Литература
1. Бабайцева В.В. Изучение темы «Словосочетание» в 7 (8) классах. – РЯШ, 1981, № 4.
2. Купалова А.Ю. Изучение первых тем синтаксиса. – РЯШ, 1987, № 4.
Словосочетание – одна из двух синтаксических единиц, изучаемых в школе. Место раздела определено на основе структурно-семантического принципа в лингвистике и линейно-ступенчатого в методике (от простых единиц к сложным).
Данная тема открывает изучение синтаксиса в 5 и 8 классах.
Этапы изучения: начальный; пропедевтический (5 класс); систематический (8 класс); факультативно-обобщающий (9-11 классы).
Данный подход к изучению темы требует учёта и реализации следующих лингвистических принципов:
- экстралингвистического (сопоставление единиц языка и реалий);
- функционального (показать роль единиц языка в речи);
- нормативно-стилистического (знакомство в механизмом выбора слов и словосочетаний для реализации их в речи в соответствии с нормами языка);
- межуровневых и внутрипредметных связей (опора на сопоставление слова и словосочетания, предложения);
|
|
- исторического (учёт исторических изменений значений слов, входящих в состав словосочетания).
Методика изучения раздела в школе
История вопроса. Как единица синтаксиса, требующая своего изучения в школе, словосочетание стало рассматриваться в 60-е годы ХХ века. Хотя ещё М.В.Ломоносов в 1765 году дал описание сочетания частей речи на основе их синтаксических свойств, особенно стержневых слов. А.Х. Востоков в 1831 году ввёл термин «словосочетание».