Практическое занятие № 4. Тема: Когнитивный подход к исследованию медийного текста

Тема: Когнитивный подход к исследованию медийного текста.

Цель:

· сформировать представление о журналистской деятельности в СМИ как когнитивно-дискурсивной деятельности, связанной с продуцированием медиа-рекламной картины мира как ракурсной модели реальности;

· активизировать способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания, умения анализировать литературу по теме, выработать концептуально-методологические основы исследования при разработке научно-исследовательского проекта, посвященного концептосфере современного медийного дискурса;

· в ходе научно-исследовательской работы, посвященной концептам современной культуры, выработать осознание важности гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе и обществу.

Формируемые компетенции: ПК-12; ПК-14; ОК-3.

Организационная форма занятия: семинар, защита авторских проектов с применением информационно-компьютерных технологий (презентация).

Студентам заранее (за неделю до занятия) дается индивидуальное задание – подготовить презентацию на одну из тем:

1. Концепт здоровье в медийном дискурсе

2. Концепт благополучие в медийном дискурсе

3. Концепт успех в медийном дискурсе

4. Концепт доверие в медийном дискурсе

5. Концепт традиция в медийном дискурсе

6. Концепт свой – чужой в медийном дискурсе

7. Концепт кризис в медийном дискурсе

8. Концепты честность, закон и справедливость в медийном дискурсе

9. Концепт независимость в медийном дискурсе

10. Концепты свобода и воля в медийном дискурсе

11. Концепт безопасность в медийном дискурсе

12. Концепт Россия в медийном дискурсе

Вопросы для обсуждения:

1. Журналистская деятельность в СМИ как когнитивно-дискурсивная деятельность (в концепции Е.С. Кубряковой).

2. Понятие медиа-рекламной картины мира. Структура медиа-рекламной картины мира.

3. Эйдетическая сущность медийного конструирования образов. Идея глубины медийного текста.

4. Базовые концепты отечественной медиакультуры. Проблема деформации российской концептосферы под влиянием медиа-рекламного дискурса.

Методические рекомендации:

1. Для подготовки к 1-му вопросу семинара прочитайте статьи Е. С. Кубряковой и Л. В. Цуриковой «Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности» и О. В. Александровой «Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 49–71). Обратите внимание на проблему воздействия разных структур знаний (информации) на продуцирование картины мира и поведение аудитории.

2. Для подготовки ко 2-му вопросу семинара прочитайте п. 1.1 и п. 1.2 первой главы монографии Е. Н. Ежовой «Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи» (М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с. – С. 11–38). Обратите внимание на различные подходы к понятию информации, на интерпретацию информации как субстанциональной основы медиа-рекламной картины мира, на специфику медийной информации.

3. Для подготовки к 3-му вопросу семинара прочитайте п. 1.1 и п. 1.2 первой главы монографии Е. Н. Ежовой «Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи» (М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с. – С. 90–98). Обратите внимание на проблему феноменологической глубины текста СМИ и иерархию когнитивных структур, активизируемых языковами средствами медийного текста (прототипные картины, сцены, фреймы, сценарии, символы; мифологемы; архетипы).

4. Для подготовки к 4-му вопросу семинара воспользуйтесь материалами словаря Ю. С. Степанова «Константы. Словарь русской культуры» (М.: Академический Проект, 2004. – 922 с.). Также необходимо подготовить презентацию на одну из предложенных выше тем.

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Ответьте письменно на вопрос, какова роль современных СМИ в моделировании картины мира.

2. На основе подготовленной вами презентации, посвященной концептам современной медиакультуры, прокомментируйте проблему деформации российской концептосферы в современном медиа-рекламном дискурсе.

Литература

Основная литература:

1. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов / В. В. Богуславская. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.

2. Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Т. В. Чернышова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 296 с.

3. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

Дополнительная литература:

1. Галумов, Э. А. Имиджи российского консьюмеризма / Э. А. Галумов // Аналитический центр Юрия Левады, 2004 – URL: http://levada-center.ru/interrelations.html. – (Дата обращения: 12.12.2009).

2. Дьякова, Е. Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. – 130 с.

3. Ежова, Е. Н. Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с.

4. Ежова, Е. Н. Пространство и время в медиа-рекламной картине мира / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2009. – 178 с.

5. Емелин, В. А. Виртуальная реальность и симулякры / В. А. Емелин. – М., 1999. – URL: http://www.emeline.narod.ru/virtual.htm. – (Дата обращения: 15.12.2009).

6. Зализняк, Анна А. Ключевые идеи русской языковой картины мира: сб. ст. / Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 544 с.

7. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под. ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

8. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации» / под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А. И. Подольского. – М.: Аспект-пресс, 2008. – 399 с.

9. Корнилова, Е. Е. Слово и изображение в рекламе / Е. Е. Корнилова, Ю. А. Гордеев. – Воронеж: Кварта, 2001. – 224 с.

10. Лосев, А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 269 с.

11. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. – М.: Эдиториал УРСС, 2008. – 280с.

12. Мелетинский, Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е. М. Мелетинский // Бессознательное. Многообразие видения: сборник – Новочеркасск: Сагуна, 1994. – С. 159–167.

13. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. – М.: Мир, 1980. – 234 с.

14. Пендикова, И. Г. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Пендикова, Л. С. Ракитина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.– 303 с.

15. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2001. – 192 с.

16. Поршнев, Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология: сб.ст. – М.: Мысль, 1972. – С. 7–35.

17. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / отв. ред. Ю. К. Пирогова, П. Б. Паршин. – М.: Изд. дом Гребенникова, 2000. – 270 с.

18. Рогозина, И. В. Функции и структура медиа-картины мира / И. В. Рогозина // Методология современной психолингвистики. – М.; Барнаул: Изд-во Алтайского государственного ун-та, 2003. – С. 120–126.

19. Сметанина, С. И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С. И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 383 с.

20. Ясавеев, И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского государственного ун-та, 2004. – 200 с.

Словари и справочники:

1. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 245 с.

2. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т.1 / под ред. С. Я.Левит. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.

3. Постмодернизм: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.

4. Руднев, В. П.Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.

5. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. – М.: Академический Проект, 2004. – 922 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Adme.ru. – Видеохостинг креативной рекламы.

2. http://www.BrandsInfo.ru. – Каталог историй появления знаменитых брендов со всего мира.

3. http://www.intv.ru. – Видеохостинг (видеоархив, интернет-телевидение).

4. http://www.sostav.ru. – Портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR.

5. http://www.StoryBrand.ru. – Сайт об истории создания мировых марок, брендов, компаний, фирм, организаций.

6. http://www.telead.ru. – Архив телевизионной рекламы.

7. http://www.tvigle.ru. – Архив видеоматериалов (фильмы, видеоролики, телевизионная реклама и др).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: