Моральные ценности и их отражение в категориях этики

Тема 4. Ценностное содержание профессиональной педагогической этики.

Принципы педагогической этики

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Моральные ценности и их отражение в категориях этики.

2. Принцип как форма выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики.

3. Базовые принципы педагогической этики как ориентиры профессиональной деятельности.

4. Частные принципы педагогической этики:

4.1 Этические принципы взаимодействия педагогов и учащихся в учебной деятельности.

4.2 Этические принципы оценочной деятельности педагогов.

4.3 Этические ценности и принципы высшего образования.

Литература

1. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. – М., 2000. – С. 30-46.

2. Белухин, Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. – М.: МПСИ, 2007. – С. 62-109.

3. Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе (2004 г.) // электронный ресурс: http://www.sde.ru/files/t/pdf/2.pdf

4. Кодекс профессиональной этики преподавателя-экзаменатора// электронный ресурс: http://www.psy.msu.ru/educat/dnevn/test/codex.html

5. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – С. 24-38.


Моральные ценности и их отражение в категориях этики

Изучением ценностей занимается аксиология (греч. ахiа – ценность, logos – учение) – философское учение о природе, структуре и месте ценностей в реальном мире. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р. Г. Лотце (1817-1881), который впервые ввел в научный лексикон понятие «значимости» (ценности). Но первоосновой можно считать знаменитый вопрос древнегреческого философа Сократа: «Что есть благо?», который и стал основным вопросом теории ценностей.

Ценность – это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.

Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, свято, что наполняет его жизнь определенным смыслом. Условно делятся на терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства)(см. тест М. Рокича, «Анкета Пруста»).

Роль моральных ценностей в системе регуляции поведения определяется тем, что они:

1. служат формой моральной ориентации человека в мире;

2. выступают в качестве цели деятельности;

3. определяют мотивы поступков человека;

4. определяют средства достижения цели в деятельности;

5. позволяют обосновать нормативные требования к человеку;

6. содержат оценку явлений действительности с точки зрения их моральной значимости.

Особую группу составляют моральные ценности.

Моральные ценностиэто то, что имеет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий «Я и Другой». В совокупности выражают содержание морали:

во-первых, это ценности блага индивида и заботы о нем;

во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как носителями партикулярных (частных) интересов;

в-третьих, ценности, отражающие соответствие характера индивида этим требованиям, а именно добродетели как личностные качества (справедливость, мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, любезность, правдивость и др.);

в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными выше требованиями (Р.Г. Апресян, 2010).

Данное ценностное содержание морали характеризуется общечеловеческим единством. Специфика этих ценностей состоит в том, что они репрезенти­руют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности).

Существует и особый психологический механизм функционирования моральных ценностей:

а)ценности оказывают воздействие на волю человека;

б) следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг;

в) исполнение долга приносит человеку чувство удовлетворения;

г) неисполнение воспринимается как вина и переживается в муках совести.

Выражаются моральные ценности в двух основных формах.

Первая форма -- отвлеченная, нейтральная, категориальная (как универсалии культуры).

Условно можно выделить три группы моральных категорий по их функциональной направленности.

1 группа – добро (зло), свобода, справедливость, смысл жизни, счастье, дружба, любовь, уважение и др., которые отражают «точки отсчета» ценностной ориентации человека, являются критериями морального поведения человека, которые общество выработало в совместной деятельности.

2 группа – долг, ответственность, совесть, честь, достоинство, которые отражают совокупность моральных побуждений, входящих во внутреннюю установку человека. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения.

3 группа -- идеал, добродетель, порок, которые отражают диапазон морального развития личности и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.

Вторая формаопределенная, императивная в виде принципов и норм поведения: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления гуманности.

В данном контексте уместно обращение к исследованиям, в которых фиксируются особенности реализации моральных ценностей в жизнедеятельности белорусского социума. Нравственные процессы в Республике Беларусь происходят, с одной стороны, в условиях социальной трансформации, направленной на укрепление суверенного национального государства, а с другой – в ситуации постмодернизации и глобализации современного мира.

Тенденцией современного нравственного развития белорусского общества становится неотрадиционализм (об этом свидетельствуют результаты различных социологических исследований и, в частности, проекта «Исследование европейских ценностей» 2007 г.).

.Нормативно-ценностная структура включает в себя:

1) традиционное ядро,

2) креативную периферию модерных и постмодерных элементов.

Традиционная мораль в белорусском обществе представлена такими ценностями, как уважение старших, забота о членах семьи, трудолюбие, коллективизм.

Мораль модерна представлена рациональным индивидуальным субъектом моральной регуляции, приверженностью таким ценностям как свобода, профессионализм, рационализм морального мышления и в меньшей степени индивидуализм и гражданский патриотизм.

(Однако между осознанием необходимости освоения морали модерна и сложившимися ментальными характеристиками общества наблюдается определенная диспропорция. Оказалось, что именно качеств модерна - точности, обязательности, законопослушности, соревновательности и предприимчивости - недостает нашим гражданам, в то время как созерцательности и стремления к медленным переменам явно в избытке).

К моралипостмодерна относится нравственная ценность сети семейных и дружеских связей, приверженность к низовым сообществам, локальный патриотизм, толерантность и экоцентризм.

Таким образом, отечественные исследователи (Е.В. Беляева) делают вывод о смешанном, плюралистическом характере нравственности современных белорусов.

(Следует отметить, что в ходе исторических перемен произошло не столько усвоение готовых ценностей модерна и постмодерна («вестернизация»), сколько трансформация морального сознания, в ходе которой сформировались концепты, аутентичные менталитету белорусов:

- свобода как ценность модерна интерпретируется как личная духовная независимость;

- в качестве реакции на процессы модернизации произошло укрепление локальных типов патриотизма и коллективизма;

- устойчивая ценность низовых сообществ (”тутэйшыя”) стала предпосылкой эволюции коллективизма в постмодерный коммунитаризм;

- традиционные добродетели ”цярплівасці” и “памяркоўнасці” и постмодерная толерантность образовали единый концепт;

- трудолюбие эволюционировало в профессионализм и утвердилось как обязательное нравственное качество личности.

В результате вместо конфликта несовместимых систем морали имеет место синергетическое объединение весьма разнородных нравственных процессов.)

Выше обозначенные процессы необходимо принимать во внимание, когда речь идет о креации педагогической этики как идеологии профессионального сообщества. Поэтому в качестве базовых категорий педагогической этики будем рассматривать добро, свободу, справедливость, ответственность, достоинство, честь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: