До этого момента мы говорили о СПП с одним придаточным. Но мы знаем, что в СПП может быть два, три и больше придаточных.
– Какие вы знаете виды СПП с несколькими придаточными? (Два вида: 1) все придаточные присоединены непосредственно к главному. 2) первое присоединено к главному, второе – к первому придаточному и т.д.)
– Какие вы знаете типы связи придаточных частей с главной? (3 типа связи: последовательное подчинение, однородное и неоднородное (параллельное) соподчинение)
Задание: найдите и выпишите СПП с последовательным подчинением придаточных. Составьте схему. Текст показан через презентацию.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть способы связи придаточных предложений с главной частью)
Слайд 1 | Ответ ученика. |
В одну минуту дорога вздулась, как река. При свете молний Петя увидел потоки воды, кипящие вокруг него и сбивающие с ног. Нечего было и думать идти дальше. Петя побежал по колено в воде назад к станции, крестясь каждый раз, когда вспыхивала совсем близко молния и сейчас же за ней с пироксилиновым шорохом сыпались сухие обломки грома. И только провалившись в канаву, полную воды, Петя вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень, которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. Вокруг бушевала не просто вода, а именно та самая вода, которая должна вдоволь напоить сад, наполнить высохшую цистерну и спасти семейство Бачей от разорения. (В. Катаев) | Петя вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень, которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. |
Задание: найдите и выпишите СПП с однородными придаточными. Составьте схему.
|
|
Слайд 2 | Ответ ученика. |
Спустившись в овраг, медведь напился из ручья, поднялся на другую сторону и вдруг почуял запах дыма и услышал человеческие голоса. Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись стреноженные лошади. Это была научная экспедиция, но Тедди, конечно же, не знал этого и в величайшем изумлении присел, чтобы получше рассмотреть. (Ю. Казаков) | Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись стреноженные лошади. |
Задание: найдите и выпишите СПП с параллельным (неоднородным) подчинением придаточным.
Слайд 3 | Ответ ученика. |
Про обезьянку Марию Ивановну отец написал маленький рассказ. Могу добавить, что назвал он её так, чтобы досадить одной неприятной даме, которая, рассердившись, перестала посещать наш дом, и таким образом цель была достигнута. Я помню Марию Ивановну баюкающей щенка. Она держала его головой вниз и нежно прижимала торчащий верх хвостик к своей мордочке. Щенок отчаянно визжал, но подойти к обезьянке в эти минуты было невозможно. Это поведение навело отца на мысль, что у неё кто-то, наверное, отнял детёныша. Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора. (По К.Куприной) | Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора. |
5. Задание: заполнить всю таблицу.
|
|
(Учащиеся должны продемонстрировать знания о средствах связи главного предложения с придаточным, знание, на какой вопрос отвечает каждое придаточное, умение различать союз от союзного слова)
Вид придаточного | Вопрос | Средство связи главного предложения с придаточным |
Определительные. | ||
Изъяснительные. | ||
Степени и образа действия. | ||
Сравнительные. | ||
Места. | ||
Времени. | ||
Цели. | ||
Причины. | ||
Следствия. | ||
Условия. | ||
Уступки. |
В конце работы должна получиться следующая таблица:
Вид придаточного | Вопрос | Средство связи главного предложения с придаточным |
Определительные. | Какой? | Только союзными словами: который, что, где, куда, когда, откуда, чей. |
Изъяснительные. | Падежные вопросы. | Союзами: что, как, будто, чтобы, ли, как бы не. союзными словами: когда, куда, сколько, что. |
Степени и образа действия. | В какой степени? Как? Каким образом? | Союзами: что, чтобы, будто, как будто, словно, точно. Союзными словами: |
Сравнительные. | Как? | Только союзами: будто, как, как будто, словно, точно, подобно тому как |
Места. | Где? Куда? Откуда? | Только союзными словами: где, куда, откуда. |
Времени. | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Только союзами: когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор как. |
Цели. | Зачем? С какой целью? | Только союзами: Чтобы, для того чтобы, затем чтобы. |
Причины. | Почему? Отчего? | Только союзами: Ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что. |
Следствия. | - | Только союзом Так что. |
Условия. | При каком условии? | Только союзами: Когда, если, коли, ежели, раз. |
Уступки. | Несмотря на что? | Союзами: хотя, несмотря на то что, пускай, даром что. Союзными словами: где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни. |