Принцип (от лат. principium – начало, основа):
1) основное исходное положение мировоззрения, теории, учения, кодекса и т д.;
2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.
Таким образом, под принципами вообще будем понимать основные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.
Этические принципы обосновываются на базе знания специфики моральных ценностей и общих законов определенной сферы практики, благодаря чему определяются методы деятельности.
Владение категориальным аппаратом, описывающим моральное пространство, а также знание особенностей той или иной профессии как социальной практики позволяет обосновать принципы профессиональной этики.
Профессионально-этические принципы -- это чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций.
Анализ профессионально-этических документов позволяет выделить три базовых принципа профессионально-трудовой деятельности. (Формулировки их в разных кодексах несколько отличаются друг от друга, однако суть совпадает.). Каждый принцип включает в себя указание его сути и условий, при которых он может быть реализован.
|
|
Первый принцип: соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.
Суть каждой профессии заключается в том, чтобы обеспечить такие потребности социума, от удовлетворения которых зависит его целостность, устойчивость, безопасность и благополучие. Иное поведение чревато тем, что может вызвать дисфункциональные эффекты деятельности и повлечь за собой нежелательные сдвиги в общественной жизни. Но что значит «соблюдать приоритет...»? Это предписание предполагает умение понять, в чем заключаются общечеловеческие интересы, а в чем – групповые, чем общечеловеческие гуманистические ценности отличаются от групповых. Такое умение приходит к человеку лишь по достижению им довольно высокой ступени интеллектуального, общественно-политического, нравственного развития. Так что упоминание о гражданской зрелости при формулировании принципа возникает не случайно: она оказывается тем необходимым условием, которое делает возможным следование данному принципу.
Второй принцип: ориентироваться на общепринятые ценности морали, а также соблюдать стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности.
|
|
В профессионально-нравственные отношения трудовой группы специалист вступает в пору, когда у него уже сложилась определенная традиция моральной регуляции своего поведения в обществе, что создает немало сложностей. Уровень моральности у людей разный, несмотря на то, что нравственный закон, требующий согласованности действий каждого отдельного человека и общества, един. Принцип способен стимулировать моральное и культурное развитие каждого отдельного члена общности, улучшая тем самым ее профессионально-нравственный климат. Конечно, это не может служить абсолютной страховкой, но в некоторой степени помогает разрешать противоречия, возникающие между требованиями общей морали и состоянием профессионально-нравственной атмосферы профессиональной среды. В результате создается возможность для укрепления авторитета профессии в обществе, для расширения области позитивных последствий ее деятельности.
Третий принцип: выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляядобросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.
По сути дела, этот принцип является детализацией второго принципа особого рода. Заключенные в нем предписания восходят непосредственно к предписаниям трудовой морали.