Особенности решения транспортных задач с неправильным балансом

До сих пор рассматривались транспортные задачи с правильным балансом. Однако на практике чаще встречаются задачи с неправильным балансом. Каковы особенности их решения?

1. Пусть суммарные запасы поставщиков превосходят суммарные запросы потребителей, т.е. . Очевидно, что в этом случае при составлении оптимального плана перевозок часть запасов поставщиков, равная = , останется не вывезенной. Поэтому в системе ограничений транспортной задачи первую группу уравнений (2) следует заменить неравенствами , i=1,2,…,m. (15)

Вторая группа уравнений остается без изменения, так как запросы всех потребителей удовлетворяются полностью. Для приведения к канонической форме в неравенства (15) вводят дополнительные переменные . В результате первые m ограничений задачи принимают вид , i=1,2,…,m.

В целевую функцию дополнительные переменные не входят (входят с нулевыми коэффициентами). Математическая модель задачи принимает вид , (16)

, i=1,2,…,m, (17)

, j=1, 2, …, n, (18)

, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n+1. (19)

Запишем необходимое и достаточное условие разрешимости задачи (см. теорему1): .

Отсюда .

Следовательно, чтобы задача в рассматриваемом случае имела решение, необходимо ввести фиктивного потребителя с запросами , равными разности суммарных запасов поставщиков и запросов потребителей, и нулевыми стоимостями перевозок единиц груза .

2. Аналогично в случае, когда суммарные запросы потребителей превосходят суммарные запасы поставщиков, т.е. , часть запросов потребителей, равная = , останется не удовлетворенной. Поэтому вторая группа уравнений системы ограничений (3) транспортной задачи заменяется неравенствами , j=1, 2, …, n.

После введения дополнительных переменных в эти неравенства математическая модель задачи примет вид , (20)

, i=1,2,…,m, (21)

, j=1, 2, …, n, (22)

, i=1,2,,…,m+1, j=1,2,…,n. (23)

Для того чтобы задача имела решение, необходимо и достаточно, чтобы .

Отсюда .

Следовательно, чтобы в этом случае задача имела решение, необходимо ввести фиктивного поставщика с запасами , равными разности суммарных запросов потребителей и запасов поставщика, и нулевыми стоимостями перевозок единиц груза .

Необходимо отметить, что при составлении начального опорного решения в последнюю очередь следует распределять запасы фиктивного поставщика и удовлетворять запросы фиктивного потребителя, несмотря на то, что им соответствует наименьшая стоимость перевозок, равная нулю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: