Базовые принципы педагогической этики как ориентиры профессиональной деятельности

Под принципами педагогической этики понимаются наиболее общие нравственные ориентиры поведения специалиста. Принципы исполняют роль методологической базы принятия моральных решений.

Применительно к педагогической этике речь идет об адаптации общечеловеческих моральных ценностей и принципов профессионально-трудовой этики к специфике педагогического труда. Поскольку педагогическая деятельность имеет свой собственный профессиональный «закон», постольку можно говорить об особых этических принципах поведения субъектов этой деятельности. При этом будем исходить из того, что:

1) педагогическая работа – это «высокая профессия»;

2) педагогика выступает инструментом морали;

3) роль педагога – «воспитание присутствием».

Основа принципов педагогического взаимодейст­вия – их гумани­стическая направленность (Кодекс РБ об образовании). Вкратце это следует понимать как признание ценности личности каждого человека и оказание ему содействия в свободном развитии своих задатков, способностей.

Базовые принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает. Как всякая идеология, система принципов подлежит конструированию (при этом незримо несет на себе отпечаток личности конструктора).

Моральные ценности Базовые принципы поведения педагогов
Добро Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия, физической и психологической неприкосновенности личности
Свобода Принцип автономии Принцип толерантности
Ответственность Принцип ответственности
Справедливость Принцип справедливости
Достоинство Принцип уважения прав и достоинства человека
Честь Принцип компетентности Принцип порядочности

Охарактеризуем выше перечисленные принципы.

Принцип благодеяния, или принцип любви: предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, знание другого человека (Э. Фромм). Добро в деятельности педагога воплощается в заботе об ученике, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении необходимым для жизни навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, требовательным, способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать труд­ности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Распространяется данный принцип и на отношение человека к тому делу, которое он избрал для себя не только как источник существования, но и как перспективу своего самоосуществления.

Принцип ненасилия, физической и психологической неприкосновенности личности: предполагаетотказ от дискриминации,проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные (позволяют сторонам сохранить достоинство). Имеет отношение и к ученикам, и коллегам, и иным субъектам взаимодействия.

Принцип автономии: предполагает моральную и интеллектуальную независимость педагогов, проявляется в уважении свободной личности учащегося, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не жесткий патернализм, а привлечение учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора. Отвергая нетерпимость и поддерживая открытый непрерывный диалог, учебное заведение является местом встречи преподавателей, обладающих возможностями передачи знаний и средствами их развития через исследования и нововведения, и учащимися, имеющими право, волю и способность обогащения знаниями (Великая Хартия Европейских университетов, 1988 г.).

Принцип толерантности: основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему,доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию. Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми. Какие бы чув­ства учащийся ни вызывал у педагога, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным.

Принцип ответственности: проявляется восуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит (А. де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»).

Принцип справедливости: представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественной деятельности и т.д. Предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности; соответствующее воздаяние за это в виде благ, которые тот может получить; равную доступность для всех учеников основных прав и свобод. Спра­ведливость должна проявляться и по отношению к коллегам – каждое действие коллеги должно получать оцен­ку без преувеличения или преуменьшения его заслуг или не­достатков, с учетом как объективных, так и субъективных фак­торов.

Принцип уважения прав и достоинства человека: проявляется в признании несомненной ценности учащегося, его праве на реализацию своих способностей, праве на достойные условия существования; предполагает демонстрацию доброжелательного отношения, защиту достоинства от посягательств других людей, уважение права на принятие самостоятельного решения.

Принцип компетентности: ориентирует на профессионализм, который сопровождается рефлексией «не навреди». Честь педагога не дается ему вместе с профессией и служебным удостоверением. Она формируется в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и моральными достоинствами. Пред­полагает заботу руководства о кадрах, повышении квалификации, переобуче­нии, дополнительном образовании, специальной стажировки, что выступает необходимым условием завоевания авторитета. Авторитет – это неформальное (без принуждения) влияние педагога, основанное на профессиональной компетентности и нравственных достоинствах.

Принцип порядочности: ориентирует на уважительность, тактичность, чувство меры, честность, искренность, точность, надежность во взаимоотношениях со всеми субъектами педагогического взаимодействия. Положение педагога в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание и, хочет того или нет, воздействует на людей «своим присутствием».

Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют гуманистическую направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: