Сущность и структура современных миграционных процессов

Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказанию помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой. Миграционная политика – это совокупность социально‑политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно‑правовых и социально‑экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Исходя из понимания того, что целью миграционной политики является содействие такому движению масс, чтобы количество трудовых ресурсов соответствовало количеству рабочих мест, необходимо анализировать взаимосвязь этих явлений, трансформацию одного в другое для выработки концепции реальной миграционной политики.

Миграция населения – одна из важнейших проблем современного мирового развития. Это не только простое механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально‑экономической, общественно‑политической, религиозно‑духовной жизни целых стран и народов.

Ведущими международно‑правовыми нормами, регулирующими процессы и потоки миграции, являются конвенции ООН, МОТ, других специализированных органов ООН. Прежде всего, это уже упоминавшаяся Конвенция ООН «О статусе беженцев». МОТ с момента своего создания (1919) приняла восемь конвенций и восемь рекомендаций, призванных оказать прямое и опосредованное (через национальные организации) воздействие на решение проблем мигрантов, их социальную защиту, охрану здоровья, улучшение образования мигрантов и их семей. Следует особо отметить Резолюцию ООН от 18 декабря 1990 г. и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся‑мигрантов и членов их семей, ряд конвенций и рекомендаций МОТ, принятых в 1919, 1935, 1949, 1955, 1976 гг., Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящегося‑мигранта, принятую в 1977 г. инструктивные материалы МОТ, Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции (MOM).

Проблемы миграции и миграционной политики получили отражение в законодательных актах Верховного Совета СССР, РСФСР, а после распада СССР – законодательных актах правительств новых независимых государств на его территории. Для решения миграционных проблем в РФ большое значение имеет опыт формирования миграционной политики, исходящей из конкретной миграционной ситуации. Особое внимание уделяется соблюдению международных договоренностей по этим проблемам, роли специализированных учреждений ООН и международных объединений, специально занимающихся выработкой регулятивных механизмов в этой области. Главы государств, входящих в СНГ, приняли ряд принципиально важных документов, призванных регулировать миграционные потоки между их странами.

В частности, 24 сентября 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Представители СНГ провели большую исследовательскую работу, на основе которой выпустили аналитический сборник официальных нормативно‑правовых документов стран Содружества и информационно‑справочных материалов о состоянии миграционных процессов на территории бывшего СССР. Проблема беженцев и мигрантов в странах СНГ была рассмотрена на специальной международной встрече в апреле 1996 г. (Женева), на которой с большой озабоченностью было отмечено, что на территории бывшего СССР в 1996 г. насчитывалось б млн мигрантов, в том числе 2,5 млн беженцев. Это самые крупные миграционные потоки в наши дни.

В регулировании миграционных потоков на постсоветском пространстве важную роль играет межправительственное соглашение «О сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией», которое было подписано в Москве б марта 1998 г. представителями Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины и Таджикистана и вступило в силу для России 12 июля 2000 г.

С Грузией, Туркменистаном и Узбекистаном, которые не подписали указанное соглашение, предполагается подписать двусторонние соглашения.

Сложная миграционная ситуация предопределила постоянное внимание к миграционным проблемам со стороны руководства РФ. В феврале 1993 г. были приняты Законы «Обеженцах» и «О вынужденных переселенцах». Позднее, с учетом сложившихся реалий была проведена значительная работа по совершенствованию нормативно‑правовой базы по вопросам миграции и социальной работы с мигрантами. Так, в декабре 1995 г. был принят Закон «О вынужденных переселенцах» в новой редакции, а 28 июня 1997 г. – Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О беженцах"».

Правовые нормы упомянутых законов с учетом международных стандартов конкретизированы и углублены в ряде правительственных документов, и прежде всего, в федеральной миграционной программе РФ, которая была утверждена 3 августа 1996 г. Это позволило создать в стране правовую основу для регулирования потоков миграции, что особенно важно, если учесть, что только в течение 1991–1999 гг. в Россию уже приехали 8 млн человек.

Реальное положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено рядом обстоятельств: во‑первых, их численность оказалась чрезмерной для успешной социальной реабилитации, адаптации, а затем и интеграции; во‑вторых, рост миграционных потоков предопределен обострением кризисных явлений в экономике и политике, препятствующим принятию решений в области миграции.

Поэтому проблема адаптации беженцев и переселенцев в новых местах их проживания является в социальном и психологическом отношении очень сложной. Успех ее решения зависит от степени оптимальности сочетания многих объективных и субъективных факторов. Среди всей совокупности социальных условий, определяющих успешность решения проблемы адаптации и интеграции мигрантов в новых местах их проживания, важным является создание обстановки для нормальных взаимоотношений мигрантов с местным населением.

В России национальные антипатии проявляются слабее, чем в других государствах СНГ. В силу этого многие нерусские беженцы стремятся найти место жительства в России. Скорее всего, националистические проявления обусловлены озлобленностью, вызванной резким ухудшением экономического положения и предопределяющей отрицательное отношение к мигрантам. Во всяком случае, принимать эту реакцию в расчет необходимо, чтобы не создавать дополнительный очаг межэтнической и политической напряженности.

Возникающие конфликты мигрантов с местным населением объявляются отчасти невыполнением Законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и неудовлетворительной работой местных властей, обязанных решать вопросы обустройства беженцев и переселенцев. Нередко конфликты провоцируются и противоправным поведением самих беженцев и переселенцев: самовольный захват земли, нарушение правопорядка, антисоциальное поведение в быту и т. д.

Основными слагаемыми современной миграционной ситуации в России стали:

1. Нестабильность ряда новых независимых государств, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и межгосударственные конфликты, бытовой национализм и нетерпимость, возрастающие межэтническая разобщенность, стимулирующие массовый приток вынужденных мигрантов в Россию. Несмотря на сокращение в последние годы масштабов вынужденной миграции в Россию, решение вызванных ею проблем обречено быть растянутым на многие годы.

2. Продолжающаяся иммиграция в Россию русских и представителей других коренных народов Российской Федерации, составившая в последние годы несколько миллионов человек.

3. Эмиграция в страны старого зарубежья на постоянное место жительства, носящая в значительной степени этнический характер.

4. Иммиграция в Россию выходцев из стран третьего мира в нестабильной общественно‑политической обстановкой, возникшая в последние годы в связи с «прозрачностью» российских границ со странами СНГ, отсутствием законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан в России, и носящая преимущественно незаконный характер. Значительное число иммигрантов рассматривают Россию как трамплин для движения на Запад, но часть из них ориентирована на длительное проживание в стране.

5. Интеграция России в международный рынок труда сопровождается развитием процессов внешней трудовой миграции, составной частью которой является привлечение в Россию иностранной рабочей силы и направление российских граждан на работу за границу. Наиболее острой проблемой внешней трудовой миграции является проблема нелегального импорта рабочей силы, прежде всего – из государств – членов СНГ. В связи с этим в ближайшей перспективе задачи предупреждения и пресечения нелегальной трудовой миграции, а также контроля за соблюдением прав трудящихся мигрантов останутся в ряду наиболее актуальных.

6. Массовые миграции по социально‑экономическим мотивам из государств Закавказья, Украины и других стран постсоветского пространства в связи с резким ухудшением в них социально‑экономической ситуации, формирование «новых диаспор» из представителей титульных национальностей этих государств.

7. Произошедшая в последние годы смена генерального направления миграционных потоков, выразившаяся в выезде населения из регионов Севера и Востока страны, до этого многие десятилетия притягивающих переселенцев из других частей России и бывшего СССР. Сокращается население практически повсеместно в регионах, наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Особую тревогу вызывает тот факт, что среди выезжающих основную массу составляют социально активные лица трудоспособных возрастов, что в целом не соответствует задаче оптимизации состава населения северных регионов: ухудшается его демографическая структура, разрушается уникальный трудовой потенциал.

8. Сокращение населения стратегически важных приграничных территорий на востоке страны, что усиливает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Восточной Азии, прежде всего с Китаем. Массовое переселение в приграничные районы китайцев при отсутствии адекватной государственной политики способно в перспективе привести к ослаблению, а то и к утрате власти государства в восточных регионах.

9. Концентрация мигрантов в центральных регионах европейской части страны, Поволжье, на Северном Кавказе, в южных областях Урала и Западной Сибири, т. е. достаточно густонаселенных обжитых регионах с благоприятными природно‑климатическими условиями либо относительно высоким уровнем социально‑экономического развития.

В ряде регионов России массовый приток мигрантов, в т. ч. некоренных российских национальностей, приводит к обострению жилищной проблемы, росту цен на жилье и продукты питания, перегрузке социально‑культурной инфраструктуры, в первую очередь общеобразовательных школ. Это порождает социальную напряженность, быстро приобретающую националистическую окраску. В отдельных регионах России нарастает напряжение между местным населением и мигрантами, особенно принадлежащим к определенным этническим общностям, происходит ухудшение морально‑психологического климата, складывающегося вокруг мигрантов, растет бытовой национализм в отношении отдельных этнических групп мигрантов не всегда пресекаемый властями.

10. Возникновение и сохранение на территории России очагов вынужденной миграции (Чеченская Республика, район осетино‑ингушского конфликта), связанные с ними потоки перемещенных лиц и нестабильность обстановки в других регионах – Дагестане, Кабардино‑Балкарии. Исход из северо‑кавказских республик русского населения ведет к этническому, экономическому и в перспективе – национально‑территориальному их обособлению, создает угрозу территориальной целостности Российской Федерации и обострению общественно‑политической обстановки на юге России.

11. Проблема возвращения ранее репрессированных народов на месте своего прежнего проживания, усугубившаяся вследствие законодательно продекларированного восстановления исторической справедливости без оценки политических и экономических последствий и неразработанности механизмов разрешения возникающих территориальных споров.

12. Проблемы миграции населения, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями (экологическая миграция). Авария на ЧАЭС, менее масштабные техногенные катастрофы, природные катаклизмы – землетрясение на Курильских островах в 1994 г., на Сахалине в 1995 г. вызвали экстренную миграцию многих тысяч людей.

Решение проблем миграции во многом связано с вопросами социально‑экономического развития, стабилизации политической обстановки России и субъектах Федерации, политического урегулирования имевших место вооруженных этнополитических и региональных конфликтов на постсоветском пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: