double arrow

Пути совершенствования политики занятости

Тенденция развития экономики России показывает фактическое снижение занятости, в том числе и за счет уменьшения численности работников в секторе самозанятости. Это привело к сужению источников дохода семей и снижению потребления. Уровень безработицы выше 10 % и тенденции к ее дальнейшему росту могут привести к нарастанию социальной нестабильности в обществе и превратить безработицу в одну из наиболее значимых причин социальных потрясений. Без снижения численности безработных, работающих «бедных», занятых не полный рабочий день и работающих в финансово неблагополучных предприятиях и организациях, без улучшения в сфере занятости, не может быть преодолено обнищание населения, а стало быть, и экономический кризис.

Преодоление деформации социальной структуры в большой степени зависит от нормализации ситуации в сфере занятости и совершенствования оплаты труда наемных работников, от успешности развития национальной промышленности, малого предпринимательства и самозанятости. Отсюда важнейшим приоритетом государственном социальной политики становится активное содействие обеспечению эффективной занятости вместе с преодолением неоправданно заниженной цены труда.

Только подъем отечественной промышленности, активизация процессов отраслевой реструктуризации и реформирование экономики могут оказать влияние на изменение состояния занятости населения.

Правительство направляет основное внимание на:




• сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий;

• нейтрализацию социальных последствий безработицы за счет расширения занятости в негосударственном секторе и создания для него благоприятных условий для привлечения инвестиций на нужды этого сектора;

• содействие предпринимательству и развитию самодеятельности населения;

• обеспечение экономической безопасности граждан, наемных работников и предпринимателей;

• обеспечение функционирования рынка труда и капитала;

• совершенствование механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России;

• обеспечение использования корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости;

• ориентацию государственной финансово‑кредитной и налоговой политики на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля;



• обеспечение формирования законодательной и институциональной базы взаимодействия труда и капитала под контролем государства.

«В перспективе главным принципом функционирования рынков труда и капитала должно стать главенство государственных интересов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения. Речь идет о повышении минимальных социальных стандартов потребления материальных и духовных благ и услуг в области образования, и охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией РФ. Данные мероприятия должны реализовываться достаточно интенсивно, поскольку медленная перестройка структуры занятости потребует серьезной поддержки предприятий и даже целых отраслей. Это является существенной нагрузкой на бюджет, и может привести к непредсказуемости процесса реформ. Возрастание численности экономически неактивного населения тоже увеличивает затраты работающих на содержание иждивенцев, и снижает стимулы к эффективному развитию и реформированию экономики.

Основные направления государственного регулирования рынка труда:

• стимулирования занятости и увеличения числа рабочих мест;

• направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

• содействия найму рабочей силы;

• социального страхования.

В области социального страхования и социальной защиты населения Правительство РФ должно проводить работу в направлении:

о повышения адресности и эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды; о разработки единых принципов и критериев предоставления различных социальных выплат и льгот; о сохранение порядка государственной адресной поддерж – ки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Контрольные вопросы

1. Что входит в понятие «социальная политика государства в сфере занятости»?

2. Укажите конституционную норму, запрещающую принудительный труд.

3. Перечислите закрепленные конвенцией МОТ формы труда, применение которых свидетельствует о существовании в обществе принудительного или обязательного труда. Какие формы труда не являются принудительными?

4. Расскажите о нормативном содержании конституционного права на труд.

5. В каких нормах Трудового кодекса РФ раскрыто понятие принудительного труда и предусмотрены соответствующие ограничения?

6. Дайте определение индивидуального и коллективного трудового спора.

7. Кто не имеет право на проведение забастовки?

8. Дайте нормативное определение незаконной забастовки.

9. Приведите нормативный перечень граждан, которые считаются занятыми.

10. Дайте нормативное определение занятости.

11. Укажите главные задачи службы занятости.

12. Перечислите основные направления государственной политики в области занятости.

Литература

1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: Опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д. э. н., проф. А. В. Сидоровича. М., 1998.

2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // РГ от 10 декабря 1998 г.

3. Конституция Российской Федерации 1993 г. //РГ, 25 декабря 1993 г.

4. Левашов В. И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2000.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 1831.

6. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (в ред. от 5 ноября 1999) // СЗ РФ. 1997, № 17. Ст. 2009.

7. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева, М., 1996.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

9. Трудовое право России: Учебник // Под ред. А. С. Пашкова. СПб., 1993.

10. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» (с изм. ) // СЗ РФ. 1996 г. № 17. Ст. 1915.

11. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181‑ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» / СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702.






Сейчас читают про: