Метод ситуационного анализа (case method study)

Суть: обучаемый, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими членами группы.

Метод ситуационного анализа является интерактивным и имеет пять основных характеристик:

  • используются фактические организационные проблемы;
  • возможно участие максимального количество людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнения различных взглядов и принятии решений;
  • степень зависимости обучаемых друг от друга минимальна;
  • у каждого участника есть право на правильные и неправильные ответы;
  • обучаемые проходят через все этапы сценария процесса обучения.

В большинстве случаев при использовании метода кейсов участникам обучения представляют краткую запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной или воображаемой ситуации. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариантность обучения.

Наблюдается внутреннее единство кейса как конкретного случая, иллюстрирующего общую закономерность, и самой сути работы, когда часто приходиться принимать решения в условиях недостаточной определенности ситуации, действовать «по обстановке».

  • Метод анализа кейсов, казусов (от лат. casus – запутанный или необычный случай) – это деловая игра в миниатюре, т.к. он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал представляется в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

Цель и специфика использования:

Технология для краткосрочного обучения. Метод кейсов наиболее приемлем для обучения в малых группах (или в больших, но с разделением на малые). Он дает наибольшую эффективность в программах, ориентированных на развитие аналитических способностей. Это тренинги разрешения проблем (problem-solving), принятия решений (decision-making), ведения переговоров и взаимодействия с персоналом. Другие области применения – менеджмент, работа с клиентами, продажи и администрирование, политика, медицина, подготовка специалистов, работающих в экстремальных условиях.

Используется для:

1) диагностики проблемы

2) диагностики одной или нескольких проблем и выработки методов их разрешения

3) оценки предпринятых действий по решению проблемы и их последствий.

Развивает следующие навыки: частично навык освоения знаний, НО преимущественно навык формирования новых психологических качеств и умений (сбор информации, анализ информации, прогнозирование).

Рекомендации по использованию кейс-технологий:

1) кейс должен соответствовать целям обучения

2) кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событии искусственно создаваемая ситуация, где часть реального материала компилируется с какой-либо типовой проблемой)

3) задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения

4) кейсы могут различаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы

5) материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

ВАЖНО: В приложении представлены таблица классификации кейсов, а также таблица преимуществ и недостатков кейс -технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: