2.1. Наука как познавательная деятельность
2.2. Наука как социальный институт
2.3. Наука как сфера культуры
В результате изучения данной главы магистрант должен:
знать:
ü специфику философского понимания науки,
ü сущность основных подходов к пониманию науки как вида деятельности,
ü особенности и характеристику науки как социального института;
ü место науки в системе культуры и характеристику науки как феномена культуры;
· уметь:
ü использовать философские подходы для анализа конкретных наук, в том числе теории социальной работы;
ü выявлять сущность эпистемологических и методологических проблем научного познания;
ü характеризовать сущность основных проблем теории социальной работы;
· владеть:
ü категориальным аппаратом эпистемологии и методологии науки; понимать сущность категорий «наука», «научное знание», «социальный институт», «наука как феномен культуры»;
ü навыками философского анализа научных теорий.
Прежде чем подробно характеризовать основные концепции философии науки, необходимо предварительно рассмотреть ее объект и выяснить, что собой представляет наука как социальный феномен. Сложная структура сущности науки порождает целый ряд научных походов к ее исследованию и точек зрения на ее специфику. Могут быть выделены, в частности, следующие подходы к ее исследованию:
|
|
· наука как феномен культуры,
· наука как вид познавательной деятельности,
· наука как социальный институт,
· наука как совокупность научных текстов,
· наука как совокупность артефактов,
· наука как специфический вид интеллектуальной деятельности,
· наука как форма общественного сознания,
· наука как совокупность исследовательских коллективов,
· наука как фактор социально-экономического, социального, духовного развития,
· наука как способ самореализации и самоутверждения личности,
· наука как совокупность субъектов научно-познавательной деятельности.
Очевидно, что приведенным списком различные ипостаси науки не исчерпываются. Рассмотрим три из указанных подходов, в той или иной мере используемые в философии науки. Это подходы, рассматривающие науку как вид познавательной деятельности, как социальный институт и как специфическую сферу культуры.