Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

В ст. 1 Конституции РФ содержится характеристика Российской Федерации как правового государства. Важнейшая сторона такой характеристики раскрывается в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Одним из главных признаков правового государства является выраженное в статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ исключительных случаях, отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (ст. 55, 56 и др.).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с «общественными», которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.

Статья 2 Конституции вводит в действие высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом стран Западной

Европы, США и других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России. Этот мировой опыт обобщен рядом международно‑правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных для нее: Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы 1950 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и многие другие.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод является каждый человек, находящийся на территории Российской Федерации (т. е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («…имеет право» и т. п.) или словом «никто» («…не должен подвергаться») (ст. 19–30, 34, 35, 37, 39–51, 53, 54 и др.). В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это (ст. 31–33, 59–62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 63).

Конституция РФ 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т. е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения. Как сказано в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т. е. они не могут быть приобретены (даже у государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях – с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Это не означает, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата соответствующих налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба и др.). Одни права и свободы иногда могут вступать в некоторое противоречие с другими правами и свободами (например, правом собственности, личными свободами). Это противоречие общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными принципами. Они могут и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое соответствует их социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям.

Соотношение понятие «право» и «свобода» характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации. Иногда между этими понятиями проводится различие. «Правом» называют юридическую возможность требовать чего‑то от властей и других лиц, а «свободой» – возможность действовать без государственного вмешательства. Нередко «свободами» считают только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

В иерархии конституционных предписаний приоритет прав и свобод над обязанностями очевиден. Об этом говорит глава 2 Конституции. В ней об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста данной главы есть несколько статей об этих обязанностях. Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании – законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях любого человека, т. е. «каждого», например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду (ст. 58), а также об обязанностях гражданина, например по защите Отечества (ст. 59). Эти и другие обязанности, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным их носителям.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 18, входящая в состав главы 2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. ст. 33, 45–47, 59, 60, 82, ч. 1 п. «е» ст. 114, ст. 125 и др.).

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой, – Уполномоченный по правам человека.

Тем не менее, остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность, систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ, Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Парламентская ассамблея СЕ в сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации осуществляет меры рекомендательного и контрольного характера, касающиеся совершенствования политических, правовых, социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны и защиты прав человека в России.

Часть 1 ст. 17 Конституции РФ [24] признает и гарантирует права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Признавая принятые международным сообществом права и свободы человека, Российская Федерация одновременно обязуется со своей стороны не допускать их нарушения, создавать условия для их реализации и гарантировать их осуществление (ст. 45 Конституции РФ).

С учетом положения ч. 1 ст. 55 Конституции признание и гарантии распространяются не только на права и свободы, закрепленные в Конституции, но и на права и свободы, которые в ней не отражены или могут возникнуть в будущем. Так, в Конституции не закреплено право на достаточный жизненный уровень, которое предусмотрено в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Исключительную важность для применения ст. 17 Конституции РФ, регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина имеет ст. 56 Конституции. Она закрепляет гарантии защиты конституционных прав и свобод человека от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти, устанавливает для законодателя пределы допустимых ограничений некоторых прав и свобод человека и гражданина, создает для судов правовую базу, позволяющую разрешать коллизии между нормативными актами, а также вопросы соответствия их Конституции. В дополнение к этому ч. 3 указанной статьи содержит перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению.

Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении России. Это значит, что субъекты Федерации осуществлять законодательное регулирование конституционных прав и свобод не могут; в их совместном с Федерацией ведении находится лишь защита прав и свобод человека (п. «б» ст. 72 Конституции).

Основные права, т. е. возможность осуществлять свои конституционные и другие правомочия, неотчуждаемы, т. е. отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, «другие» права, например, право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т. п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.

Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Это принципиальное положение касается происхождения основных прав. Человек имеет основные права от рождения, а не получает от государства.

Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), обязывает органы публичной власти и их должностных лиц предоставлять гражданам информацию, в том числе затрагивающую их права и свободы (ч. 4, 5 ст. 29, ч. 3 ст. 40, 42 и др.), и предусматривает систему мер государственной, судебной и иной защиты прав и свобод человека и гражданина. Нарушенные права человека и гражданина подлежат восстановлению законными действиями лица, которому они принадлежат, или конкретных органов государственной власти или местного самоуправления.

Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например, право на объединение – запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т. п. (ч. 5 ст. 13 и др.). Конституция в ст. 56 и 88 предусматривает возможность в условиях чрезвычайного положения, вводимого Президентом РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, в пределах предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3‑ФКЗ «О чрезвычайном положении» [5]; но ч. 3 ст. 56 запрещает даже при чрезвычайном положении ограничивать права и свободы, предусмотренные рядом статей Конституции.

Ряд ограничений прав и свобод человека и гражданина предусмотрен Федеральными законами «Об органах Федеральной службы безопасности», «О внутренних войсках МВД», «О милиции», «Об оперативно‑розыскной деятельности», «О борьбе с терроризмом» и др.

Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед культурным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов. Прежде всего нужно противодействовать разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других, обуздывая проявления эгоизма, своеволия, анархии, обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

В решении этих задач важную роль играет соблюдение принципа формального равенства людей перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места проживания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п. (ст. 19). Отсутствие привилегий в пользовании правами и свободами – одно из важнейших положений Конституции.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, – от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т. д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, 45, 46, 52, 53 и др.).

Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав и свобод граждан. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Право граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ) одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений. Конституция Российской Федерации и Закон 1995 г. «Об общественных объединениях» закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации. Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку «каждый имеет право на объединение» – это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий конституционными правами и обязанностями, имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих законных интересов. Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов.

Вместе с тем, Конституция устанавливает нормы об условиях образования общественных объединений и предъявляемых к ним требованиях. В ч. 1 ст. 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ в регистрации дается в письменной форме, может быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Законодательством устанавливается ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», судьи не должны принадлежать к политическим партиям и движениям. В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» (вред. 1995 г. с изм.), в ст. 4 предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон «О милиции» ст. 20). В соответствии Закону РФ «Об обороне», в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (ст. 9 Закона «О статусе военнослужащих»).

В соответствии с политическими целями, общественные объединения оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации, шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указу Президента «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах.

Международно‑правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права. Это право закреплено в ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий «право на жизнь», «свобода», «равенство и недопущение дискриминации», «справедливость», «солидарность», «социальная ответственность», «эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира».

2. Какие Международные нормативные акты составляют Билль о правах человека?

3. Чем отличаются институциональные и конвенциональные контрольные механизмы ООН по правам человека?

4. Укажите различие в правах человека и в правах гражданина Российской Федерации.

5. Чем, в соответствии с Конституцией РФ, для России являются международные договоры?

6. Как с учетом положений Конституции признаются и гарантируются права и свободы, которые в ней не отражены или могут возникнуть в будущем?

7. Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации или ее субъектов.

8. Какими нормативными актами предусматриваются ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина?

9. Как реализуется право на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих в соответствии с законодательством?

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // РГ. 1998. 10 декабря.

2. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866‑1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

3. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. /// ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

5. Конституция Российской Федерации 1993 г. // РГ. 1993. 25 декабря.

6. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1‑ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. М., 1996.

8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. /// ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 1831.

9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.

10. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. М., 1996.

11. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. № 524 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» // ВВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1216.

12. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82‑ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

13. Холоспюва Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: