Практическое занятие № 2

Тема: Структурная организация медийного текста.

Цель:

· сформировать способность и готовность применять знания о современных методах исследования, в частности о структурно-системном подходе и функциональном анализе, в процессе создания креолизованного медийного текста и исследования его полисемиотической структуры и функций;

· сформировать умение осознать основные проблемы своей предметной области, самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи и определять способы решения проблем в области создания журналистких текстов;

· выработать способность к критическому, аналитическому мышлению в процессе создания и анализа медийных текстов, в том числе рекламных текстов.

Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-16, ПК-13.

Организационная форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Креолизованный медийный текст как полисемиотическая структура.

2. Жесткая моделируемость как дифференциальный признак медийного текста.

3. Структура рекламного текста в СМИ. Способы организации языковых единиц в медийно-рекламном тексте. Идея порядка и симметрии в рекламе.

4. Слоган как доминанта рекламного текста и константа рекламной кампании.

Методические рекомендации:

1. Для подготовки к 1-му вопросу семинара прочитайте и законспектируйте следующие статьи:

Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. – М.: Наука, 1990. – С. 180–181;

Сонин, А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания. – 2005. – № 6. – С. 115–123.Обратите внимание на типы и функции креолизованных текстов в средствах массовой информации.

2. Для подготовки ко 2-му вопросу семинара прочитайте 3 главу книги В. В. Богуславской «Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов» (М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с. – С. 127–165). Обратите внимание на способы компрессии информации в медийном тексте и моделирования заголовков; на проблему соотношения «заголовок – лид – текст» в структуре медиатекста.

3. Для подготовки к 3-му вопросу семинара прочитайте п. 2.1 монографии Е. Н. Ежовой «Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи» (М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с. – С. 78–98). Обратите внимание на концепцию деконструкции и организации языковых единиц на различных языковых уровнях медийного текста (фонетическом, лексическом, грамматическом); на принцип повтора как структурообразующий принцип текста рекламы; семантическую изотопичность медийно-рекламного текста.

4. Для подготовки к 4-му вопросу семинара прочитайте первую часть книги И. Г. Морозовой «Слагая слоганы» (М.: РИП-холдинг, 2001. – 174 с. – С. 14–104). Обратите внимание на проблему соотношения маркетинговой и художественной информации в структуре слогана; на проблему структурного и семантического минимума слогана на способы включения имени бренда в слоган (контекстный способ и способ «свободного радикала»).

Задания для контроля владения компетенциями:

1.Прокомментируйте представленные ниже высказывания о возможностях структурно-системного подхода и функционального анализа в процессе создания креолизованного медийного текста и исследования его полисемиотической структуры и функций:

Структурно-системный подход позволяет рассматривать медийный текст как гетерогенное структурно-системное образование, формируемое на основе связи и взаимодействия визуального и вербально-акустического слоев и моделируемое в системе координат гармонической организации текста – горизонтали, вертикали и глубины; продуцируемую этими текстами медиа-рекламную картину мира – как виртуально-идеальную модель реальности, включающую отдельные экзистенциональные сферы.

Функциональный анализ позволяет выявить дифференцирующие и интегративные признаки медиатекста как социокультурного феномена в ряду других типов текстов, на основе сопоставления задач и выполняемых функций. Кроме того функциональный анализ предполагает исследование функционирования элементов различных знаковых систем в структуре медиа-рекламной картины мира как мозаичного единства, продуцируемого медийно-рекламными т екстами.

2. Проанализируйте рекламный текст, транслируемый любым каналом СМИ, с точки зрения методики деконструкции и организации языковых единиц на различных языковых уровнях медийного текста (фонетическом, лексическом, грамматическом). Установите, на каких уровнях организации реализуется принцип повтора; в чем проявляется семантическая изотопичность данного текста.

Литература

Основная литература:

1. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов / В. В. Богуславская. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.

2. Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Т. В. Чернышова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 296 с.

3. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

Дополнительная литература:

1. Анатомия рекламного образа / под ред. А. В. Овруцкого. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. (Страницы конспектирования – 8–23).

2. Бердышев, С.Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления / С.Н. Бердышев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. – 252 с.

3. Бернадская, Ю. С. Текст в рекламе: учеб пособие для студентов вузов / Ю. С. Бернадская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 288 с.

4. Воронин, С. В. Основы фоносемантики / С. В. Воронин. – Л.: Изд-во Ленинградского государственного ун-та, 1982. – 244 с.

5. Воронин, С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании: очерки и извлечения / С. В. Воронин. – Л.: Изд-во Ленинградского государственного ун-та, 1990. – 200 с.

6. Ежова, Е. Н. Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с.

7. Ежова, Е. Н. Пространство и время в медиа-рекламной картине мира / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2009. – 178 с.

8. Ежова, Е. Н. Реклама: технологии воздействия / Е. Н. Ежова, Е. А. Арутюнова, О. А. Мельник и др.; под ред. Е. Н. Ежовой. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 327 с.

9. Кафтанджиев, Х. Тексты печатной рекламы / Х. Кафтанджиев. Пер. с болг./ Под. ред. М. Дымшица. – М.: 1995. – 134 с.

10. Корнилова, Е. Е. Слово и изображение в рекламе / Е. Е. Корнилова, Ю. А. Гордеев. – Воронеж: Кварта, 2001. – 224 с.

11. Кохтев, Н. Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов / Н. Н. Кохтев. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 96 с.

12. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 288 с.

13. Матвеева, Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. – М.: РИП-холдинг, 2002. – 316 с.

14. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. – М.: Эдиториал УРСС, 2008. – 280с.

15. Морозова, И. Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства / И. Г. Морозова. – М.: Гелла-принт, 2002. – 272 с.

16. Морозова, И. Г. Слагая слоганы / И. Г. Морозова. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 174 с.

17. Назайкин, А.Н. Рекламный текст в современных СМИ: практическое пособие / А.Н. Назайкин. – М.: Эксмо,2007. – 352 с.

18. Новичихина, М. Е. Коммерческое название, рекламный текст, бренд, товарный знак, номен: разграничение понятий / М. Е. Новичихина // Вестник Воронежского государственного ун-та. – 2004. – № 1. – С. 165–171.

19. Пирогова, Ю. К. Информационная безопасность и языковое манипулирование в рекламном дискурсе / Ю. К. Пирогова // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 243–260.

20. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / отв. ред. Ю. К. Пирогова, П. Б. Паршин. – М.: Изд. дом Гребенникова, 2000. – 270 с.

21. Рогозина, И. В. Функции и структура медиа-картины мира / И. В. Рогозина // Методология современной психолингвистики. – М.; Барнаул: Изд-во Алтайского государственного ун-та, 2003. – С. 120–126.

22. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. – СПб.: Алетейя, 2000. – 316 с.

23. Сметанина, С. И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С. И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 383 с.

24. Сонин, А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания. – 2005. – № 6. – С. 115–123.

25. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. – М.: Наука, 1990. – С. 180–181.

26. Ученова, В. В. «Философский камешек» рекламного творчества. Культурология и гносеология рекламы: учебное пособие для деловых людей / В. В. Ученова, М. И. Старуш. – М.: «Максима», 1996. – 106 с.

27. Фещенко, Л. Г. Структура рекламного текста: учебно-практическое пособие / Л. Г. Фещенко. – СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2003. – 232 с.

28. Шарков, Ф. И. Магия бренда / Ф. И. Шарков. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 268 с.

29. Шатин, Ю. В. Построение рекламного текста / Ю. В. Шатин. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 128 с.

30. Швецов, И.В. Игра в рекламе: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / И.В. Швецов, Ю.С. Вегенер; под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.– 159 с.

31. Эткинд, Е. Г. Материя стиха / Е. Г. Эткинд. – Париж: Institut D’Etudes Slaves, 1985. – 506 с.

32. Якобсон, Р. О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон // Структурализм: «За» и «Против»: сб. ст. – М.: Прогресс, 1975. – С. 193–230.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Adme.ru. – Видеохостинг креативной рекламы.

2. http://www.BrandsInfo.ru. – Каталог историй появления знаменитых брендов со всего мира.

3. http://www.intv.ru. – Видеохостинг (видеоархив, интернет-телевидение).

4. http://www.sostav.ru. – Портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR.

5. http://www.StoryBrand.ru. – Сайт об истории создания мировых марок, брендов, компаний, фирм, организаций.

6. http://www.telead.ru. – Архив телевизионной рекламы.

7. http://www.tvigle.ru. – Архив видеоматериалов (фильмы, видеоролики, телевизионная реклама и др).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: