А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

В.В.Егоров

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОММЕНТАРИИ

М.: Изд-во Ин-та повыш. квалиф. работн. телевидения и радиовещания ФСТР, 1995.

Предлагаемый читателю словарь является третьим изданием, переработанным и дополненным в связи с появлением нового законодательства о телерадиокомпаниях, других нормативных актов о функционировании телевидения в центре и на местах.

Государственное регулирование телевидения в новых общественных условиях рождается на глазах. Появляются и новые понятия, такие, как общественное телевидение, комиссии по лицензированию вещания и многое, многое другое.

Поэтому в обстановке обвала старых и устаревающих терминов и рождения принципиально новых явлений в жизни телекомпаний и в тележурналистике важно вовремя сориентироваться, разобраться, выработать (при всем плюрализме мнений) общие подходы и понятия, чтобы улучшить качество и художественный уровень нашего вещания. Опытные практики смогут сверить свои представления о телевидении с тем, как видят его природу и особенности коллеги. Овладение специальностью тележурналиста начинается со знакомства с ее основными понятиями, которое и ведет к взаимопониманию профессионалов. Помочь в этом профессионалам телевидения и телезрителям – главная задача терминологического словаря, держащего новый экзамен перед взыскательной аудиторией.

Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1995.

ЕГОРОВ ВИЛЕН (ВИЛИОНАР) ВАСИЛЬЕВИЧ

Профессор, доктор исторических наук. В течение многих лет работал главным редактором Учебного телевидения (Москва). Заслуженный работник культуры РФ. В настоящее время - ректор Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Академик Международной академии информатизации. Автор многочисленных работ, посвященных медиаобразованию на материале телевидения.

Библиография (книги В.В.Егорова):

Телевидение и зритель. М, 1977.

Теория и практика сов.телевидения. М., 1980.

Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. М., 1986.

Основные понятия телевидения. М., 1992.

Контакты в кино-теле-видео-аудиобизнесе. М., 1993 (совм. с А.А.Комаровым, В.А.Перфильевым).

Терминологический словарь телевидения. М., 1995.

Телевидение и власть. Ч. 1,2. М., 1996.

Большая культура и малый экран. М., 1998.

Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

Очерки по истории российского телевидения/Гл.ред. В.В.Егоров. М., 1999.

Телевидение. Страницы истории. М.: Аспект-пресс, 2004.

На пути к информационному обществу. М., 2006.

СОДЕРЖАНИЕ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

Абонент телевидения – потребитель, пользующийся услугами телекомпаний по договору на определенный срок.

Автор на телевидении – создатель телепередачи, фильма, другого произведения, которое является результатом коллективного труда, плодом синтетического телевизионного искусства. Поэтому на телевидении могут быть автор сценария, автор текста, автор музыки, режиссер-постановщик одной передачи. У них могут быть соавторы – режиссеры, операторы, художники.

Авторского права объекты:

· литературные, сценарные, драматические, музыкально-драматические произведения;

· хореографические и музыкальные (с текстом и без текста) произведения, пантомимы;

· произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, дизайн, графика и др.);

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;

· фотографические произведения;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

· производные произведения – переводы, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки.

Не являются объектами авторского права:

ü официальные документы (законы, тексты административного и судебного характера) и их официальные переводы;

ü государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки);

ü произведения народного творчества.

Авторского права субъекты. Закон относит к авторам:

Ø режиссера-постановщика;

Ø сценариста;

Ø композитора.

Авторское вознаграждение – определяется в виде процента от дохода за соответствующий вид использования произведения в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. С авторами необнародованных произведений на телевидении, как правило, заключают договоры с зафиксированной суммой вознаграждения. В договорах на использование обнародованных произведений (повторное использование) авторское вознаграждение определяется в процентном отношении к определенной фиксированной сумме. Минимальные ставки авторского вознаграждения подлежат индексации одновременно с индексацией минимальных размеров зарплаты.

Авторство на телевидении. Оно регулируется действующим с 3 августа 1993 года Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который создает юридические основы отношений, возникающих при использовании на телевидении произведений литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Актуальность телепередачи – созвучие темы передачи социальным ожиданиям, злободневным интересам телезрителей. В отличие от оперативности актуальность передачи может и не содержать в себе признаки новизны, непосредственной связи информации с текущими событиями, отражать не только нынешние факты, процессы, явления, но и прошлые, и будущие.

Акустика передачи – звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе согласования акустической перспективы с масштабом изображения. Крупный план, например, требует близко расположенного звука, съемка общего плана – более отдаленного.

Акционерное общество в области телевидения – телекомпания, уставной капитал которой образуется от продажи акций, ценных бумаг, выпущенных этой компанией для получения определенного дохода из прибылей акционерного общества, главным образом, за счет подготовленных телепередач. Оно действует на основе устава, договоров, которые утверждаются общим собранием.

В акционерном обществе открытого типа акции может приобрести любое заинтересованное физическое или юридическое лицо, в акционерном обществе закрытого типа – лишь круг лиц, определенных уставом.

Альтернативное телевидение – телевизионные организации, созданные в соответствии с Законом о средствах массовой информации, действующие вне рамок государственных телесетей на своей собственной технической базе подготовки и распространения программ или на условиях аренды ее у государственных телекомпаний. К нему можно отнести, например, кабельное, коммерческое телевидение, теленовости информационных агентств.

Анкетирование аудитории – метод изучения числа телезрителей и их реакции на те или иные передачи. В телекомпаниях используют анкеты и дневники в тех случаях, когда требуются не только количественные измерения аудитории, но и оценка ею отдельных передач или программ в целом. Анкетные (и телефонные) опросы дополняют и «перепроверяют» электронные замеры. Наряду с прикладными методами, выясняющими размер аудитории, распределение ее внимания в течение дня, социодемографические характеристики, распространены качественные исследования телеаудитории. Цель таких исследований – выяснить роль телевидения в жизни общества, его художественную ценность, влияние на формирование мнений и вкусов аудитории. Как правило, подобные фундаментальные работы с помощью, в частности анкетирования, проводятся на базе университетов, институтов, различных фондов и ассоциаций по заказу вещательных служб.

Аннулирование лицензии на вещание. Согласно Закону, лицензия на вещание аннулируется решением комиссии по телерадиовещанию только по следующим основаниям:

а) если она была получена обманным путем;

б) если систематически нарушались лицензионные условия Законов Российской Федерации «О средствах массовой информации» и «Об авторском праве и смежных правах»;

в) если комиссией по телерадиовещанию установлен факт скрытой уступки лицензии на вещание;

г) если держатель лицензии в пределах срока ее действия в течение шести и более месяцев не осуществляет телерадиовещание;

д) если нарушены ограничения числа каналов распространения для одного держателя лицензии;

е) если имела место уступка лицензии лицам, которые в соответствии с настоящим Законом не вправе подавать заявления на получение лицензии;

ж) по заявлению держателя лицензии;

з) если телерадиовещание представляет угрозу здоровью людей, что подтверждено независимыми специалистами в области медицины, либо создает помехи для иных радиопередающих или радиоприемных устройств.

Ассистент телережиссера – вместе с режиссером работает на телевизионном пульте, организует работу телеоператора, киномеханика, звукорежиссера, диктора. Для профессии ассистента режиссера требуются быстрая реакция, высокая концентрация внимания, автоматизм действий, интуиция.

Аудиовизуальное произведение – состоит из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначено для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические работы и произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.) независимо от способа их первоначальной или последующий фиксации. Изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за его изготовление, имя (или наименование) которого обозначено на этом произведении.

Аудиовизуальное средство распространения сообщений – сочетает изображение, звук и речь. Его информация рассчитана на одновременное восприятие слухом и зрением.

АУДИТОРИЯ телевидения – общее количество зрителей, имеющих возможность смотреть программы телевидения. Различают реальную и потенциальную аудиторию конкретной передачи, программы и телевидения в целом. Потенциальная аудитория – это число людей, имеющих техническую возможность (благодаря наличию телевизоров и передающей сети в данной местности) смотреть передачи, реальная – число телезрителей, практически реализующих эту возможность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: