Самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям.
Одновременно с принятием конституции 1958 г. во всех французских колониальных владениях был проведен референдум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе «Французского сообщества» или желают выйти из него. Большинство населения Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из «сообщества». С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимым государством. Вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке, то есть на их месте образовались: Камерун, Того, Чад, Убанги-Шари (ныне Центральноафриканская Республика), Конго, Габон, Дагомея (ныне Бенин), Нигер, Берег Слоновой Кости (ныне Кот д'Ивуар), Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Малагасийская Республика (на острове Мадагаскар), Судан (ныне Мали), Сенегал, Мавритания
Только в Алжире все еще продолжалась война. В отличие от других французских владений там проживало многочисленное европейское население, образовавшееся в ходе более чем столетней колонизации. Из 9 млн. жителей Алжира около 1 млн. составляли европейцы, причем именно в их руках находилось управление Алжиром. Французские плантаторы, промышленники, торговцы, владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации, уверяя, что «Алжир - это Франция».
В январе 1961 г. правительство де Голля провело референдум о судьбе Алжира. Представленный на референдум законопроект признавал необходимость самоопределения Алжира, но отодвигал его практическое осуществление на неопределенное время. 75% избирателей поддержали правительственный законопроект. Тогда ультраколониалисты устроили новый мятеж.
Преодолевая противодействие ультраколониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным правительством Алжирской республики, находившимся в эмиграции, и 18 марта 1962 г. подписало во французском городе Эвиан соглашения о предоставлении независимости Алжиру. Эвианские соглашения положили конец войне в Алжире. Французская колониальная империя почти полностью распалась.
После подписания Эвианских соглашений премьер-министр Франции Мишель Дебре подал в отставку. Его сменил начальник личного секретариата де Голля Жорж Помпиду.
Освободившись от груза войны в Алжире, правительство де Голля стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Полагая, что лишь обладание ядерным оружием может гарантировать величие нации, правительство де Голля приступило к созданию собственных ядерных сил. В 1960 г., взорвав на военном полигоне в Сахаре свою первую атомную бомбу, Франция вошла в «клуб ядерных держав», наряду с США, СССР и Великобританией. Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам» (т.е. против любого теоретически мыслимого противника, а не обязательно «противника с Востока»). Стремясь покончить с зависимостью от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция, сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте, выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы. Штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.
Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н.С.Хрущев. В результате его поездки СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом. В 1966 г. состоялся ответный визит де Голля в СССР. Он завершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политических консультаций с целью развития франко-советских отношений «от согласия к сотрудничеству». Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ, которая к тому времени стала самой сильной в экономическом отношении державой Западной Европы. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти две страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая, в отличие от ФРГ, ядерным оружием и традиционными связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль в этом союзе. В сентябре 1958 г. в Германии состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ К.Аденауэром, во время которой они заявили о намерении «навсегда положить конец прежней враждебности». В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи.
Сотрудничая с ФРГ, Италией и странами Бенилюкса в «Общем рынке», правительство де Голля выступало против его расширения за счет Англии. Де Голль считал, что Англия слишком тесно связана с Соединенными Штатами Америки и является главным проводником американского влияния в Европе, которая имеет свои собственные, отличные от американских, интересы. Дважды: в 1963 и в 1967 годах, - правительство де Голля, пользуясь правом вето, отказывало Англии в приеме в «Общий рынок».
В принципе де Голль не возражал против объединения стран Европы, но решительно выступал против планов военно-политической интеграции Западной Европы в единое государство. Планам «Соединенных Штатов Европы» он противопоставил идею «Европы государств», то есть межгосударственного союза, в котором все его члены сохраняли бы национальный суверенитет. Де Голль говорил, что Европа простирается «от Атлантики до Урала», и ее объединение не должно осуществляться без СССР и против СССР.
6.Внутренняя и внешняя политика Франции в период президентства Ж. Помпиду:
В результате отставки де Голля во Франции в 1969 году были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил кандидат ЮДР, бывший премьер-министр Жорж Помпиду.
Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближение с теми правыми и центристскими группировками, которые при де Голле находились в оппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля Сопротивления, одного из руководителей ЮДР Ж.Шабан-Дельмаса, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР и «независимых республиканцев» во главе с Жискар д'Эстеном, но и некоторых представителей правой оппозиции.
Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г., правительство Помпиду - Шабан-Дельмаса провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе. Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий и семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», т.е. предоставить больше возможностей частному капиталу. Шестой план экономического и социального развития (1970-1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния рынка. Он исходил из принципа: оказывать помощь частному капиталу тогда и там, когда и где тот пожелает.
Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем. Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций.
В 1971 г. в ходе визита во Францию генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной напряженности и всеобщее разоружение под эффективным международным контролем. Правительство Франции поддержало выдвинутую социалистическими странами идею общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое в 1975 г. открылось в г. Хельсинки.
Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки и Великобританией. В 70-х годах во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», не захотела вернуться в интегрированную военную организацию НАТО.
Отказавшись от выдвинутых де Голлем возражений против вступления Великобритании в «Общий рынок», правительство Помпиду в апреле 1972 г. провело по этому вопросу референдум. 67,7% избирателей, принявших участие в голосовании, поддержали проект договора о вхождении Англии, Дании и Ирландии в «Общий рынок», число членов которого увеличилось с 6 до 9.
Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию французского ядерного оружия. В начале 70-х годов Франция уже располагала всеми основными видами ядерного оружия, баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали силам США и СССР.
7.Внутренняя и внешняя политика Франции в 1974-81 годах:
В апреле 1974 г. неожиданно скончался президент Помпиду, а в мае состоялись внеочередные выборы президента республики. В качестве единого кандидата всех левых сил опять выступал Ф.Миттеран. Главными кандидатами правых партий были бывший премьер-министр, видный деятель деголлевского движения Ж.Шабан-Дельмас и лидер «независимых республиканцев» В.Жискар д'Эстен. В первом туре выборов Жискар д'Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре ненамного опередил Миттерана. Собрав 50,8% голосов, он был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они вошли в состав правительственной коалиции, и один из их молодых лидеров - Жак Ширак - занял пост премьер-министра, но важнейшие министерства оказались в руках «независимых республиканцев».
Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д'Эстен заявил, что Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества». Правительство объявило о дальнейшей «либерализации» экономики, т.е. сокращении сферы государственного планирования. Одновременно оно провело ряд социальных реформ. Были повышены заработная плата, пенсии и семейные пособия, снижен возрастной ценз на выборах с 20 до 18 лет. Правительство облегчило процедуру разводов, уравняло в правах «законных» и «незаконных» детей, приняло закон, разрешающий добровольное прерывание беременности. Однако данная политика оказалась действенной только на непродолжительный период времени.
Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами. Франция облегчила проникновение иностранных капиталов в свою экономику. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО, хотя Франция не вернулась в военную организацию Североатлантического пакта. Присоединившись в 1974 г. к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, Франция продолжала его подземные испытания на островах Тихого океана.
Вопреки прежней линии президента де Голля, правительство Жискар д'Эстена высказалось за расширение полномочий «наднациональных» европейских учреждений, предложило ввести единый европейский паспорт, согласилось избирать депутатов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием. Франция вошла в европейскую валютную систему и приняла единую европейскую платежную единицу (экю). Доля стран «Общего рынка» в ее внешней торговле возросла с 27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г.
Одним из своих важнейших внешнеполитических приоритетов правительство Жискар д'Эстена считало сохранение хороших отношений с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д'Эстена с советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов.
Летом 1975 г. в Хельсинки Жискар д'Эстен от имени Франции подписал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который предусматривал нерушимость границ и дальнейшую разрядку международной напряженности.
Однако, если во внешней политике всё было относительно нормально, то во внутренней крупные проблемы начались уже с начала второй половины 70х. В этот период Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу длительного экономического и социального кризиса. Толчком к нему послужило внезапное и резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 1973 г. К началу 80-х годов цены на нефть выросли в 16 раз, и это серьезно повлияло на экономику Франции, которая импортировала до 80% потребляемой ею нефти. Расходы на импорт нефти и других энергоносителей быстро росли, возник и стал хроническим бюджетный дефицит и дефицит касс социального страхования. Планы экономического и социального развития не выполнялись, темпы экономического роста снизились. Если в 1950-1973 гг. они составляли в среднем почти 6% в год, то в 1973-1980 гг. не превышали 1,4%. Напротив, цены в отличие от предыдущих кризисов увеличивались ежегодно на 10-12%. Во Франции, как и во всем капиталистическом мире, в ходе экономического кризиса 70-х годов обнаружилось новое явление «стагфляция», т.е. сочетание стагнации экономики с инфляцией.
Вследствие низких темпов роста французская экономика постепенно отставала от зарубежных конкурентов. Особенно трудным было положение угольной, сталелитейной и судостроительной промышленности, продукция которых не находила сбыта. Часть нерентабельных предприятий была закрыта, объем производства сократился. Безработица стала массовой. Массовая безработица и инфляция снизили жизненный уровень населения. На смену Жискар д’Эстену пришёл Ф. Миттеран.