ТЕМА 10. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме
Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса
Факторы и пути повышения эффективности предпринимательства в сфере сервиса и туризма
Сущность и виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме
Экономические основы туристской деятельности выражаются преимущественно в конкретном эффекте. Термин “эффект” означает впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться.
Один вид эффекта может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономический эффект, можно увеличить социальный. Если на первое место поставить экономический эффект и не уделять внимания организационному, то все информационные процессы могут замедлиться и это отразится на самом экономическом эффекте.
|
|
Эффективность туристской организации в общем виде определяют как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность отражает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все туристские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эффекта.
Проблема повышения эффективности турбизнеса состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
Данный подход предопределил создание классификации эффективности. Ниже представлены наиболее традиционные признаки и виды эффективности.
Большинство туристских организаций при оценке эффективности своего бизнеса пользуются признаком, отражающим содержание того или иного элемента эффективности. Данный признак, позволяя комплексно оценивать эффективность бизнеса, достаточно прост в использовании и обладает высокой степенью достоверности.
По содержанию элементов эффективность подразделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и политическую.
Организационная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения организационных целей за меньшее время и (или) с меньшими затратами, нежели предполагалось. Организационные цели реализуют потребности сотрудников в оптимальной организации труда, позволяющей производить услуги надлежащего качества.
|
|
Экономическая эффективность туристского бизнеса предполагает конкретизацию понятий “экономическая эффективность” и “экономический эффект”. Экономический эффект — абсолютная величина, обозначающая результат туристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты. Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Таким образом, экономическая эффективность — это относительная величина, получаемая в результате соотношения одной абсолютной величины (эффекта) с другой абсолютной величиной (затратами).
Социальная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения поставленных социальных целей за меньшее время и (или) с меньшими финансовыми затратами, нежели предполагалось. Социальные цели реализуют потребности сотрудников туристской организации в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.
Технологическая эффективность туристского бизнеса означает достижение определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами, нежели планировалось.
Правовая эффективность туристского бизнеса оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами, чем предполагалось. Правовые цели реализуют потребности сотрудников в безопасности и порядке.
Экологическая и этическая эффективность туристского бизнеса возможна тогда, когда экологические и этические цели организации и персонала достигаются за сокращенное по сравнению с планируемым время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические и этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения людьми в отношении окружающей среды и между собой и находят свое выражение в корпоративной культуре.
В зависимости от пользователей различают внутреннюю и внешнюю экономическую эффективность туристского бизнеса. Внутренняя эффективность предполагает оценку эффективности бизнеса с позиции туристской организации и определяется системой показателей, которые будут представлены ниже. Внешняя эффективность учитывает уровень удовлетворенности результатами деятельности туристской организации со стороны внешних пользователей (государства, инвесторов, потребителей) и может оцениваться различными показателями. Так, эффективность бизнеса для государства в первую очередь определяется размером налоговых поступлений в бюджет. Необходимо отметить важность сбалансированности внутренней и внешней эффективности в контексте конкурентоспособности туристской организации.
Современный подход к эффективности означает сочетание эффективного использования ресурсов с расширением масштабов деятельности и требует выделения в структуре эффективности статистического и динамического аспектов. Статическая эффективность характеризует степень приспособления организации к сложившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динамическая эффективность — тенденцию к развитию. Следует отметить необходимость оптимального сочетания статического и динамического аспектов эффективности. Злоупотребление статическим подходом к оценке эффективности может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия. В то же время чрезмерное увлечение динамическим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехода его в новое качество эффективности.
|
|
Кроме того, эффективность может оцениваться с позиций количества и качества туристского бизнеса. Количественная эффективность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная эффективность — комбинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат.
Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций масштабности позволяет говорить о частных и общих показателях эффективности туристского бизнеса, а также сравнивать эффективность работы отдельных туристских организаций.
В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями:
· результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;
· затраты / результат означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигнутого результата;
· результат — затраты характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами;
· {результат — затраты) / затраты дает оптимальную величину эффекта;
· (результат — затраты) / результат отражает удельную величину эффекта, приходящегося на единицу получаемого результата.
Учет представленных видов эффективности обеспечивают комплексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достижения цели должны быть оправданны), экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствия системе потребительских оценок и конкуренции). Это позволяет выбрать наиболее действенные инструменты управления туристским бизнесом в условиях конкуренции.
|
|
2. Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса
При всем многообразии целей туристского бизнеса доминирующим является достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного показателя туристского бизнеса выступает экономическая эффективность как инструмент управления экономикой организации в условиях конкуренции и повышенного риска. Именно экономическая эффективность позволяет оценить уровень использования отдельных видов затрат и ресурсов, т.е. экономическую (рыночную) результативность туристского бизнеса.
В зависимости от решаемых задач экономическая эффективность бывает двух видов: общая, предназначенная для выявления и оценки уровня использования отдельных видов ресурсов, и сравнительная, позволяющая определить эффективность на основе сравнения результатов с данными предшествующих периодов или данными других туристских организаций.
На уровне туристской организации показатели общей экономической эффективности включают общие и частные показатели
Обе группы показателей являются статичными и показывают уровень абсолютного эффекта, достигнутого в определенный момент времени, или уровень использования того или иного вида ресурсов (затрат) также в определенный момент времени. Общие показатели делятся на абсолютные и относительные. В составе абсолютных показателей традиционно рассматривают показатели прибыли (в денежном эквиваленте), в составе относительных показателей — показатели рентабельности (исчисляются в процентах). На практике важно знать эффективность использования отдельных видов ресурсов и мощностей. С этой целью используются частные показатели, которые, как правило, являются относительными.
В целом все общие показатели отражают экономический эффект и эффективность туристского бизнеса. Расчетные формулы этих показателей представлены в соответствующих главах настоящего учебника. Существенным недостатком данных показателей является их статичность. Они демонстрируют эффективность деятельности туристской организации в отдельный момент времени, на отдельном предприятии, позволяют оценить, эффективно или неэффективно работает организация, но не дают возможности понять, насколько хорошо (или плохо) она работает.
Эту проблему решают показатели сравнительной экономической эффективности, которые могут быть внешними и внутренними.
К внешним относятся:
- абсолютные, в том числе - сравнение рентабельности, прибыли, выручки, мощности, фондоотдачи, оборачиваемости, выработки;
- относительные, в том числе - отношение рентабельности, прибыли выручки, мощности фондоотдачи, оборачиваемости, выработки.
К внутренним относятся:
- абсолютные, в том числе - рост рентабельности, прибыли, выручки, мощности, фондоотдачи, оборачиваемости, выработки;
- относительные, в том числе - прирост рентабельности, прибыли, выручки, мощности, фондоотдачи, оборачиваемости, выработки
Показатели сравнительной экономической эффективности туристского бизнеса позволяют определить место и роль предприятия в отрасли, регионе, стране. Это достигается посредством расчета внешних показателей и их сравнения с результатами работы аналогичных организаций. Кроме того, в качестве базы сравнения могут быть использованы статистические данные, нормы, нормативы и др. Сравнение внешних показателей позволяет определить рейтинг туристской организации в отрасли (регионе, мире). Внешние показатели могут быть абсолютными и относительными.
Внешние абсолютные показатели предполагают определение разницы значений результатов деятельности туристских организаций, исчисляются в денежном или натуральном выражении и могут быть определены по формуле
Аэф внеш.= Этур - Эбаз
где Аэф внеш.- величина (в денежном или натуральном выражении)
внешнего абсолютного эффекта, означающая наличие конкурентных преимуществ (или угроз) туристской организации перед другими участниками рынка;
Этур, Эбаз — величины показателя эффективности соответственно туристской организации и базового значения.
Внешние относительные показатели позволяют определить, во сколько раз эффективнее (или хуже) работает туристская организация по сравнению с конкурентами, по формуле
Оэф внеш. = Этур / Эбаз
где Оэф - внешний относительный эффект туристской организации.
Наряду с внешними показателями существуют внутренние показатели сравнительной экономической эффективности, которые дают представление о динамике результатов туристского бизнеса. Эти показатели также могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели характеризуют изменение результатов деятельности туристской организации за определенный период времени. Это изменение выражается в виде положительного экономического эффекта: роста результатов (прибыли и др.) или экономии ресурсов (затрат). Показатели определяются в натуральных показателях (например, количество услуг) или в денежном выражении по формуле
Аэф внутр. = Эн -Эк
где Аэф внутр. — величина (в денежном или натуральном выражении) внутрифирменного эффекта, означающая рост общих абсолютных и (или) относительных показателей эффективности и (или) снижение общих абсолютных и (или) относительных показателей эффективности (эффект может иметь различную форму, например: рост выработки приводит к экономии численности персонала и (или) заработной платы, а также способствует увеличению объемов производства услуг; рост оборачиваемости оборотных средств приводит к их экономии; снижение себестоимости способствует увеличению прибыли);
Эн, Эк— величины показателя эффективности туристской организации в различные периоды.
Внутрифирменные относительные показатели позволяют определить, во сколько раз (или на сколько процентов) повысилась (понизилась) эффективность работы туристской организации за определенный период времени, по формуле
Оэф внутр. = Аэф внутр. / (Эн - Аэф внутр.)
где Оэф внутр. — внутрифирменный относительный эффект туристской организации.
Система показателей общей и сравнительной экономической эффективности может дополняться другими характеристиками в зависимости от целей, степени детализации и глубины анализа. Так, в акционерных обществах дополнительно контролируется доходность акций, что отражает интересы акционеров и потенциальных инвесторов.
3. Факторы и пути повышения эффективности предпринимательства в сфере сервиса и туризма
Экономический эффект в социально-культурном сервисе и туризме — это всегда результат каких-либо усилий и обстоятельств, выражаемых системой факторов, исследование которых позволяет туристской организации управлять результативностью своей деятельности.
Для определения основных направлений поиска резервов роста эффективности факторы, влияющие на этот рост, делят на две группы:
· внешние факторы — государственное регулирование, уровень конкуренции в отрасли и др. (они не зависят от деятельности туристских организаций, но могут оказывать значительное влияние на эффективность бизнеса);
· внутренние факторы — подразделяются на политические, правовые, организационные, экономические, технические, социальные, психологические (они определяют эффективность
менеджмента туристской организации, являются подконтрольными организации и вполне ею управляемы).
Внешние и внутренние факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Анализ этих факторов и причин достигнутого уровня эффективности позволяет выявить и мобилизовать резервы повышения результативности туристского бизнеса.
Процесс анализа и оценки эффективности туристского бизнеса состоит из трех этапов:
1) оценка общего уровня эффективности на основе расчета и анализа показателей общей экономической эффективности;
2) определение эффективности использования отдельных видов мощностей и ресурсов на основе расчета и анализа частных показателей;
3) оценка эффективности деятельности туристской организации в динамике и сопоставление результативности бизнеса организации с успехами конкурентов.
Каждый последующий этап выступает конкретизацией предыдущего, дополняя и уточняя его. Это обеспечивает комплексный подход к исследованию эффективности бизнеса и позволяет выбрать стратегию повышения его результативности, адекватную ситуации. В рамках реализации стратегии первостепенное значение имеют мероприятия по выявлению резервов увеличения объемов производства и реализации, снижению себестоимости туристских услуг, роста прибыли и рентабельности. Эти мероприятия находят свое выражение в комплексной программе повышения эффективности бизнеса, зависят от специфики туристской организации, текущего состояния и перспектив ее развития. В общем плане такая программа отражает:
- мероприятия по рациональному использованию материальных ресурсов — внедрение новой техники и технологий, позволяющих экономно расходовать материалы; совершенствование нормативной базы организации; повышение качества туристских услуг; современный дизайн и оборудование офиса; удобный для клиентов режим работы организации и др.;
- мероприятия, целью которых является определение и поддержание оптимального масштаба туристской организации, что позволяет минимизировать затраты в зависимости от объема производства услуг;
- мероприятия, связанные с улучшением использования основного капитала — продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; повышение качества обслуживания и ремонта основного капитала; обеспечение рационального использования производственных мощностей и площадей; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины, оборудование и инженерные системы организации; внедрение современных техники и технологии;
- мероприятия, направленные на лучшее использование рабочей силы и рабочего времени — определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации персонала; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация производственного процесса; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда;
- мероприятия по оптимизации производственного процесса — увеличение объемов выпуска услуг, повышение качества услуг, диверсификация бизнеса, расширение рынка продаж и др.
Изучение мероприятий по повышению эффективности позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи мероприятий различных направлений. Следует подчеркнуть, что разработка и реализация отдельных мероприятий хотя и дают определенный эффект, но, как свидетельствует практика, не решают проблемы в целом. Именно комплексный подход к повышению эффективности туристской организации представляется единственно возможным. Кроме того, комплексная программа повышения эффективности бизнеса должна иметь четкий механизм реализации, который позволит туристской организации занять достойную позицию в конкурентной борьбе.