Методические указания преподавателям

Учебная программа дисциплины «Транспортная психология» включает проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т.е. чтение лекций, практические занятия, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач, деловые игры, практикумы.

В преподавании и изучении транспортной психологии необходимо сосредоточить главное внимание студентов на общих понятиях, особенностях, истории развития транспортной психологии, ее функциях и сферах применения. Важно сформировать в студентах понимание соотношения транспортной психологии, инженерной психологии и эргономики, психологии труда. Необходимо донести до студентов базовые психологические знания о психофизических возможностях оператора в системе «человек – машина», психологические требования при профессиональном отборе специалистов АСУ на железнодорожном транспорте.

Изучение учебной дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными, общепрофессио­нальными и специальными дисциплинами (эргономика, психология, история железнодорожного транспорта, теория обеспечения безопасности личности и др.).

Профилирование курса достигается следующим образом: при раскрытии содержания принципов, законов и закономерностей курса, преподаватель обращает особое внимание на их методологическую роль, прежде всего по отношению к другим учебным дисциплинам и курсам, практике обучения студентов, организации их профессиональной деятельности.

Уровни обучения «иметь представление», «знать», «владеть навыками» реализуется в ходе каждого лекционного занятия, на практических (семинарских) занятиях, при организации выставок учебной литературы, организации самостоятельной работы студентов.

Структуризация учебного материала исключает дублирование пройденного материала по прошедшим курсам обучения и предполагает достижение нового качества подготовки студентов на их базе.

На основе изучения теоретических основ курса каждый обучаемый по заданию кафедры занимается самостоятельной работой (подготовкой реферативного выступления, описание структуры и особенностей собственной личности) по предложенной тематике.

В ходе занятий предполагается активное использование различных форм проблемного обучения. Учебный автоматизированный на базе ЭВМ курс в системе «Космос» включает в себя обучающие и контролирующие фрагменты, служит в качестве информационно-справочной системы, осуществляет демонстрацию самых различных видов символьной и графической информации в виде текстов и структурно-логических схем.

Контроль результатов обучения студентов, как правило, осу­ществляется в ходе рассмотрения вопросов лекции на семинарских занятиях.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Преподаватель осуществляет общее методическое руководство и оказывает необходимую учебно-методическую помощь студентам в ходе проведения занятий. Преподавателю на семинарских занятиях следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на выводы, которые следуют из формальных моделей.

Основными видами учебных занятий являются лекции, которые должны носить обзорный харак­тер. Лекции имеют цель: дать систематизированные основы научных знаний по курсу; сконцент­рировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых проблемах. В ходе проведения лекционных занятий следует обращать внимание на содер­жание и методику применяемых преподавателем приемов и средств ак­тивизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Семинары проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам учебной дисциплины. В ходе проведения практических занятий используются такие формы, как семинары, круглые столы, доклады с оппонированием, практикумы. При проведении семинаров наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, сообщения по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, тестирование и другие формы занятий.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Литература по дисциплине может быть дополнена преподавателем на основе материалов инженерно-технических журналов, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия. Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем во вводном слове преподавателя (5 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).

Изучение учебной дисциплины проводится в течение семестра и завершается принятием зачета. Зачет представляет собой заключительный этап контроля усвоения учебного материала по дисциплине. Он позволяет преподавателю проверить качество полученных студентами знаний, умение использовать основные принципы, законы и категории учебной дисциплины в качестве мировоззренческой и методологической основ познавательной и будущей практической деятельности.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения является важнейшей работой по освоению курса. Самостоятельную работу обучаемых необходимо направить на изучение тем учебной программы курса, особенностей практической психологии как учебной дисциплины, изучение основных психофизических факторов, влияющих на познавательные психические процессы и состояния специалистов, понимание роли оператора в системе «человек – машина» и требований, предъявляемых к специалистам АСУ.

Количество и объем заданий на самостоятельную работу по дисциплине определяется преподавателем. Схема руководства: на первом занятии следует довести студентам методы и приёмы самостоятельной работы, разъяснить ее цели, задачи и преимущества, методы контроля и виды оценивания; в начале каждого раздела распределяются формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы, учитываются желания и возможности студентов. Преподаватель консультирует и контролирует ход выполнения работы; на практических занятиях необходимо активно использовать возможности для самостоятельной работы студентов (решение задач и тестов, рецензирования и оценки работ самими студентами и т. д.); на лекциях шире использовать мультимедийные технологии, опрос по ключевым вопросам изложенного и пройденного материала для активизации самостоятельной работы.

Виды контроля самостоятельной работы: входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета.

Тестовый контроль знаний и умений студентов отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания.

Необходимо широко внедрять в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

Вопросы для зачета по дисциплине

1. Предмет, задачи и принципы инженерной психологии на транспорте.

2. Методы инженерной психологии.

3. Профессиональная пригодность и профессионально значимые качества работника АСУ.

4. История развития инженерной психологии. Транспортная психология как часть инженерной психологии.

5. Прием информации оператором: характеристика зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействие при приеме информации.

6. Место инженерной психологии в системе наук. Эргономика, инженерная психология, психология труда.

7. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях.

8. Эмоционально-волевые процессы: эмоции, конфликт (стресс, аффект, фрустрация), чувства, воля.

9. Хранение и переработка информации оператором, память и оперативное мышление.

10. Психологические аспекты принятия решения оператором. Ошибки оператора.

11. Этапы принятия решения, речемыслительный и перцептивно-опознавательный уровни принятия решения.

12. Рабочие движения человека-оператора.

13. Использование речевых сигналов для управления машиной.

14. Факторы, влияющие на деятельность оператора. Виды деятельности и формы труда оператора.

15. Психические состояния. Общефункциональные состояния психической активности.

16. Эмоциональное состояние оператора. Утомление оператора.

17. Структура психических свойств личности.

18. Количественная оценка деятельности оператора, напряженность труда.

19. Классификация и общие инженерные требования к средствам отображения информации.

20. Инженерно-психологические требования к видам зрительной индикации, способы кодирования информации.

21. Инженерно-психологические требования к акустическим индикаторам. Особенности слуховой и зрительной форм предоставления информации.

22. Органы управления: классификация и инженерно-психологические требования к отдельным типам управления.

23. Основные правила совместного расположения индикаторов и органов управления.

24. Общие требования к организации рабочего места оператора. Признаки и условия оптимальных условий труда.

25. Интерьер оперативного пункта управления (рабочая, вспомогательная зоны, зона отдыха).

26. Физические и химические факторы производственной среды.

27. Принципы определения и методика расчета надежности системы «человек-машина». Показатели надежности оператора.

28. Классификация и общая характеристика факторов производственной среды.

29. Структура инженено-психологического проектирования. Общие инженерно-психологические требования к проектированию СЧМ, учет человеческого фактора при проектировании СЧМ.

30. Особенности проведения инженерно-психологической оценки при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ.

31. Понятие «способности». Факторы, влияющие на формирование способностей. Классификация способностей.

32. Профессиональный отбор (психологический отбор). Принципы и методы профессионального отбора.

33. Обучение операторов.

34. Профессиональная мобильность как механизм социальной адаптации личности.

35. Потребности и мотивация поведения личности. Виды потребностей. Классификация потребностей А. Маслоу. Мотивы и виды мотивов. Мотивационная сфера личности.

36. Диагностика психологических свойств личности. Классификация психодиагностических методов исследования.

37. Социум как фактор организации индивидуального поведения.

38. Структура социальной власти в малой группе. Лидерство в группе. Стили управления.

39. Структура общения. Вербальные и невербальные средства общения.

40. Межличностный конфликт. Правила, приемы и техники конструктивного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: