double arrow

Гарантии и осуществление прав граждан на образование

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает особое положение. Впервые это право было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и получило свое дальнейшее развитие в ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Статья 43 Конституции Российской Федерации законодательно сконструирована на положениях этих документов[43].

Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Федеральном законе от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» (с изм. ) провозгласило область образования приоритетной.

Положения, закрепленные в ст. 43 Конституции и в Законе Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ, в полной мере отвечают международным стандартам в сфере образования.

В указанном законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Названный закон закрепил также следующие принципы государственной политики в области образования:

• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;




• единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно‑общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

14 декабря 1960 г. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования , в частности: закрытие для какого‑либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого‑либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких‑либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое‑либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.



Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ, гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Однако российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в сфере образования. Ее существование обусловлено разными возможностями получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны, неодинаковым качеством получаемого образования вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях и в сельских районах, различиями в уровнях материально‑технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей, преподавателей и некоторыми другими факторами.

Немаловажным в условиях многонационального Российской государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, представляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политик в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 декабря 1991 г. «О языках народов РСФСР». Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.






Сейчас читают про: