О монашестве, с любовью

Кто бывал на Кавказе, в Карачаево-Черкессии, у того в душе остается неизгладимый образ: над буйной щедростью красок и форм горного ландшафта – над всеми хребтами, пиками, ледниками, перевалами, осыпями и моренами, над ущельями, реками и озерами, лесами всех видов и скалами всех пород, над землей и водой, словно надо всем миром, – уходят в синеву сияющие белоснежные склоны. Это Эльбрус.

Впрочем, у тех, кто всерьез смотрит на жизнь, захватывающая красота Эльбруса не вызывает удивления. Они понимают, что гора-исполин создана Господом для нас с вами – не просто напомнить нам о генеральном направлении нашего земного пути, но и зримо, наглядно убедить нас в достижимости нашей цели. Восхождение к небу – ногами, с рюкзаком и ледорубом, или хотя бы глазами, – служит образом нашего реального восхождения к Небу.

Издали Эльбрус видится единым монолитом, но вблизи заметно, что у горы две вершины. Обе ведут в небо, но одна повыше, а другая пониже. На обе сразу подняться невозможно: в некоторой точке надо сделать выбор – куда идти. Если будешь топтаться в сомнениях и нерешительности, не попадешь ни туда, ни сюда, так и останешься внизу.

Чудны дела Твои, Господи! Можно ли с большей ясностью показать нам наши земные судьбы?… Вначале мы все вместе движемся вверх, преодолевая собственную слабость и сопротивление грехов, но наступает момент, когда наши дороги расходятся. Кто-то держит путь на Восточную вершину, кто-то – на Западную: кто-то выбирает брак и семью, кто-то – безбрачие и монашество. Для одних этот жизненно важный выбор очевиден с молодых лет в силу их физического и эмоционального устроения, а для других становится итогом долгих поисков, проб и ошибок.

Большинство стремится к Восточной вершине, к браку. Большинство – но не все. Некоторым с юности чужды дискотеки, танцы, вечеринки, прогулки парами в темное время суток и прочие мероприятия подобного рода. Их больше влечет Западная вершина – безбрачие.

Различие между сторонами света в данном случае определяется тем, что Западная вершина Эльбруса несколько выше Восточной. Памятна беседа Спасителя с учениками на эту тему: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано…» (Мф. 19:10-11). Дорога безбрачия – точнее сказать, дорога к Небу через безбрачие – круче и выше дороги брака; она не для всех, но лишь для тех, «кому дано». Лишаясь брака, они не только не лишаются Бога, а, напротив, обретают возможность уверенней дойти до Него.

Но чтобы воспользоваться этой возможностью, человеку нужно всё то же средство, о котором мы ведем речь: любовь. Ради этого существует монашество, ради этого создаются монастыри.

– В монастырь идут, чтобы спастись?

– И да, и нет. Да, потому что монашество – это образ жизни для тех, кто не вступает в брак, так же как семья – для тех, кто женится и выходит замуж. Как бракосочетание, так и монашеский постриг, – это прежде всего и главным образом обет верности. Взяв на себя обет верности – либо супругу, либо монашеской общине – мы получаем взамен способность к любви и к сохранению спасительного курса на дороге жизни.

Но в то же время на ваш вопрос можно ответить и «нет». Нет, потому что спасение – это цель жизни каждого человека, мирянина или монаха, без разницы. Если забыть об этом, то получится, что только в монашестве возможно истинное христианство – а это уже прямая ересь, осужденная многими церковными канонами.

Природу монашества четко определил святитель Иоанн Златоуст:

«Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности».

Исходя из этих его слов, мы неизменно должны помнить: Христос, Его благовестие, Его заповеди и Его спасение остаются теми же самыми и в монастыре, и в семье, и в одинокой жизни «в миру». Есть простая аналогия с людьми на штатской работе и воинской службе: и те, и другие суть граждане той же страны, живут теми же интересами, подчиняются тем же законам – но в годину тревоги вторые принимают особый подвиг – уходят на войну и, защищая первых, подставляют грудь под пули врага. Так же и монашество берет на себя особые духовные задачи, не слишком заметные для мирян, но необходимые для всей Церкви. Потому-то и предупреждает Спаситель, что дорога эта не для всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: