Согласно нормативу (2 часа на практическое занятие) за время проведение занятий со студентами необходимо провести 2 практических занятия.
Цели проведения практических занятий: 1) закрепление и углубление знаний значимых разделов учебной дисциплины; 2) проведение тестов, диагностирующих индивидуально-психические свойства, реальные состояния и возможности личности, способствующие эффективной и продуктивной деятельности.
Прилагаются планы проведения практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Раздел 3. «Надежность работы человека и системы»
Тема: «Факторы обеспечения эффективного труда оператора АСУ»
Время – 2 часа
Форма проведения – практическое занятие
Вопросы к теме:
1. Основные факторы, влияющие на восприятие информации, память, мышление, оперативность и точность психомоторных реакций оператора АСУ.
2. Инженерно-психологическая оценка системы «человек-машина».
3. Психологические свойства, функциональное и психофизиологическое состояния оператора.
|
|
4. Методы проведение диагностического исследования личностных особенностей (невербальная проективная методика «цветовое зеркало» - тест Г. Фрилинга).
Литература:
1. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.
3. Эргономика на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Под ред. Г.М. Грошева, М.В. Иванова. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Раздел 4. «Психологические требования при профессиональном отборе специалистов АСУ»
Тема: «Профессиональный отбор специалистов в области управления единой транспортной системой»
Время - 2 часа
Форма проведения – практическое занятие
Вопросы к теме:
1. Роль индивидуальных врожденных свойств, обучения и тренировки в развитии профессиональных качеств оператора.
2. Необходимая скорость восприятия сигналов и переработки информации, устойчивость, переключение внимания, длительная готовность к экстренному действию, эмоциональная устойчивость.
3. Психодиагностические методы оценки функциональных состояний и индивидуальных психических свойств личности. (Проведение тестирования студентов)
Литература:
1. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях / Под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2009.
2. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
|
|
3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». Высшая школа,, 2001.
4. Эргономика на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Под ред. Г.М. Грошева, М.В. Иванова. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009.