Вернувшись к власти, генерал де Голль немедленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. ее проект был вынесен на референдум. Вместо парламентской республики во Франции создавалась президентская республика, в которой президент являлся главным центром власти. Сохраняя республику и признавая все политические и социальные права, зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции значительно расширял полномочия президента. Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и вооруженных сил. Он председательствовал в Совете министров, назначал премьер-министра и министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные должности, пользовался правом законодательной инициативы, мог вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент или вынести его на референдум. Президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти в случае угрозы республике или независимости нации.
Полномочия парламента, состоявшего из двух палат - Национального собрания и Сената, - были существенно меньше, чем в Четвертой республике. Парламент принимал законы и бюджет, утверждал программу правительства, но он не мог ни контролировать, ни сместить президента. Правда, правительство было обязано уходить в отставку, если Национальное собрание абсолютным большинством голосов примет особую «резолюцию порицания», но в этом случае президент мог распустить парламент и назначить новые выборы.
Во время референдума за проект конституции проголосовало 79% избирателей. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровавшиеся в политической системе и практической деятельности Четвертой республики.
Принятие конституции юридически оформило создание Пятой республики. Затем последовала серия выборов, необходимых для формирования высших органов власти.
Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции продолжала развиваться быстрыми темпами.
За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза, превысив довоенный уровень в 3,5 раза.
Правительство регулярно принимало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической, технической и социальной политики государства, предоставляло огромные субсидии крупнейшим финансово-промышленным корпорациям. Были реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза. Концентрация производства увеличилась. 25 гигантских промышленно-финансовых групп контролировали более 60% всех капиталовложений. Тем не менее, степень концентрации промышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капиталистических странах. Более 80% общего количества французских предприятий относилось к числу мелких, в каждом из которых было менее 5 рабочих.
Значительно возросло техническое оснащение сельского хозяйства. К 1965 г. тракторный парк Франции увеличился в 30 раз по сравнению с довоенным временем, потребление минеральных удобрений возросло в 4 раза. В результате крупных капиталовложений и широкого применения научно-технических достижений повысилась урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота. За 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов выросло на 66%. Франция стала вторым после США экспортером продовольствия. По наличию техники, инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики. Оно перешло в индустриальную стадию развития.
Численность сельскохозяйственного населения сократилась почти в два раза. К началу 70-х годов в деревне осталось лишь 12% самодеятельного населения.
Среди городского населения быстро росла доля трудящихся, занятых в непроизводственной сфере (торговля, система обслуживания, государственный аппарат, наука, образование, здравоохранение и т.д.). С 1954 по 1968 г. количество лиц умственного труда выросло в три раза.
Общая численность рабочего класса увеличилась незначительно, но в его составе произошли существенные перемены. Сокращалось число занятых в старых отраслях промышленности (угольная, текстильная), возрастало в новых (радиоэлектроника, атомная промышленность). Быстро увеличивалось количество иностранных рабочих. Это были в основном жители прежних французских колоний, занятые главным образом на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе.
Жизненный уровень населения повысился. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., реальная заработная плата увеличилась примерно на 25%. Срок ежегодно оплачиваемого отпуска был увеличен с 3 до 4 недель. Тем не менее значительная часть трудящихся продолжала получать заработную плату на уровне официального минимума.