, предложенного авторами, в нем есть один существенный, на наш взгляд, недостаток: используя предложенную схему индивидуального консультирования, студент не сможет освоить в целом умение решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения, а затем оказывать помощь в решении реальных, возникающих в действительности проблем клиента. В этом случае студент действует в первую очередь как психолог, а не как специалист по социальной работе. Не отрабатываются также и другие технологии социальной работы.

Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. в своем пособии «Социально-педагогические задачи» попытались избежать прецендентного подхода и сделали акцент на отработке общей технологии их решения. Несмотря на достаточно интересный подход к анализу социально-педагогических задач, на наш взгляд, имеется ряд сложностей при его использовании: 1) излишне детализированный алгоритм решения задачи, 2) усложненный подход к классификации задач моделей проблемных ситуаций, 3) задачи сложных моделей проблемных ситуаций не решаются с помощью предложенного алгоритма.

В своем практико-ориентированном учебном пособии «Введение в социальную работу» С.В. Тетерский предлагает следующие активные формы обучения: упражнения, практические задания, ситуации, психологические тренинги, деловые игры и др. Автор справедливо считает, что профессиональное становление возможно через соответствующие виды деятельности: чтение, осмысление, обсуждение, наблюдение, моделирование, решение проблемных ситуаций и пр. Поэтому каждое занятие по социальной работе начинается с теоретического изложения материала, а заканчивается выполнением практических заданий.

С.В. Тетерский избегает алгоритмизированного подхода к представленным учебным задачам. Ситуации, которые автор предлагает для решения, включают в себя описание практического случая и вопросы, на которые должен ответить обучающийся.

Достоинством предлагаемых практических заданий является их реалистичность, правдоподобность, частота возникновения в практике социальной работы. Кроме того, в ряде задач автор просит указать нормативно-правовые документы, регламентирующие решение той или иной практической ситуации, что помогает формировать правовую компетентность будущих специалистов. Предложенный автором подход достаточно прост, но, на наш взгляд, не позволяет системно формировать у обучающихся очень важные для будущих специалистов прогностические, проективные, аналитические и другие умения.

В сборнике задач и упражнений по социальной работе А.Г. Гуслякова, В. А. Кувшинникова, А. К. Синцова расположили материал по основным направлениям (объектам) социальной работы: семья, инвалиды, беженцы, группы риска и др. Авторы предлагают использовать различные формы контроля и проверки знаний студентов: тесты, понятийные диктанты, деловые игры, упражнения, учебные задания, вопросы для обсуждения, моделирование, решение ситуационных задач с выбором предложенных вариантов ответов, решение ситуационных задач в соответствии с поставленными вопросами.

Структура ситуационных задач представлена следующим образом:

1) условие задачи (рассказ-описание ситуации)

2) вопросы, ориентированные на решение задачи.

Предлагаемые учебные задачи содержат основные сведения, позволяющие выявить и сформулировать социальную проблему. Вопросы, на которые предлагается ответить обучающимся, позволяют сформировать практические навыки по решению отдельных социальных проблем.

Однако, на наш взгляд, некоторые вопросы по условиям ситуационных задач звучат абстрактно и не поддаются алгоритмизации профессиональной деятельности социальных работников. Например, «26 февраля 1992 г. в Москве был открыт Реабилитационный центр для подростков и взрослых инвалидов с последствиями детских церебральных параличей. Сегодня медицина и общество делают шаг навстречу безнадежным. Работа постепенно налаживается. Однако принято решение изменить статус центра, в соответствии с которым центр не будет иметь возможности развивать социальную и трудовую реабилитацию. Кроме того, создана комиссия по подготовке положения по приватизации лечебных учреждений». ВОПРОСЫ: «В чем должна заключаться роль социальных работников по поддержке реабилитационного Центра для инвалидов? Какие пункты должны входить, на Ваш взгляд, в законодательство по защите, поддержке и реабилитации инвалидов?» и др.[1]

В некоторых случаях вместо решения конкретной ситуации студентам предлагается ответить на общие вопросы. Например, «Я согласен на любую посильную для меня работу, я инвалид второй группы с детства. Мне нет еще и 20 лет. Передвигаюсь с помощью костылей. Получаю небольшую пенсию. Заканчиваю заочно юридический факультет МГУ. Согласен на любой посильный труд». ВОПРОСЫ: Какие Вы знаете общественные и государственные организации, занимающиеся трудоустройством инвалидов? Какие, на Ваш взгляд, существуют общие принципы включения инвалидов в трудовую деятельность? Назовите постановления и указы, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся трудоустройства инвалидов? В чем заключаются, в первую очередь, действия социального работника при решении проблем этих людей?[2]

Подводя итоги вышеизложенного, можно отметить, что на данный момент в практике обучения студентов используются различные подходы к построению, подбору и использованию учебных задач.

***

Особенностью представленного сборника ситуационных задач по социальной работе является то, что он включает в себя различные учебные задачи, решение которых предполагается осуществлять в строгом соответствии с определенным алгоритмом.

В каждой задаче дано описание проблемной ситуации, особенностей поведения действующих лиц, имеющегося противоречия, требующего осознания до уровня проблемы, построения и реализации и на этой основе решения учебной задачи.

Представленные ситуации – это жизненные истории, с которыми специалист социальной сферы сталкивается в своей работе. Одни ситуации встречаются часто, они позволяют в процессе их решения студентам быстро научаться видеть проблему, формулировать цели и задачи деятельности, определять объекты и субъекты, методы и формы деятельности. Решение таких задач позволяет сформировать навыки практической работы, добиться автоматизма при решении задач. Другие ситуации – встречаются редко, являются внештатными, сложными, практически неповторимыми, требующими длительного времени для своего разрешения, а иногда вообще неразрешимые. Такие ситуации также приводятся в сборнике, поскольку знакомство с ними дает возможность студентам психологически подготовиться к сложностям практической деятельности, к возможным форсмажорным ситуациям, рискам.

Представленные проблемно-ориентированные задачи можно классифицировать по различным основаниям:

по месту возникновения и протекания (на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);

по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);

по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);

по участникам;

по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

по содержанию: нормативно-правовые, социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, производственно-технические и пр.

А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионова[3] в своей работе предлагают классифицировать задачи по степени их сложности: задачи элементарных моделей проблемных ситуаций, задачи простых моделей проблемных ситуаций, задачи усложненных моделей проблемных ситуаций, задачи сложных моделей проблемных ситуаций.

В предлагаемом далее сборнике ситуационные задачи по социальной работе расположены в соответствии с основными объектами профессиональной деятельности (семья, дети, молодежь, инвалиды, пожилые и др.), т.к. это дает возможность более простого использования и подбора задач в соответствии с содержанием изучаемых курсов. Уровень сложности задачи повышается постепенно, способствуя отработке умений алгоритмизации профессиональной деятельности, навыков решения проблем, возникающих у определенных групп клиентов.

Кроме того, предложенный нами подход позволяет избежать основных трудностей, связанных с освоением профессиональных умений и навыков, таких как: 1) принятие решения при анализе проблемной ситуации на основе эмоций и чувств, субъективном восприятии ситуации, на интуиции; 2) отказ от прецендентного (по сути ситуативного) подхода к решению проблемно-ориентированных задач, а также от шаблонного привычного способа действия.

В сборник включены различные типы проблемно-ориентированных задач, что позволяет осуществить более широкую подготовку студентов к практической деятельности, устранить типичные трудности, возникающие при решении задач. Например, такие как: сформулировать проблему, требующую решения; кратко, целенаправленно, последовательно и аргументировано изложить ответ на вопрос задачи; четко обосновать решение задачи; указать нормативно-правовые документы, используемые для решения проблемной ситуации; определить последовательность действия специалистов в той или иной ситуации; определить внешние ресурсы решения проблемы и др.

***

В представленном пособии для решения проблемно-ориентированных задач предлагается использовать следующий алгоритм решения:

1. Краткая характеристика исходной ситуации:

· объект, внутренние ресурсы клиента;

· предмет деятельности специалиста по социальной работе;

· субъекты решения ситуации;

· внешние ресурсы разрешения ситуации.

2. Модельное представление ситуации и формулирование цели работы с клиентом.

Модельное представление ситуации предполагает создание мысленного или условного образа социальной ситуации, объекта, процесса или явления, воспроизводящего в символической форме их основные типические черты, на основе которого может быть сделан ряд предположений.

Цель — предполагаемый результат деятельности специалиста по социальной работе в данной конкретной ситуации.

3. Составление списка законодательных и нормативно-правовых документов, которые определяют организацию и осуществление процесса помощи клиенту, ответственность лиц и учреждений за состояние здоровья и жизни клиента, оказание ему социальной помощи.

4. Планирование действий в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами, основными направлениями деятельности и функциями учреждений социальной сферы. Используемые методы и формы деятельности специалиста по социальной работе.

Решение ситуационной задачи оценивается, исходя из следующих критериев:

1. умение выделить и кратко сформулировать проблему, предложенную в ситуации;

2. умение выделять объект, предмет деятельности социального работника в конкретной ситуации;

3. умение определять субъекты решения проблемной ситуации;

4. умение выделять внутренние и внешние ресурсы решения проблемной ситуации, представленной в задаче;

5. умение создавать модель ситуации, формулировать цель работы с клиентом;

6. умение использовать знания нормативно-правовых и законодательных документов при решении ситуационных задач;

7. умение определять методы и формы деятельности специалиста по социальной работе, адекватные целям решения ситуации.

***

Проблемно-ориентированные задачи можно использовать в различных формах обучения: в лекциях, на семинарских и практических занятиях, при составлении технологических карт, в самостоятельной работе в виде домашних заданий по курсу, на зачетах и экзаменах.

Более рациональному использованию представленных проблемно-ориентированных задач и усвоению учебного материала будет способствовать соблюдение следующих методических рекомендаций:

1. Задачи предлагать студентам только после изучения (на лекции или практическом занятии) соответствующей темы.

2. Решение проблемно-ориентированной задачи должно позиционироваться преподавателем как показатель усвоения определенного раздела материала, в ряде случаев как условие доступа к изучения следующего раздела темы (при дистанционном обучении), как условие допуска к зачету, как форму промежуточного контроля.

3. Студент должен знать, что в случае возникновения сложности в решении задачи он может обратиться за консультацией к преподавателю или определенному учебнику. Необходимо мотивировать студента на изучение дополнительного материала, прочтение дополнительной и методической литературы по проблеме задачи.

4. В пособии нет ответов на все задачи, что невозможно в связи с постоянно изменяющейся нормативно-правовой базой и реформированием системы здравоохранения, образования, социальной сферы, системы социальных институтов (это одна из специфических особенностей современной социальной работы не только в Российской Федерации, но и во всем мире). Поэтому решение задачи в зависимости от социально-исторического и временного периода будет все время различным.

В тоже время знание результатов проделанной работы является важным условием для формирования умений и навыков профессиональной деятельности, будущей профессиональной успешности, для исправления допущенных ошибок, для длительной мотивации студентов на выполнение учебных заданий и стремления к положительному результату и пр. Поэтому необходимо, чтобы ответы студентов обсуждались на том же занятии, на котором решались эти задачи.

5. При первичном использовании решения проблемно-ориентированных задач в учебном процессе рекомендуется разрешать студентам пользоваться учебными пособиями, нормативно-правовой и законодательной литературой. Впоследствии решение задач можно усложнить, предлагая студентам самостоятельно находить ответ, не обращаясь к подобной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: