Практическое занятие № 5. Тема: Психолингвистический анализ медийного текста

Тема: Психолингвистический анализ медийного текста.

Цель:

· выработать понимание на углубленном уровне сущности и специфики, функций, содержания, оптимальных моделей, технологии, профессиональных стандартов, психологических особенностей авторской деятельности журналиста, связанной с созданием текстов для различных каналов СМИ;

· сформировать умение на высоком профессиональном уровне создавать, основываясь на результатах социологических исследований параметров целевой аудитории как объекта медиавоздействия, рекламные и медийные тексты суггестивного характера;

· на основе анализа манипулятивных механизмов медийной коммуникации выявить причины и условия эффективного и благоприятного / неблагоприятного влияния текстов СМИ и рекламы, транслируемой по различным каналам СМИ, на психологическое здоровье человека, а также выработать принципы рекламно-информационной политики в СМИ, которая могла бы ограничивать и / или нейтрализовать негативное воздействие медиатекстов на массовое сознание;

· в ходе проведения «круглого стола» активизировать потребность и способность порождать новые идеи, связанные с выработкой принципов рекламно-информационной политики в СМИ.

Формируемые компетенции: ПК-3; ПК-5; ПК-15; ОК-3; ОК-15.

Организационная форма занятия: «круглый стол», групповые проекционные задания.

Вопросы для обсуждения:

1. Суггестивный регистр медийной коммуникации. Способы речевого воздействия в медиадискурсе. Языковое манипулирование.

2. Целевая аудитория медиа-рекламной коммуникации как объект медиавоздействия и важнейший фактор взаимовлияния рекламы и СМИ.

3. Речевые стереотипы в текстах СМИ и речевое поведение адресата.

4. Психолингвистические основы восприятия различных типов медийного текста: аудиального, аудиовизуального, визуального. Сенсорно-эмотивная аргументация в медийном тексте.

Методические рекомендации:

1. Для подготовки к 1-му вопросу «круглого стола» прочитайте главу «Психолингвистический аспект исследования языка СМИ» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 133–182). Обратите внимание на проблему эмоциогенности и эмоциоцентрированности масс-медийной коммуникации.

Также необходимо подготовить конспекты следующих публикаций:

Паршин, П. Б. Речевое воздействие и манипулирование в рекламе // Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М.: Изд-во Гребенникова, 2000. – С. 55–75.

Пирогова, Ю. К. Информационная безопасность и языковое манипулирование в рекламном дискурсе / Ю. К. Пирогова // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 243–260.

Поршнев, Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология: сб.ст. – М.: Мысль, 1972. – С. 7–35.

2. Для подготовки ко 2-му вопросу «круглого стола» прочитайте п. 1.4 первой главы монографии Е. Н. Ежовой «Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи» (М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с. – С. 51–75). Обратите внимание на концепцию активной и пассивной статусности целевой аудитории в медийной коммуникации; специфику восприятия массовой информации с точки зрения теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера; проблему стандарта / креатива медийного текста с позиций целевой аудитории.

Также необходимо подготовить конспект о моделировании макрофрейма образа жизни субъекта в медиатексте как механизме воздействия на целевую аудиторию и о способах активизации макрофрейма образа жизни различными структурными элементами полисемиотичного медийного текста:

Ежова, Е. Н. Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с. (Страницы конспектирования: 58–75).

3. Для подготовки к 3-му вопросу «круглого стола» прочитайте главы «Культурологический аспект исследования языка СМИ», «Специфика межкультурной коммуникации в текстах СМИ» и «Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 133–182).Особое внимание обратите на гендерные стереотипы как базовые основания масс-медийной коммуникации и национальные / инонациональные стереотипы.

4. Для подготовки к 4-му вопросу «круглого стола» прочитайте п. 2.1 второй главы монографии Е. Н. Ежовой «Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи» (М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с. – С. 88–98). Обратите внимание на вопросы о компенсаторной функции средств передачи акустических и визуальных ощущений в креолизованном медийном тексте; о способах передачи осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений, о фактурных параметрах медийного текста; о синестезии как принципе медийно-рекламного мышления.

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Назовите причины и условия эффективного и благоприятного / неблагоприятного влияния манипулятивных механизмов текстов СМИ и рекламы, транслируемой по различным каналам СМИ, на психологическое здоровье человека.

2. Ответьте на вопрос, какие, по-вашему, принципы должны быть положены в основу рекламно-информационной политики в СМИ, которые могли бы ограничивать и / или нейтрализовать негативное воздействие медиатекстов на массовое сознание.

Литература

Основная литература:

1. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов / В. В. Богуславская. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.

2. Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Т. В. Чернышова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 296 с.

3. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

Дополнительная литература:

1. Агрессия в языке и речи: сборник научных статей / Под. ред. И.А. Шаронова. – М.: РГГУ, 2004. – 288с.

2. Ванштейн, О. Грамматика ароматов. Одеколон и «Шанель № 5» / О. Вайнштейн // Иностранная литература. – 2001. –№ 8. – С. 260–273.

3. Воронин, С. В. Синестезия в языке: аналитический обзор подходов к проблеме / С. В. Воронин, М. Я. Сабанизде // Лингвистические исследования. Социальное и системное на разных уровнях языка. – М.: Прогресс, 1986. – С. 68–74.

4. Грошев, А. В. Технологии гендера рекламных дискурсивных практик / А. В. Грошев // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. – 2000. – № 1. – С. 31–45.

5. Грошев, И. В. Гендерные образы рекламы / И. В. Грошев // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 38–49.

6. Грошев, И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И. В. Грошев // Психологический журнал. – 1998. – № 3. – URL: http://www.psyfactor.org/recl5.htm. – (Дата обращения: 10.11.2009).

7. Гуревич, П. С. Психология рекламы: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с.

8. Давтян, А. А. Роль эмоций в процессе рекламного воздействия на потребителей / А. А. Давтян // Вестник Воронежского государственного ун-та. – 2005. – № 2. – С. 170–181.

9. Дударева, А. А. Рекламный образ. Мужчина и женщина / А. А. Дударева. – М.: РИП-холдинг, 2002. – 222 с. (Страницы конспектирования – 48–61; 64–162).

10. Ежова, Е. Н. Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с.

11. Ежова, Е. Н. Пространство и время в медиа-рекламной картине мира / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2009. – 178 с.

12. Ежова, Е. Н. Реклама: технологии воздействия / Е. Н. Ежова, Е. А. Арутюнова, О. А. Мельник и др.; под ред. Е. Н. Ежовой. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 327 с.

13. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия в языке СМИ: монография / М. Р. Желтухина. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФМУПК, 2003. – 656 с.

14. Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – М.: Флинта, 2009. – 296 с.

15. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под. ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

16. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации» / под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А. И. Подольского. – М.: Аспект-пресс, 2008. – 399 с.

17. Кара-Мурза, Е. С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты / Е. С. Кара-Мурза. – URL: http://www.gramota.ru/mag_arch.html?id=33. – (Дата обращения: 30.12.2009).

18. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2000. – 528 с.

19. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: словарь-справочник / М. Кордуэлл. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с. – URL: http://vocabulary.ru/dictionary/479.

20. Корнилова, Е. Е. Слово и изображение в рекламе / Е. Е. Корнилова, Ю. А. Гордеев. – Воронеж: Кварта, 2001. – 224 с.

21. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2003 г. – 1096 с.

22. Кохтев, Н. Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов / Н. Н. Кохтев. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 96 с.

23. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 288 с.

24. Матвеева, Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. – М.: РИП-холдинг, 2002. – 316 с.

25. Маяцкий, М. Некоторые подходы к проблеме визуальности в русской философии / М. Маяцкий // Логос. Философско-литературный журнал. – 1995. – № 6. – 1994. – С. 47–77.

26. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. – М.: Эдиториал УРСС, 2008. – 280с. (Страницы конспектирования – 7–107).

27. Муравьева Н.В. Язык конфликта. – М.: Изд-во МЭИ, 2002. – 272 с.

28. Огилви, Д. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста / Д. Огилви. – М.: Финстатинформ, 1994. – 189 с.

29. Паршин, П. Б. Речевое воздействие и манипулирование в рекламе // Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М.: Изд-во Гребенникова, 2000. – С. 55–75.

30. Пирогова, Ю. К. Информационная безопасность и языковое манипулирование в рекламном дискурсе / Ю. К. Пирогова // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 243–260.

31. Поршнев, Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология: сб.ст. – М.: Мысль, 1972. – С. 7–35.

32. Пронина, Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы / Е. Е. Пронина. – М.: «Рип-холдинг», 2000. – 100 с.

33. Рассел, Б. Искусство мыслить / Б. Рассел; пер с англ. – М.: Пресс, Дом Интеллектуальной книги, 1999. – 240 c.

34. Резепов, И. Ш. Психология рекламы и PR: Учебное пособие / И. Ш. Резепов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 224 с.

35. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. – М.: КомКнига, 2006. – 224 с.

36. Рощин, С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики / С. К. Рощин. – М.: Наука, 1980. – 303 с.

37. Рюмшина, Л. И. Манипулятивные приемы в рекламе: учеб. пособие / Л. И. Рюмшина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 240 с.

38. Серов, Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология / Н. В. Серов. – СПб.: Речь, 2004. – 672 с.

39. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. – СПб.: Алетейя, 2000. – 316 с.

40. Сметанина, С. И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С. И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 383 с.

41. Степанов, В. Н. Провокативный дискурс массовой коммуникации: дис. … д-ра филол. наук / В. Н. Степанов. – Санкт-Петербург, 2005. – 380 c.

42. Степанов, В. Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации: монография / В. Н. Степанов. – СПб.: Роза мира, 2008. – 268 с.

43. Степанов, В. Н. Речевое воздействие в рекламе: учебно-практическое пособие по спецкурсу / В. Н. Степанов; Международный ун-т бизнеса и новых технологий /институт/; Институт лингвистики. – Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2006. – 40 с.

44. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2001. – 252 с.

45. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России / О. А. Феофанов. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

46. Хазагеров, Г. Г. Политическая риторика / Г. Г. Хазагеров. – М.: Николо-Медиа, 2002. – 320 с.

47. Халеева, И. И. Гендер как интрига познания // Гендер как интрига познания: сб. ст. / сост. А. В. Кирилина.– М.: Изд-во «Рудомино», 2000. – С. 9–14.

48. Ценев, В. Психология рекламы (реклама, НЛП, и 25-й кадр) / В. Ценев. – М.: Бератор, 2003. – 200 с.

49. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие / А. П. Чудинов. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.

50. Шомова, С. А. Политические шахматы. Паблик рилейшнз как интеллектуальная игра / С. А. Шомова. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 214 с.

51. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия / Ю.В. Щербинина. – М.: КомКнига, 2006. – 360 с.

52. Эпштейн, М. На границах культур: Российское – Американское – Советское / М. Эпштейн. – Нью-Йорк: Слово: Word, 1995. – 205 с.

53. Юнг, К.-Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное: о психологии бессознательного / К.-Г. Юнг. – М.: Канон, 1994. – 320 с.

54. Ellul, J. Propaganda. The Formation of Men's Attitudes / J. Ellul. – New York: Vintage books, 1973. – 325 p.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Adme.ru. – Видеохостинг креативной рекламы.

2. http://www.BrandsInfo.ru. – Каталог историй появления знаменитых брендов со всего мира.

3. http://www.intv.ru. – Видеохостинг (видеоархив, интернет-телевидение).

4. http://www.sostav.ru. – Портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR.

5. http://www.StoryBrand.ru. – Сайт об истории создания мировых марок, брендов, компаний, фирм, организаций.

6. http://www.telead.ru. – Архив телевизионной рекламы.

7. http://www.tvigle.ru. – Архив видеоматериалов (фильмы, видеоролики, телевизионная реклама и др).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: