Социально-экономическое и политическое развитие Франции в годы Четвертой республики

Политическая ситуация в стране оставалась сложной, война расколола нацию. Петена поддерживало большинство государственной бюрократии, крестьяне, многие военные. Де Голль, стремясь сохранить имидж общенационального лидера не спешил придавать движению своих сторонников определенную форму. Голлисты критиковали попытку воссоздать режим партий, приведший Францию к катастрофе. Он также предпочитал пока не выдвигать и развернутую программу социально-экономических преобразований. Его главной целью было возрождение французского государства, осуществление радикальной конституционно-правовой реформы, основанной на концентрации власти. Де Голля поддерживали представители довольно разных социальных групп. В тоже время на политической арене процветала масса различных партий. Популярной была ФКП (коммунисты), достаточно прочными остались позиции социалистов, хотя их программа не многим отличалась от обновленной программы коммунистов. Еще одной массовой политической партией тесно связанной с сопротивлением являлось Народно-Республиканское движение.

Организационное ядро составили объединившиеся в 44г некоммунистические группы Сопротивления. В политической жизни принимали участие и небольшие группы, вышедшие из Движения Сопротивления. На основе некоторых из них сформировался в 45г Демократический и Социальный союз сопротивления. Левое крыло возглавил Франсуа Миттеран. Он объединял противников Де Голля. Единственной партией III республики была Республиканская партия. В ней также были популярны идеи возвращения к многопартийным парламентским коалициям. Дополняли эту политическую палитру группировки «умеренных». Ускоренное формирование широкого партийно-политического спектра вступало в противоречие с курсом на концентрацию госвласти, избранным Де Голлем. Стремясь не допустить перехода инициативы к партиям он, накануне выборов, устроил референдум по двум вопросам: о придании избираемому представительному органу статуса Учредительного собрания и об ограничении его функций только вопросами конституционного строительства. Результаты были положительными. Выборы принесли успех голлистам, однако успех был относительным, т.к. в состав правительства вошли по 5 представителей ФКП. СФИО, МРП. В декабре 45г неустойчивый компромисс м\у ведущими политическими силами сменился острым конфликтом. Де Голль подал в отставку, его преемником стал социалист Ф. Гуэн. 19 апреля 1946г Учредительное собрание одобрило проект конституции, а в мае он был вынесен на референдум. Референдум принес отрицательный результат. Временное правительство и Конституционную комиссию возглавили представители МРП Ж. Бидо и П. Коста-Флор. На ситуацию существенно повлияло возвращение в политику Де Голля, который 16 апреля 1946г впервые сформулировал свой конституционный проект. Столкнувшись с растущим влиянием голлистов, лидирующие партии Учредительного собрания поспешили прийти к компромиссу по поводу нового проекта конституции. Он был представлен Собранию 2 сентября 1946г и получил полную поддержку. Референдум прошел 13 октября, а с 24 декабря конституция вступила в силу. Конституция 46 г провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, которую помимо европейских владений входили заморские департаменты и подмандатные территории. Был сохранен предыдущий вариант Преамбулы и текст Декларации прав человека.. В отличие от традиций III республики нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она заведовала бюджетом, ратифицировала международные договоры, объявляла войну. Избирались по пропорциональной системе 627 депутатов. Совет республики состоял из 320 депутатов избиравшихся на 6 лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов. Полномочия Верхней палаты по сравнению с III республикой были сведены до минимума. Был наделен лишь совещательными функциями в законотворческой области и его рекомендации были необязательны для нижней палаты. Президент ограничен представительской функцией. Он был лишен права роспуска нижней палаты и назначения должностных лиц. Любые акты президента требовали одобрения председателя кабинета и одного из министров. Избирали президента на 7 лет совместно обе палаты. Исполнительная власть вручалась Совету Министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по его же, или председателя. Правительство могло распустить парламент только после 2 правительственных кризисов подряд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: