1) умение осознанно
усваивать понятия 1) умение применять на практике
синтаксиса; любые теоретические сведения;
2) умение синтаксически обос- 2) умение употреблять в речи
новывать пунктуацию; усвоенные синтаксические струк
туры;
3) умение самостоятельно раз- 3) умение оценивать собствен-
вивать синтаксический строй ный и чужой текст, находить в
речи; нём синтаксические ошибки,
править текст.
Синтаксические ошибки – вид грамматических, речевых ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм русского языка (нарушение согласования и управления в сочетании слов – на Москва-реке, на озере Байкале, платить за проезд, надеть платье, неоправданные пропуски членов предложения - заявление в адрес, неправильный порядок слов, неправильное употребление личных местоимений – С полки упала книга, и из нее выпало письмо; Труппа, поискав друга в толпе, растерялась, однотипность синтаксических конструкций).
Методы, приёмы обучения синтаксису, виды упражнений
Методы изучения синтаксиса:
- объяснительно-иллюстративный; лекция; слово учителя; беседа; лингвистический эксперимент; метод проблемного изложения.
Приёмы: наблюдения над языковым материалом (живая разговорная речь, язык художественной литературы, анализ учебной и научной литературы ); синтаксический разбор (полный, частичный, устный, письменный); работа над усвоением определений, терминов, правил, классификациями изучаемых явлений.
Виды упражнений при изучении синтаксиса: а) грамматический разбор конструкций; б) классификация сопоставимых учащимися синтаксических явлений; в) преобразование данных конструкций; г) конструирование словосочетаний или предложений заданной модели (по схеме); д) наблюдения семантико-стилистического характера; е) употребление указанных конструкций в самостоятельных высказываниях учащихся (Купалова А.Ю. Методика синтаксиса в книге: Основы методики русского языка в 408 классах. Под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. М., 1978).