Критерии обучаемости (показатели)

Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

План

1. Понятие обучаемости.

2. Критерии обучаемости (показатели).

1. Понятие обучаемости.

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (педагогов), являясь активным субъектом образовательного процесса. Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными, познавательными и деятельностными особенностями, т.е. особенностями задатков (индивидуально–типологических предпосылок), способностей, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т.д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем учебной деятельности, отношением к ней, обучаемостью.

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой – либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как динамичность, т.е. скорость образования временной связи (В.Д. Небылицын). Обучаемость в широком смысле этого слова может трактоваться как «…потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Один из ведущих отечественных исследователей обучаемости З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «…совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности». Под продуктивностью понимается прежде всего качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Обучаемость соотносится с понятием обученность (А.К. Маркова) как той совокупностью всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущего обучения.

Критерии обучаемости (показатели).

Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления), переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного с материала. Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления, способность к самообучению, работоспособность и выносливость. Существенны показатели обучаемости по А.К. Марковой: в качестве которых выступают: активность ориентировки в новых условиях; инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям; настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечении, препятствий; восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Обучаемость объекта учебной деятельности влияет на стиль этой деятельности. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» - «негативный».

Обучаемость – это динамичная характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать либо ослабевать. Тем не менее, четко выделяются группы учащихся с различной степенью обучаемости: от высокой, к средней, до заниженной и низкой.

Проблемы школьной успеваемости.

План

1. Типичные причины школьной неуспеваемости.

2. Пути коррекционной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: