Конституция 5 Республики. Социально-экономическое и политическое развитие Франции в период президентства Ш. де Голля

Вер­нувшись к власти, генерал де Голль не­медленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. ее про­ект был вынесен на референдум. Вместо парламентской республики во Франции создавалась президентская республика, в которой президент являлся главным цен­тром власти. Сохраняя республику и при­знавая все политические и социальные права, зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции значи­тельно расширял полномочия президента. Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и вооружен­ных сил. Он председательствовал в Совете министров, назначал премьер-министра и министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные долж­ности, пользовался правом законодатель­ной инициативы, мог вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент или вынести его на референдум. Прези­дент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полно­ту власти в случае угрозы республике или независимости нации.

Полномочия парламента, состоявшего из двух палат - Национального собрания и Сената, - были существенно меньше, чем в Четвертой республике. Парламент прини­мал законы и бюджет, утверждал про­грамму правительства, но он не мог ни контролировать, ни сместить президента. Правда, правительство было обязано ухо­дить в отставку, если Национальное соб­рание абсолютным большинством голосов примет особую «резолюцию порицания», но в этом случае президент мог распус­тить парламент и назначить новые выбо­ры.

Во время референдума за проект кон­ституции проголосовало 79% избирателей. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровав­шиеся в политической системе и практи­ческой деятельности Четвертой республи­ки.

Принятие конституции юридически оформило создание Пятой республики. Затем последовала серия выборов, необ­ходимых для формирования высших орга­нов власти.

Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции продолжала развиваться быстрыми тем­пами.

За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем про­мышленного производства увеличился в 1,5 раза, превысив довоенный уровень в 3,5 раза.

Правительство регулярно принимало планы экономического и социального раз­вития, охватывавшие основные направле­ния финансово-экономической, техниче­ской и социальной политики государства, предоставляло огромные субсидии круп­нейшим финансово-промышленным кор­порациям. Были реконструированы мно­гие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, хи­мическая, нефтяная, авиационная, автомо­бильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза. Концентрация произ­водства увеличилась. 25 гигантских промышленно-финансовых групп контроли­ровали более 60% всех капиталовложений. Тем не менее, степень концентрации про­мышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капитали­стических странах. Более 80% общего ко­личества французских предприятий отно­силось к числу мелких, в каждом из кото­рых было менее 5 рабочих.

Значительно возросло техническое ос­нащение сельского хозяйства. К 1965 г. тракторный парк Франции увеличился в 30 раз по сравнению с довоенным време­нем, потребление минеральных удобрений возросло в 4 раза. В результате крупных капиталовложений и широкого примене­ния научно-технических достижений по­высилась урожайность сельскохозяйст­венных культур и продуктивность скота. За 10 лет производство сельскохозяйст­венных продуктов выросло на 66%. Фран­ция стала вторым после США экспорте­ром продовольствия. По наличию техни­ки, инженерно-технических кадров, ква­лифицированных рабочих французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики. Оно перешло в ин­дустриальную стадию развития.

Численность сельскохозяйственного населения сократилась почти в два раза. К началу 70-х годов в деревне осталось лишь 12% самодеятельного населения.

Среди городского населения быстро росла доля трудящихся, занятых в непро­изводственной сфере (торговля, система обслуживания, государственный аппарат, наука, образование, здравоохранение и т.д.). С 1954 по 1968 г. количество лиц умственного труда выросло в три раза.

Общая численность рабочего класса увеличилась незначительно, но в его со­ставе произошли существенные перемены. Сокращалось число занятых в старых от­раслях промышленности (угольная, тек­стильная), возрастало в новых (радиоэлек­троника, атомная промышленность). Бы­стро увеличивалось количество иностран­ных рабочих. Это были в основном жите­ли прежних французских колоний, заня­тые главным образом на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе.

Жизненный уровень населения повы­сился. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., реаль­ная заработная плата увеличилась при­мерно на 25%. Срок ежегодно оплачивае­мого отпуска был увеличен с 3 до 4 не­дель. Тем не менее значительная часть трудящихся продолжала получать зара­ботную плату на уровне официального минимума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: