Широко распространенным методом решения транспортных задач является метод потенциалов. Этот метод позволяет упростить наиболее трудоемкую часть вычислений – нахождение оценок свободных клеток.
Теорема8. (признак оптимальности опорного решения). Если допустимое решение Х=(
), i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n транспортной задачи является оптимальным, то существует потенциалы (числа) поставщиков
, i=1,2,,…,m и потребителей
, j=1,2,…,n, удовлетворяющие следующим условиям:
+
=
при
>0, (12)
+
при
=0. (13)
Доказательство. Используем вторую теорему двойственности. Запишем математическую модель транспортной задачи
,
, i=1,2,,…,m, 
, j=1,2,…,n, 
0, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n.
составим математическую модель двойственной задачи. Обозначим через
, i=1,2,,…,m переменные (оценки), соответствующие первым m уравнениям системы ограничений, и через
, j=1,2,…,n переменные, соответствующие последним n уравнениям. Записываем
F(U, V)=
,
+
, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n.
Каждое ограничение двойственной задачи содержит только две переменные, так как вектор-условие
системы ограничений исходной задачи имеет только две отличные от нуля (равные единице) координаты,i-ю и (m+j)-ю. Условий неотрицательности двойственная задача не имеет, так как все ограничения в исходной задаче – равенства. По второй теореме двойственности, если при подстановке в систему ограничений двойственной задачи некоторое ограничение выполняется как строгое неравенство
+
<
, то соответствующая координата оптимального решения исходной задачи равна нулю, т.е.
=0. Если же оптимальным решением ограничение удовлетворяется как равенство
+
=
, то соответствующая координата оптимального решения отлична от нуля, т.е.
>0.
Группа равенств (12)
+
=
при
>0 используется как система уравнений для нахождения потенциалов. Нетрудно видеть, что эта система могла иметь несколько другой вид, например -
+
=
или
-
=
, если перед тем, как записать двойственную задачу, все уравнения одной из групп уравнений исходной задачи умножить на (-1).
Данная система уравнений имеет m+n неизвестных
, i=1,2,,…,m и
, j=1,2,…,n. Число уравнений системы, как и число отличных от нуля координат невырожденного опорного решения, равно m+n-1. так как число неизвестных системы на единицу больше числа уравнений, то одной из них можно задать значение произвольно, а остальные найти из системы.
Группа неравенств (13)
+
при
=0 используется для проверки оптимальности опорного решения. Эти неравенства удобно записать в виде
=
+
-
при
=0. (14)
Числа
называются оценками свободных клеток таблицы или векторов-условий транспортной задачи, не входящих в базис опорного решения. В этом случае признак оптимальности можно сформулировать так же, как в симплексном методе (для задачи на минимум): опорное решение является оптимальным, если для всех векторов-условий (клеток таблицы) оценки неположительные.
Оценки для свободных клеток транспортной таблицы используются для улучшения опорного решения. С этой целью находят клетку (k, l) таблицы, соответствующую max{
}=
. Если
0, то решение оптимальное. Если же
>0, то для соответствующей клетки (k, l) строят цикл и улучшают решение, перераспределяя груз
=
по этому циклу.






