double arrow

Материальной гарантией получения каждым гражданином Российской Федерации образования выступает государственное и (или) муниципальное финансирование образования.


В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах, финансируется их обучение за рубежом.

В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование:

• общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

• бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Эти гарантии взаимообусловлены: возможность бесплатного обучения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий наше государство превзошло уровень требований, изложенных в п. «а» ст. 4 Конвенции от14 декабря1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным. Из содержания же рассматриваемой конституционной нормы следует, что все указанные в ней виды образования, если его получают в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, являются бесплатными. При этом, однако, следует учесть, что виды образования , перечисленные в ч. 2 ст. 43 Конституции, граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50 Закона от 13 января 1996 г. ).




Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, а иногда и необходимой коррекции нарушений в развитии ребенка в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Им государство гарантирует практически полную финансовую и материальную поддержку и обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения (ч. 2 и 3 ст. 18 Закона от 13 января 1996 г. ). Достаточно сказать, что за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях родители платят не более 20 % затрат на содержание ребенка в конкретном учреждении. Некоторые категории родителей освобождены от платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Например, лица, имеющие детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, детей больных туберкулезом.

Государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

• детский сад;

• детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно‑эстетического, физического и др. );

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;



• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно‑гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

• центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ :

• начальное общее;

• основное общее;

• среднее (полное) общее образование. Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона от 13 января 1996 г.

Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образованиеможно получить в профессионально‑технических и иных училищах, учебно‑производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т. п. Среднее профессиональное образованиеможет быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности . Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно‑воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 420.

Разнообразие видов образования и возможность получения его в различных формах – очной, очно‑заочной (вечерней), заочной и др. – также указывают на общедоступность образования в нашей стране.

Положения, закрепленные вч. 3 ст. 43 Конституции РФ, реализуются в значительной мере также через Закон РФ от 13 января 1996 г.

В ч. 3 ст. 5 этого закона установлено, что государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня граждан получает впервые. Многие вопросы, касающиеся получения высшего образования, разрешены в актах Правительства Российской Федерации, например, в Постановлении Правительства от 28 апреля 1994 г. № 407 «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» и Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».

В соответствии с Типовым положением, высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования . Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законом от 13 января 1996 г. другими законодательными актами Российской Федерации, этим Положением и своим уставом.

В ст. 13 Закона от 13 января 1996 г. приводятся реквизиты устава образовательного учреждения. Кроме государственных и муниципальных образовательных учреждений в Российской Федерации могут создаваться в организационно‑правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, негосударственные образовательные учреждения.

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, подготовительные отделения, научно‑исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведений могут быть предприятия, учреждения и организации.

Высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов. Структурное подразделение высшего учебного заведения не является юридическим лицом. Его статус и функции определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом.

Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям поступающих. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и (или) ступени, если иное не предусмотрено законодательством России. Образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника со студентом: очная форма, очно‑заочная (вечерняя) форма, заочная форма, экстернат. Допускается сочетание этих форм, в том числе соединение обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования представляют собой совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории России. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.

Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.

Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

В Законе от 13 января 1996 г. определяется компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (ст. 28–31).

Высшее учебное заведение в соответствии с российским законодательством и своим уставом вправе осуществлять сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов соответствующего уровня образования с оплатой стоимости обучения, оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, по договорам с юридическими и (или) физическими лицами . Такое разрешение дано Правительством в названном Постановлении от 28 апреля 1994 г. и в Типовом положении от 5 апреля 2001 г. № 264.

Указанные виды деятельности не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Стоимость обучения и размер оплаты за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливаются ректором высшего учебного заведения с учетом утвержденной сметы расходов.

Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т. д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного высшего образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности.

Обязательность получения каждым основного общего образования относится к конституционным обязанностям граждан в сфере образования . В соответствии с Законом РФ от 13 января 1996 г. под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца на уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2, 4 ст. 27).

Требование об обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено учеником ранее. Этот возраст может быть увеличен для подростков с общественно опасным поведением и для подростков с отклонениями в развитии. Названным законом установлен также предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения – 18 лет.

Учитывая роль образования в формировании личности и его значимость для общества, в Конституции использован особый прием правового регулирования: обязанность гражданина получить основное общее образование как бы удваивается обязанностью родителей или лиц, их заменяющих, принять все необходимые меры, чтобы дети получили такое образование. Одновременно такое удвоение означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образованиия названного уровня. Выполнение родителями (лицами, их заменяющими) предусмотренной в данной конституционной норме обязанности неразрывно связано с их правами. Так, они имеют право до получения детьми основного общего образования выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением (ст. 52). Родители, лица, их заменяющие, несут ответственность за воспитание обучающихся детей и получение ими основного общего образования.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально‑региональный компоненты. Государственный образовательный стандарт (далее – стандарт) состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов определяется Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако важно отметить, что стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в 10 лет также на основе конкурса, который объявляется Правительством РФ.

Для обучающихся с отклонениями в развитии государством устанавливаются специальные стандарты. Главное социальное предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7)[44].

Конкретизируют стандарты в России образовательные программы. Именно они определяют содержание образования определенных уровней и направленности. В образовательном процессе в настоящее время используются общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Программы первого вида направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Что касается профессиональных образовательных программ, то они направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Оба типа образовательных программ естественно конкретизируются применительно к виду получаемого образования.

Согласно ст. 8 Закона от 13 января 1996 г. система образования в России представляет собой совокупность:

• взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно‑правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Действующая в стране система образования поддерживает различные формы образования, в том числе получение образования в негосударственных образовательных организациях, создаваемых в организационно‑правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций (частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций, объединений).

Государство поощряет также получение образования в форме семейного образования и самообразования с прохождением аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа, а также получение дополнительного образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, школах искусств, домах детского творчества и т. д.

Проведенный в 2001 г. анализ реального положения дел в сфере образования позволил сделать рабочей группе президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформирования образования вывод о том, что воспитание и психологическая поддержка личности в образовательных учреждениях отстают от диктуемых временем требований. В этой оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит сегодня основная коллизия российского образования, которую призвана разрешить модернизация образования.

Неэффективно содержание общего образования – крайне устаревшее и перегруженное, наукообразное и нефункциональное, оторванное от реальных потребностей жизни. По официальному признанию Министерства образования, чтобы изучить все, что требует школьные программы, учащимся необходимо 167 ч в неделю, тогда как в неделе всего 168 ч; министерство также констатирует, что более половины школьников не усваивают свыше 60 % программного материала по математике, физике, химии, биологии. При этом последний системный пересмотр содержания школьного образования предпринимался почти сорок лет назад, в середине 1960‑х годов.

Неэффективно профессиональное образование, не согласованное ни с реальными и перспективными потребностями страны в кадрах, ни с современными требованиями к их квалификации, в результате чего выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней в значительной своей части (до 60 %) оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда.

Неэффективно управление образованием, предельно бюрократизированное, неспособное реализовать как внесистемные, так и внутрисистемные факторы и ресурсы развития образования. Отсутствует прогноз в подготовке кадров и соотнесение его с потребностями рынка труда, отсутствуют социально‑экономические и качественные показатели работы отрасли, отсутствует текущий мониторинг образования.

Таким образом, центральной задачей в преобразовании системы образования становится обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: