Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме

ТЕМА 10. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме

Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса

Факторы и пути повышения эффективности предпринимательства в сфере сервиса и туризма

Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме

Экономические основы туристской деятельности выражаются преимущественно в конкретном эффекте. Термин “эффект” означа­ет впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечат­ление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться.

Один вид эффекта может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономический эффект, можно увеличить социальный. Если на первое место поставить экономический эффект и не уде­лять внимания организационному, то все информационные процес­сы могут замедлиться и это отразится на самом экономическом эффекте.

Эффективность туристской организации в общем виде опреде­ляют как отношение результатов ее деятельности к затратам, на­правленным на их качественное достижение. Эффективность отра­жает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все турист­ские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эф­фекта.

Проблема повышения эффективности турбизнеса состоит в уве­личении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и ре­зультатов для отбора и реализации подлинно эффективных реше­ний на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.

Данный подход предопределил создание классификации эффек­тивности. Ниже представлены наиболее традиционные признаки и виды эффективности.

Большинство туристских организаций при оценке эффективно­сти своего бизнеса пользуются признаком, отражающим содержа­ние того или иного элемента эффективности. Данный признак, по­зволяя комплексно оценивать эффективность бизнеса, достаточно прост в использовании и обладает высокой степенью достоверности.

По содержанию элементов эффективность подразделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и полити­ческую.

Организационная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения организационных целей за меньшее время и (или) с меньшими затратами, нежели предполагалось. Организационные цели реализуют потребности сотрудников в оптимальной организа­ции труда, позволяющей производить услуги надлежащего качества.

Экономическая эффективность туристского бизнеса предполагает конкретизацию понятий “экономическая эффективность” и “эко­номический эффект”. Экономический эффект — абсолютная вели­чина, обозначающая результат туристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затра­тами. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результа­ты. Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами. Соиз­мерение эффекта и затрат на его достижение является основой эко­номической эффективности. Таким образом, экономическая эф­фективность — это относительная величина, получаемая в результа­те соотношения одной абсолютной величины (эффекта) с другой абсолютной величиной (затратами).

Социальная эффективность туристского бизнеса — это факт дос­тижения поставленных социальных целей за меньшее время и (или) с меньшими финансовыми затратами, нежели предполагалось. Со­циальные цели реализуют потребности сотрудников туристской организации в информации, знаниях, творческом труде, самовыраже­нии, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность туристского бизнеса означает достижение определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланиро­ванных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами, нежели планировалось.

Правовая эффективность туристского бизнеса оценивается сте­пенью достижения правовых целей организации и персонала за бо­лее короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами, чем предполагалось. Правовые цели реа­лизуют потребности сотрудников в безопасности и порядке.

Экологическая и этическая эффективность туристского бизнеса возможна тогда, когда экологические и этические цели организации и персонала достигаются за сокращенное по сравнению с плани­руемым время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические и этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения людьми в отношении окружающей среды и между собой и находят свое выражение в корпоративной культуре.

В зависимости от пользователей различают внутреннюю и внешнюю экономическую эффективность туристского бизнеса. Внутренняя эффективность предполагает оценку эффективности бизнеса с позиции туристской организации и определяется систе­мой показателей, которые будут представлены ниже. Внешняя эф­фективность учитывает уровень удовлетворенности результатами деятельности туристской организации со стороны внешних пользо­вателей (государства, инвесторов, потребителей) и может оцени­ваться различными показателями. Так, эффективность бизнеса для государства в первую очередь определяется размером налоговых поступлений в бюджет. Необходимо отметить важность сбалансиро­ванности внутренней и внешней эффективности в контексте кон­курентоспособности туристской организации.

Современный подход к эффективности означает сочетание эф­фективного использования ресурсов с расширением масштабов дея­тельности и требует выделения в структуре эффективности стати­стического и динамического аспектов. Статическая эффективность характеризует степень приспособления организации к сложившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динами­ческая эффективность — тенденцию к развитию. Следует отметить необходимость оптимального сочетания статического и динамиче­ского аспектов эффективности. Злоупотребление статическим подходом к оценке эффективности может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия. В то же время чрезмерное ув­лечение динамическим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехо­да его в новое качество эффективности.

Кроме того, эффективность может оцениваться с позиций ко­личества и качества туристского бизнеса. Количественная эффек­тивность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная эффективность — ком­бинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат.

Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций масштабности позволяет говорить о частных и общих показателях эф­фективности туристского бизнеса, а также сравнивать эффектив­ность работы отдельных туристских организаций.

В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями:

· результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

· затраты / результат означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигнутого результата;

· результат — затраты характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами;

· {результат — затраты) / затраты дает оптимальную величину эффекта;

· (результат — затраты) / результат отражает удельную величину эффекта, приходящегося на единицу получаемого результата.

Учет представленных видов эффективности обеспечивают ком­плексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достиже­ния цели должны быть оправданны), экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствия системе потребительских оце­нок и конкуренции). Это позволяет выбрать наиболее действенные инструменты управления туристским бизнесом в условиях конкуренции.

2. Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса

При всем многообразии целей туристского бизнеса домини­рующим является достижение наилучших экономических результа­тов, стремление к извлечению наибольшей прибыли с учетом дол­говременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного показателя туристского бизнеса выступает экономическая эффек­тивность как инструмент управления экономикой организации в условиях конкуренции и повышенного риска. Именно экономиче­ская эффективность позволяет оценить уровень использования от­дельных видов затрат и ресурсов, т.е. экономическую (рыночную) результативность туристского бизнеса.

В зависимости от решаемых задач экономическая эффектив­ность бывает двух видов: общая, предназначенная для выявления и оценки уровня использования отдельных видов ресурсов, и сравни­тельная, позволяющая определить эффективность на основе срав­нения результатов с данными предшествующих периодов или дан­ными других туристских организаций.

На уровне туристской организации показатели общей экономиче­ской эффективности включают общие и частные показатели

Обе группы показателей являются статичными и показывают уровень абсолютного эффекта, достигнутого в определенный мо­мент времени, или уровень использования того или иного вида ре­сурсов (затрат) также в определенный момент времени. Общие пока­затели делятся на абсолютные и относительные. В составе абсо­лютных показателей традиционно рассматривают показатели при­были (в денежном эквиваленте), в составе относительных показате­лей — показатели рентабельности (исчисляются в процентах). На практике важно знать эффективность использования отдельных ви­дов ресурсов и мощностей. С этой целью используются частные показатели, которые, как правило, являются относительными.

В целом все общие показатели отражают экономический эф­фект и эффективность туристского бизнеса. Расчетные формулы этих показателей представлены в соответствующих главах настоя­щего учебника. Существенным недостатком данных показателей является их статичность. Они демонстрируют эффективность дея­тельности туристской организации в отдельный момент времени, на отдельном предприятии, позволяют оценить, эффективно или не­эффективно работает организация, но не дают возможности понять, насколько хорошо (или плохо) она работает.

Эту проблему решают показатели сравнительной экономиче­ской эффективности, которые могут быть внешними и внутренними.

К внешним относятся:

- абсолютные, в том числе - сравнение рентабельно­сти, прибыли, выручки, мощности, фондоотдачи, оборачивае­мости, выра­ботки;

- относительные, в том числе - отношение рентабельности, прибыли вы­ручки, мощности фондо­отдачи, обора­чиваемости, выработки.

К внутренним относятся:

- абсолютные, в том числе - рост рента­бельности, прибыли, вы­ручки, мощ­ности, фондо­отдачи, обо­рачиваемости, выработки;

- относительные, в том числе - прирост рен­табельности, прибыли, вы­ручки, мощно­сти, фондоотдачи, обора­чиваемости, выработки

Показатели сравнительной экономической эффективности турист­ского бизнеса позволяют определить место и роль предприятия в отрасли, регионе, стране. Это достигается посредством расчета внешних показателей и их сравнения с результатами работы аналогичных организаций. Кроме того, в качестве базы сравнения могут быть использованы статистические данные, нормы, нормативы и др. Сравнение внешних показателей позволяет определить рейтинг туристской организации в отрасли (регионе, мире). Внешние пока­затели могут быть абсолютными и относительными.

Внешние абсолютные показатели предполагают определение разницы значений результатов деятельности туристских организа­ций, исчисляются в денежном или натуральном выражении и могут быть определены по формуле

Аэф внеш.= Этур - Эбаз

где Аэф внеш.- величина (в денежном или натуральном выражении)

внешнего абсолютного эффекта, означающая наличие конкурентных преимуществ (или угроз) туристской орга­низации перед другими участниками рынка;

Этур, Эбаз — величины показателя эффективности соответственно турист­ской организации и базового значения.

Внешние относительные показатели позволяют определить, во сколько раз эффективнее (или хуже) работает туристская организа­ция по сравнению с конкурентами, по формуле

Оэф внеш. = Этур / Эбаз

где Оэф - внешний относительный эффект туристской организации.

Наряду с внешними показателями существуют внутренние пока­затели сравнительной экономической эффективности, которые да­ют представление о динамике результатов туристского бизнеса. Эти показатели также могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели характеризуют изменение результатов дея­тельности туристской организации за определенный период време­ни. Это изменение выражается в виде положительного экономиче­ского эффекта: роста результатов (прибыли и др.) или экономии ресурсов (затрат). Показатели определяются в натуральных показа­телях (например, количество услуг) или в денежном выражении по формуле

Аэф внутр. = Эн -Эк

где Аэф внутр. — величина (в денежном или натуральном выражении) внутрифирменного эффекта, означающая рост общих абсолютных и (или) относительных показателей эффек­тивности и (или) снижение общих абсолютных и (или) относительных показателей эффективности (эффект может иметь различную форму, например: рост выработки приводит к экономии численности персонала и (или) заработной платы, а также способствует увеличе­нию объемов производства услуг; рост оборачиваемости оборотных средств приводит к их экономии; снижение себестоимости способствует увеличению прибыли);

Эн, Эк— величины показателя эффективности туристской орга­низации в различные периоды.

Внутрифирменные относительные показатели позволяют опре­делить, во сколько раз (или на сколько процентов) повысилась (по­низилась) эффективность работы туристской организации за опре­деленный период времени, по формуле

Оэф внутр. = Аэф внутр. / (Эн - Аэф внутр.)

где Оэф внутр. — внутрифирменный относительный эффект туристской организации.

Система показателей общей и сравнительной экономической эффективности может дополняться другими характеристиками в зависимости от целей, степени детализации и глубины анализа. Так, в акционерных обществах дополнительно контролируется до­ходность акций, что отражает интересы акционеров и потенциаль­ных инвесторов.

3. Факторы и пути повышения эффективности предпринимательства в сфере сервиса и туризма

Экономический эффект в социально-культурном сервисе и ту­ризме — это всегда результат каких-либо усилий и обстоятельств, выражаемых системой факторов, исследование которых позволяет туристской организации управлять результативностью своей дея­тельности.

Для определения основных направлений поиска резервов роста эффективности факторы, влияющие на этот рост, делят на две группы:

· внешние факторы — государственное регулирование, уровень конкуренции в отрасли и др. (они не зависят от деятельности туристских организаций, но могут оказывать значительное влияние на эффективность бизнеса);

· внутренние факторы — подразделяются на политические, пра­вовые, организационные, экономические, технические, соци­альные, психологические (они определяют эффективность
менеджмента туристской организации, являются подкон­трольными организации и вполне ею управляемы).

Внешние и внутренние факторы находятся в тесной взаимосвя­зи и взаимозависимости. Анализ этих факторов и причин достигну­того уровня эффективности позволяет выявить и мобилизовать резервы повышения результативности туристского бизнеса.

Процесс анализа и оценки эффективности туристского бизнеса состоит из трех этапов:

1) оценка общего уровня эффективности на основе расчета и анализа показателей общей экономической эффективности;

2) определение эффективности использования отдельных видов мощностей и ресурсов на основе расчета и анализа частных показа­телей;

3) оценка эффективности деятельности туристской организации в динамике и сопоставление результативности бизнеса организации с успехами конкурентов.

Каждый последующий этап выступает конкретизацией преды­дущего, дополняя и уточняя его. Это обеспечивает комплексный подход к исследованию эффективности бизнеса и позволяет вы­брать стратегию повышения его результативности, адекватную си­туации. В рамках реализации стратегии первостепенное значение имеют мероприятия по выявлению резервов увеличения объемов производства и реализации, снижению себестоимости туристских услуг, роста прибыли и рентабельности. Эти мероприятия находят свое выражение в комплексной программе повышения эффективно­сти бизнеса, зависят от специфики туристской организации, теку­щего состояния и перспектив ее развития. В общем плане такая программа отражает:

- мероприятия по рациональному использованию материальных ресурсов — внедрение новой техники и технологий, позво­ляющих экономно расходовать материалы; совершенствование нормативной базы организации; повышение качества туристских услуг; современный дизайн и оборудование офиса; удобный для клиентов режим работы организации и др.;

- мероприятия, целью которых является определение и поддер­жание оптимального масштаба туристской организации, что позволяет минимизировать затраты в зависимости от объема производства услуг;

- мероприятия, связанные с улучшением использования основ­ного капитала — продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; повышение качества об­служивания и ремонта основного капитала; обеспечение ра­ционального использования производственных мощностей и площадей; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины, оборудование и инженерные системы организации; внедрение современных техники и технологии;

- мероприятия, направленные на лучшее использование рабо­чей силы и рабочего времени — определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня ква­лификации персонала; обеспечение опережающего роста про­изводительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение ус­ловий труда; механизация и автоматизация производственного процесса; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда;

- мероприятия по оптимизации производственного процесса — увеличение объемов выпуска услуг, повышение качества услуг, диверсификация бизнеса, расширение рынка продаж и др.

Изучение мероприятий по повышению эффективности позволя­ет сделать вывод о тесной взаимосвязи мероприятий различных на­правлений. Следует подчеркнуть, что разработка и реализация от­дельных мероприятий хотя и дают определенный эффект, но, как свидетельствует практика, не решают проблемы в целом. Именно комплексный подход к повышению эффективности туристской ор­ганизации представляется единственно возможным. Кроме того, комплексная программа повышения эффективности бизнеса долж­на иметь четкий механизм реализации, который позволит туристской организации занять достойную позицию в конкурентной борьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: