Внешняя и колониальная политика Франции в 1958-1969 годах

Самой острой проблемой, сто­явшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддерж­ке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимо­сти бывшим французским колониям.

Одновременно с принятием конститу­ции 1958 г. во всех французских колони­альных владениях был проведен референ­дум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе «Французского сооб­щества» или желают выйти из него. Большинство населения Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из «сооб­щества». С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимым государством. Вскоре доби­лись независимости и другие французские владения в Африке. В 1960 г. провозгла­сили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Эква­ториальной Африке, то есть на их месте образовались: Камерун, Того, Чад, Убанги-Шари (ныне Центральноафриканская Республика), Конго, Габон, Дагомея (ныне Бенин), Нигер, Берег Слоновой Кости (ныне Кот д'Ивуар), Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Малага­сийская Республика (на острове Мадагаскар), Судан (ныне Мали), Сенегал, Мавритания

Только в Алжире все еще продолжа­лась война. В отличие от других француз­ских владений там проживало многочис­ленное европейское население, образо­вавшееся в ходе более чем столетней ко­лонизации. Из 9 млн. жителей Алжира около 1 млн. составляли европейцы, при­чем именно в их руках находилось управ­ление Алжиром. Французские плантаторы, промышленники, торговцы, владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации, уверяя, что «Алжир - это Фран­ция».

В январе 1961 г. правительство де Голля провело референдум о судьбе Алжира. Представленный на референдум законо­проект признавал необходимость самооп­ределения Алжира, но отодвигал его прак­тическое осуществление на неопределен­ное время. 75% избирателей поддержали правительственный законопроект. Тогда ультраколониалисты устроили новый мя­теж.

Преодолевая противодействие ультра­колониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным пра­вительством Алжирской республики, на­ходившимся в эмиграции, и 18 марта 1962 г. подписало во французском городе Эвиан соглашения о предоставлении неза­висимости Алжиру. Эвианские соглаше­ния положили конец войне в Алжире. Французская колониальная империя почти полностью распалась.

После подписания Эвианских согла­шений премьер-министр Франции Ми­шель Дебре подал в отставку. Его сменил начальник личного секретариата де Голля Жорж Помпиду.

Освободившись от груза войны в Алжире, правительство де Голля стало проводить активную внеш­нюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитиче­ской ориентации. Полагая, что лишь обла­дание ядерным оружием может гаранти­ровать величие нации, правительство де Голля приступило к созданию собствен­ных ядерных сил. В 1960 г., взорвав на военном полигоне в Сахаре свою первую атомную бомбу, Франция вошла в «клуб ядерных держав», наряду с США, СССР и Великобританией. Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем ази­мутам» (т.е. против любого теоретически мыслимого противника, а не обязательно «противника с Востока»). Стремясь по­кончить с зависимостью от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция, сохраняя свое членство в Североатланти­ческом пакте, выходит из его интегриро­ванной военной организации. Американ­ские военные базы, находившиеся на тер­ритории Франции, были ликвидированы. Штаб-квартире НАТО пришлось перемес­титься из Франции в Бельгию.

Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 г. по приглашению президента де Голля Фран­цию впервые посетил глава советского правительства Н.С.Хрущев. В результате его поездки СССР и Франция договори­лись о расширении торговых и культур­ных связей друг с другом. В 1966 г. состо­ялся ответный визит де Голля в СССР. Он завершился принятием совместной декла­рации, в которой провозглашалось стрем­ление СССР и Франции установить «атмо­сферу разрядки» между Востоком и Запа­дом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политических консультаций с целью развития франко-советских отношений «от согласия к со­трудничеству». Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ, которая к тому времени стала самой сильной в экономическом отно­шении державой Западной Европы. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти две страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая, в отличие от ФРГ, ядер­ным оружием и традиционными связями с колониальными странами, будет иг­рать ведущую роль в этом союзе. В сен­тябре 1958 г. в Германии состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ К.Аденауэром, во время которой они заявили о намерении «навсегда по­ложить конец прежней враждебности». В 1963 г. Франция и ФРГ подписали до­говор о сотрудничестве в области внеш­ней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи.

Сотрудничая с ФРГ, Италией и стра­нами Бенилюкса в «Общем рынке», пра­вительство де Голля выступало против его расширения за счет Англии. Де Голль счи­тал, что Англия слишком тесно связана с Соединенными Штатами Америки и явля­ется главным проводником американского влияния в Европе, которая имеет свои собственные, отличные от американских, интересы. Дважды: в 1963 и в 1967 годах, - правительство де Голля, пользуясь пра­вом вето, отказывало Англии в приеме в «Общий рынок».

В принципе де Голль не возражал про­тив объединения стран Европы, но реши­тельно выступал против планов военно-политической интеграции Западной Евро­пы в единое государство. Планам «Соеди­ненных Штатов Европы» он противопос­тавил идею «Европы государств», то есть межгосударственного союза, в котором все его члены сохраняли бы националь­ный суверенитет. Де Голль говорил, что Европа простирается «от Атлантики до Урала», и ее объединение не должно осу­ществляться без СССР и против СССР.

6.Внутренняя и внешняя политика Франции в период президентства Ж. Помпиду:

В результате отставки де Голля во Франции в 1969 году были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил кандидат ЮДР, бывший премьер-министр Жорж Помпиду.

Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами «преемственность и диалог». Этим он хо­тел сказать, что намерен продолжать по­литику президента де Голля, но готов идти на сближение с теми правыми и центрист­скими группировками, которые при де Голле находились в оппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля Со­противления, одного из руководителей ЮДР Ж.Шабан-Дельмаса, Помпиду вклю­чил в состав правительства не только чле­нов ЮДР и «независимых республикан­цев» во главе с Жискар д'Эстеном, но и некоторых представителей правой оппо­зиции.

Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г., правительство Помпиду - Шабан-Дельмаса провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотруд­ничество должно прийти на смену классо­вой борьбе. Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области зара­ботной платы, пенсий и семейных посо­бий. Минимум заработной платы был уве­личен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Пра­вительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государ­ства в руководстве экономикой в духе «либерализации», т.е. предоставить боль­ше возможностей частному капиталу. Шестой план экономического и социаль­ного развития (1970-1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государ­ства и усиление влияния рынка. Он исхо­дил из принципа: оказывать помощь част­ному капиталу тогда и там, когда и где тот пожелает.

Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем. Президент Пом­пиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан прото­кол о расширении и углублении политиче­ских консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникнове­ния ситуаций, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряжен­ность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласова­ния своих позиций.

В 1971 г. в ходе визита во Францию генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной напряженности и всеобщее разоружение под эффективным международным кон­тролем. Правительство Франции поддер­жало выдвинутую социалистическими странами идею общеевропейского сове­щания по вопросам безопасности и со­трудничества, которое в 1975 г. открылось в г. Хельсинки.

Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Фран­ции с Соединенными Штатами Америки и Великобританией. В 70-х годах во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское внешнепо­литическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», не захотела вернуться в ин­тегрированную военную организацию НАТО.

Отказавшись от выдвинутых де Голлем возражений против вступления Велико­британии в «Общий рынок», правительст­во Помпиду в апреле 1972 г. провело по этому вопросу референдум. 67,7% избира­телей, принявших участие в голосовании, поддержали проект договора о вхождении Англии, Дании и Ирландии в «Общий ры­нок», число членов которого увеличилось с 6 до 9.

Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию французского ядерного оружия. В начале 70-х годов Франция уже располагала всеми основны­ми видами ядерного оружия, баллистиче­скими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские ядерные си­лы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали силам США и СССР.

7.Внутренняя и внешняя политика Франции в 1974-81 годах:

В апреле 1974 г. не­ожиданно скончался президент Помпиду, а в мае состоялись внеочередные выборы президента республики. В качестве едино­го кандидата всех левых сил опять высту­пал Ф.Миттеран. Главными кандидатами правых партий были бывший премьер-министр, видный деятель деголлевского движения Ж.Шабан-Дельмас и лидер «не­зависимых республиканцев» В.Жискар д'Эстен. В первом туре выборов Жискар д'Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре ненамного опередил Миттерана. Собрав 50,8% голосов, он был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они вошли в состав прави­тельственной коалиции, и один из их мо­лодых лидеров - Жак Ширак - занял пост премьер-министра, но важнейшие мини­стерства оказались в руках «независимых республиканцев».

Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д'Эстен заявил, что Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества». Правительство объявило о дальнейшей «либерализации» экономики, т.е. сокра­щении сферы государственного планиро­вания. Одновременно оно провело ряд социальных реформ. Были повышены за­работная плата, пенсии и семейные посо­бия, снижен возрастной ценз на выборах с 20 до 18 лет. Правительство облегчило процедуру разводов, уравняло в правах «законных» и «незаконных» детей, приня­ло закон, разрешающий добровольное прерывание беременности. Однако данная политика оказалась действенной только на непродолжительный период времени.

Одной из главных целей внешней по­литики правительства Жискар д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами. Франция облегчила проникновение иностранных капиталов в свою экономику. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО, хотя Франция не вернулась в военную организацию Се­вероатлантического пакта. Присоединив­шись в 1974 г. к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сре­дах, Франция продолжала его подземные испытания на островах Тихого океана.

Вопреки прежней линии президента де Голля, правительство Жискар д'Эстена высказалось за расширение полномочий «наднациональных» европейских учреж­дений, предложило ввести единый евро­пейский паспорт, согласилось избирать депутатов Европейского парламента пря­мым всеобщим голосованием. Франция вошла в европейскую валютную систему и приняла единую европейскую платежную единицу (экю). Доля стран «Общего рын­ка» в ее внешней торговле возросла с 27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г.

Одним из своих важнейших внешне­политических приоритетов правительство Жискар д'Эстена считало сохранение хо­роших отношений с СССР. Во время не­однократных встреч Жискар д'Эстена с советскими руководителями были подпи­саны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Совет­ским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленно­сти, энергетики, туризма и ряд других со­вместных документов.

Летом 1975 г. в Хельсинки Жискар д'Эстен от имени Франции подписал За­ключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе, кото­рый предусматривал нерушимость границ и дальнейшую разрядку международной напряженности.

Однако, если во внешней политике всё было относительно нормально, то во внутренней крупные проблемы начались уже с начала второй половины 70х. В этот период Франция, как и другие капиталистические страны, всту­пила в полосу длительного экономическо­го и социального кризиса. Толчком к нему послужило внезапное и резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 1973 г. К на­чалу 80-х годов цены на нефть выросли в 16 раз, и это серьезно повлияло на эконо­мику Франции, которая импортировала до 80% потребляемой ею нефти. Расходы на импорт нефти и других энергоносителей быстро росли, возник и стал хроническим бюджетный дефицит и дефицит касс со­циального страхования. Планы экономи­ческого и социального развития не выпол­нялись, темпы экономического роста сни­зились. Если в 1950-1973 гг. они составля­ли в среднем почти 6% в год, то в 1973-1980 гг. не превышали 1,4%. Напротив, цены в отличие от предыдущих кризисов увеличивались ежегодно на 10-12%. Во Франции, как и во всем капиталистиче­ском мире, в ходе экономического кризиса 70-х годов обнаружилось новое явление «стагфляция», т.е. сочетание стагнации экономики с инфляцией.

Вследствие низких темпов роста фран­цузская экономика постепенно отставала от зарубежных конкурентов. Особенно трудным было положение угольной, ста­лелитейной и судостроительной промыш­ленности, продукция которых не находила сбыта. Часть нерентабельных предпри­ятий была закрыта, объем производства сократился. Безработица стала массовой. Массовая безработица и инфляция снизили жизненный уровень населения. На смену Жискар д’Эстену пришёл Ф. Миттеран.





Подборка статей по вашей теме: