Практическое занятие № 6. Тема: Коммуникативно-прагматическое измерение медийно-рекламного дискурса

Тема: Коммуникативно-прагматическое измерение медийно-рекламного дискурса.

Цель:

· на основе владения знаний, касающихся журналистики как части системы массовой коммуникации (роли СМК в обществе, функций журналистики, механизмов и принципов функционирования, аудитории, контента) выявить параметы медийно-рекламного дискурса как статусно-ориентированный институциональный тип общения;

· на основе анализа информации об отечественных и зарубежных научных исследованиях в сфере коммуникативной организации текстов, в том числе медийных, выявить специфику институционально-дискурсивного метода и деятельностного подхода в процессе создания медийного текста и исследования его функционирования в массовой коммуникации;

· на основе анализа отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных принципам коммуникативного взаимодействия, выявить условия эффективности (успешности) коммуникативного акта и условия, приводящие к коммуникативным неудачам;

Формируемые компетенции: ПК-1; ПК-4; ПК-10.

Организационная форма занятия: семинар, индивидуальное проекционное и творческое задание.

Вопросы для обсуждения:

1. Медийно-рекламный дискурс как статусно-ориентированный институциональный тип общения.Модель медийной коммуникации.

2. Структура речевого коммуникативного акта: локутивный, иллокутивный, перлокутивный акты.

3. Коммуникативные стратегии в медийно-рекламном дискурсе.

4. Условия успешности коммуникативного акта и коммуникативные неудачи.

Методические рекомендации:

1. Для подготовки к 1-му вопросу семинара прочитайте п. 3.1 и п. 3.2 третьей главы монографии В. И. Карасика «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» (М.: Гнозис, 2004. – 390 с. – С. 226–250). Обратите внимание на категории институционального типа дискурса.

2. Для подготовки ко 2-му вопросу семинара прочитайте статью И. М. Кобозевой «Лингвопрагматический аспект исследования языка СМИ» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 121–123).

Также необходимо подготовить конспекты следующих публикаций:

Остин, Дж. Слово как действие / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 22–129.

Серль, Дж. Р. Что такое речевой акт? / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 170–194

Серль, Дж. Р. Косвенные речевые акты / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 170–194

Серль, Дж. Р. Классификация иллокутивных актов / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 170–194.

3. Для подготовки к 3-му вопросу семинара прочитайте 2 главу книги Х. Кафтанджиева «Тексты печатной рекламы» (Пер. с болг./ Под. ред. М. Дымшица. – М.: 1995. – 134 с.) Обратите внимание на следующие коммуникативные стратегии в медийно-рекламном дискурсе: вопрос, загадка, инструкция, анекдот, свидетельские показания, мнение эксперта, известных личностей, инструкция, парадокс, суперутверждение, решение проблемы, драматизированная ситуация и др.

4. Для подготовки к 4-му вопросу семинара прочитайте статью И. М. Кобозевой «Лингвопрагматический аспект исследования языка СМИ» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 121–127). Обратите внимание на принципы коммуникативного взаимодействия и эффекты, вызываемые нарушением этих принципов.

Задания для контроля владения компетенциями:

1.Прокомментируйте представленные ниже высказывания о возможностях институционально-дискурсивного метода и деятельностного подхода в процессе создания медийного текста и исследования его функционирования в массовой коммуникации:

Институционально-дискурсивный метод позволяет рассматривать средства массовой коммуникации и рекламу как статусно-ориентированные институциональные типы дискурса, специфицируемые особыми статусно-ролевыми и ситуативно-коммуникативными характеристиками участников общения; условиями общения и определенными хронотопами; мотивами и стратегиями общения; канальностью, стилем и жанром общения.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение журналистики и рекламы как массово-информационной деятельности, направленной на управление сознанием и изменение поведенческих установок аудитории.

2. С учетом выявленных условий успешности коммуникативного акта разработайте рекламный или PR-текст, содержащий краткую информацию о политической программе вымышленной партии, с использованием иллокутивных речевых актов различных типов: речевых актов – репрезентативов (сообщения, информирования, ответа, утверждения, предупреждения, прогнозирования, квалификации, признания, описания и др.); речевых актов – директив (просьбы, запрета, совета, инструкции, призыва, приказа, требования и др.); речевых актов – комиссивов (обещания, уверения, клятвы, гарантирования); речевых актов – экспрессивов (благодарности, извинения, сожаления, огорчения, агрессии, радости); речевых актов – деклараций (сообщения, прогнозирования, квалификации, признания, описания).

Литература

Основная литература:

1. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов / В. В. Богуславская. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.

2. Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Т. В. Чернышова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 296 с.

3. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

Дополнительная литература:

1. Голуб, О. Ю. Социальная реклама: Учебное пособие / О. Ю. Голуб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010. – 180 с.

2. Дыкин, Р. В. Социальная реклама в системе массовой коммуникации: Учебное пособие / Р. В. Дыкин. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2009. – 156 с. (Страницы конспектирования – 16–33; 114–130).

3. Ежова, Е. Н. Реклама: технологии воздействия / Е. Н. Ежова, Е. А. Арутюнова, О. А. Мельник и др.; под ред. Е. Н. Ежовой. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 327 с.

4. Золоторева, Е. Н. Банковская реклама (на материале печатной продукции) / Е. Н. Золоторева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 212 с.

5. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под. ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

6. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации» / под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А. И. Подольского. – М.: Аспект-пресс, 2008. – 399 с.

7. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 284 с.

8. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.

9. Кафтанджиев, Х. Тексты печатной рекламы / Х. Кафтанджиев. Пер. с болг./ Под. ред. М. Дымшица. – М.: 1995. – 134 с.

10. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 288 с.

11. Лисовский, С. Ф. Политическая реклама / С. Ф. Лисовский. – М.: Маркетинг, 2000. – 255 с. (Страницы конспектирования – 13–30; 67–98; 165–230).

12. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. – М.: Эдиториал УРСС, 2008. – 280с. (Страницы конспектирования – 7–107).

13. Мельник, О. А. Текст социальной рекламы в СМИ: способы моделирования социальной информации: дис. … канд. филол. наук / О. А. Мельник. – Ставрополь, 2010. – 150 с.

14. Назайкин, А.Н. Рекламный текст в современных СМИ: практическое пособие / А.Н. Назайкин. – М.: Эксмо,2007. – 352 с.

15. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Г. Николайшвили. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

16. Остин, Дж. Слово как действие / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 22–129.

17. Полукаров, В. Л. Телевизионная и радиовещательная реклама: учеб. пособие / В. Л. Полукаров, Л. Г. Грановский [и др.] – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. – 388 с.

18. Рогозина, И. В. Функции и структура медиа-картины мира / И. В. Рогозина // Методология современной психолингвистики. – М.; Барнаул: Изд-во Алтайского государственного ун-та, 2003. – С. 120–126.

19. Селиверстов, С. Э. Социальная реклама. Искусство воздействия словом / С. Э. Селиверстов. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2006. – 288 с.

20. Серль, Дж. Р. Что такое речевой акт? / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 170–194.

21. Серль, Дж. Р. Косвенные речевые акты / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 170–194.

22. Серль, Дж. Р. Классификация иллокутивных актов / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М., 1986. – С. 170–194.

23. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. – СПб.: Алетейя, 2000. – 316 с.

24. Сметанина, С. И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С. И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 383 с.

25. Смирнов, В. В. Реклама на радио / В. В. Смирнов. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 152 с.

26. Сомова, Е. Г. «Я увидел это по радио» (Звуковая метафора в радиоречи): монография / Е. Н. Сомова. – Краснодар: Кубанского государственного ун-та: КСЭИ, 2002. – 180 с.

27. Степанов, В. Н. Провокативный дискурс массовой коммуникации: дис. … д-ра филол. наук / В. Н. Степанов. – Санкт-Петербург, 2005. – 380 c.

28. Степанов, В. Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации: монография / В. Н. Степанов. – СПб.: Роза мира, 2008. – 268 с.

29. Степанов, В. Н. Речевое воздействие в рекламе: учебно-практическое пособие по спецкурсу / В. Н. Степанов; Международный ун-т бизнеса и новых технологий /институт/; Институт лингвистики. – Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2006. – 40 с.

30. Тулупов, В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В. В. Тулупов. – Воронеж: Кварта, 2001. – 320 с.

31. Ученова, В. В. Социальная реклама: учебное пособие / В. В. Ученова, Н. В. Старых. – М.: ИндексМедиа, 2006. – 304 с.

32. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России / О. А. Феофанов. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

33. Хазагеров, Г. Г. Политическая риторика / Г. Г. Хазагеров. – М.: Николо-Медиа, 2002. – 320 с.

34. Хорольский, В. В. Журналистика и коммуникативистика: неизбежность конвергенции / В. В. Хорольский // Акценты. Новое в массовой коммуникации: альманах. Вып. 5–6 (76–77). – 2008. – С. 43–54.

35. Цуладзе, А. М. Формирование имиджа политика в России / А. М. Цуладзе. – М.: Университет, 1999. – 143 с.

36. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие / А. П. Чудинов. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.

37. Шомова, С. А. Политические шахматы. Паблик рилейшнз как интеллектуальная игра / С. А. Шомова. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 214 с.

Словари и справочники:

1. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т.1 / под ред. С. Я.Левит. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.

2. Постмодернизм: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.

3. Руднев, В. П.Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Adme.ru. – Видеохостинг креативной рекламы.

2. http://www.BrandsInfo.ru. – Каталог историй появления знаменитых брендов со всего мира.

3. http://www.intv.ru. – Видеохостинг (видеоархив, интернет-телевидение).

4. http://www.sostav.ru. – Портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR.

5. http://www.StoryBrand.ru. – Сайт об истории создания мировых марок, брендов, компаний, фирм, организаций.

6. http://www.telead.ru. – Архив телевизионной рекламы.

7. http://www.tvigle.ru. – Архив видеоматериалов (фильмы, видеоролики, телевизионная реклама и др).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: